Войти на сайт

Ода озимым

Фото © kuzbass85.ru

На первый взгляд, говорить об урожае-2016, когда не убрано ни тонны зерновых культур урожая нынешнего, – нонсенс. Но именно сейчас еще можно успеть сделать серьезный шаг в будущее. Иначе, не сделав рывка и не посеяв до 10 сентября озимые под урожай будущего года (озимые рожь, пшеницу, тритикале), через год можно будет начинать разговоры с привычного места.

Визитная карточка успешных

Дело в том, что в нашей области регулярно звучат призывы резко увеличить клин озимых до 10-15, лучше 20 процентов, но рост в лучшем случае составляет один-полтора процента в год, и называть это прорывом как минимум смешно.

О том, что озимые культуры хорошо вписываются в севообороты и экономически выгодны, не говорит только ленивый. Правда, от разговоров площади под ними не очень-то растут. К примеру, в прошлом году из 606 тысяч гектаров полей, занятых зерновыми и зернобобовыми культурами, озимыми было засеяно 35 тысяч гектаров – 5,7 процента. В этом году, по данным департамента сельского хозяйства, озимых должно быть посеяно 44 тысячи гектаров (7,2 процента).

При этом, повторимся, отношение к озимым – своего рода визитная карточка успешных хозяйств.

— Те, кто занимается озимыми, идут на шаг впереди других, — утверждает Александр Черных, один из старейших действующих агрономов Кузбасса. — Во-первых, это гарантия урожая. Во-вторых, это снижение напряга осенью: уборка начинается рано, в первой декаде августа, и можем растянуть уборочную во времени, оставляя ее на октябрь. Они хорошо очищают поля от сорняков. Ну, и все-таки основной упор – что озимые дают в полтора-два раза больше зерна, чем яровые…

— Конечно, отношение к озимым — это показатель умелого хозяйствования, — вторит Юрий Качканов, начальник сельхозуправления Крапивинского района. — Потому что это ранняя уборка. Это меньшая нагрузка на весну. Мы все торопимся, даже идем по усеченному варианту, когда надо бы сделать то-то и то-то, спровоцировать сорняки, ведь не у всех же деньги есть на химию. И когда большие объемы, сроки уходят, приходится отказываться от части обязательных операций… Это первые деньги урожая, которые идут на уборку основного урожая… У нас зона рискованного земледелия, но мы уже привыкли к озимым, подобрали сорта, которые мало выпревают и вымерзают. У нас в севообороте надо иметь не 10-15 процентов озимых, а все 30, если с техническими культурами. Мы такую задачу ставим, и, наверное, у нас в районе процент озимых больше, чем у других…

«Должна быть система»

Но как случилось, что озимые, бывшие когда-то незаменимой частью системы земледелия, одно время практически ушли с полей?

Вернемся на четверть века назад, в 1989 год. Намолочено 1,44 миллиона тонн зерна в бункерном весе, еще по полмиллиона тонн завезено для хлебопечения (в те годы в Кузбассе не вызревали сорта пшеницы, пригодные для этой цели) и для животноводства. Ведь собственных кормов для 805,5 тысячи голов крупнорогатого скота и 746,8 тысячи свиней не хватало.

В новейшие времена количество КРС сократилось в несколько раз, вызвав сокращение потребления фуражного зерна. Мы уже не везем его «со стороны», перевести бы в мясо да молоко выращенное в области! Если в 90-е годы в структуре посевов зерновых доля продовольственного зерна составляла 24-37 процентов, то на сегодня его чуть ли не вдвое больше. Соответственно, сократились посевы фуражных культур – овса, ячменя, озимой ржи. Яровая пшеница стала доминирующей культурой, а рожь, которая в рационе животных составляет всего около 10 процентов, оказалась невостребованной. Цена на нее по сравнению с другими культурами упала, и эта культура, дававшая «озимые» проценты, стала пропадать с полей.

Тем временем не только рожью озимой сильно поле, наука не стоит на месте, появились и другие зерновые озимые культуры – пшеница, ячмень, тритикале. Но первые и не всегда успешные опыты их возделывания и конъюнктура рынка помешали им занять достойное место на кузбасских полях.

Исключение – озимая техническая культура сурепица, новая для наших мест. Помимо вышеназванных плюсов, экономика сурепицы дает самый интересный результат среди озимых. Сеется в начале августа, максимально использует и осеннюю, и весеннюю влагу. Успевает окрепнуть до вредителей, требует всего одну обработку от цветоеда (100 рублей на гектар). Для сравнения: на рапсе (яровой родственник сурепицы) только на пестициды надо затратить 4,5-5 тысяч рублей на гектар. Расход семян – всего 7 килограммов на гектар, и даже при гибели посевов поле остается подготовленным и засевается рапсом или яровыми. В эти дни сурепица уже убрана, килограмм маслосемян стоит от 16 рублей, покупатели выстраиваются в очередь.

Сурепице помогает рынок. А что мешает победной поступи озимых зерновых?

— До недавнего времени я к озимым в нашей зоне рискованного земледелия относился скептически, говорил, что озимыми не нужно заниматься, пока не появятся нормальные устойчивые к зимовке сорта, — объясняет Михаил Гордылев, кандидат биологических наук, представитель фирмы «АгроЭксперт».

— Но сегодня озимые позволяют получить гарантированный достойный урожай. Хотя стержнем всего должна быть система земледелия. В ее основе лежит севооборот, то есть научно обоснованное чередование культур. Затем расписывается очередность необходимых технологических операций, а последний этап – график полевых работ: какого числа какую операцию и чем ты планируешь проводить, корректируя их на погодные условия. У кого такая система есть – есть и успех…

В ожидании понукания?

Тем временем агроном Александр Черных вялый интерес к озимым объясняет просто:

— Косность, нет другого объяснения. Нужна «политика партии»: мы же привыкли, когда нам скажут, разучились думать. Да и спецов мало стало, почти все без агрономов работают. А для озимых надо знать, на каком поле сноса снега нет, и они не вымерзнут, чтобы стерня была – много нюансов… Я бы сеял половину наполовину, но пока хотим довести озимые хотя бы до четверти…

— У нас озимых процентов 10, — рассказывает Николай Шишин, директор ОАО «Ваганово», одного из кузбасских «агромаяков». — Этого маловато, но нам трудно иметь много озимых, потому что зона малоснежная и засушливая. Но с помощью тритикале думаем увеличить процент озимых до 20. Тритикале в кормовом рационе замещает пшеницу, а урожайность в два-три раза выше. По ней главное – экономика: не нужна химия, удобные сроки сева и уборки, высокие урожаи и невысокая себестоимость…

Все наши собеседники и сторонники озимых уверены, что для «озимого» рывка нужны… политическая воля и внятная поэтапная технология возделывания озимых. В прошлые годы на многочисленных агроконференциях и семинарах эти темы, пусть и вскользь, звучали. Но в этом году подобных мероприятий попросту не было.

Сегодня, так получается, озимые становятся синонимом современного земледелия, успешности и экономической стабильности агробизнеса. Но, как ни странно, часть хозяйств и фермеров хотят получить стимулирующий пинок, чтобы взяться за озимые.

Кто им его даст?

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/71660.html

На первый взгляд, говорить об урожае-2016, когда не убрано ни тонны зерновых культур урожая нынешнего, – нонсенс. Но именно сейчас еще можно успеть сделать серьезный шаг в будущее.

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: