Последние новости:
Для участия в празднике приглашены представители общественных национальных объединений, а также шорские и телеутские фольклорные коллективы: «Чылтыс» (г.Таштагол), «Чедыген» (г.Междуреченск), «Ак Чаяк» (п.Шерегеш, Таштагольский район), «Отчагаш» (г.Мыски), «Тагтагал» (г.Осинники), «Ойун» (г.Междуреченск), «Солоны» (Беловкий район), «Аба-Тура» (г.Новокузнецк), творческое объединение «Кызай» (г.Таштагол).
В праздничной программе предусмотрены концерт творческих коллективов, спортивные состояния, дегустация блюд национальной кухни, шорский новогодний обряд, традиционный ритуальный обряд шамана, а также организована выставка-продажа музыкальной продукции творческих коллективов, народного прикладного творчества, предметы народных промыслов и домашнего обихода коренных малочисленных народов Кемеровской области. Организаторами праздника выступили музей-заповедник «Томская Писаница», новокузнецкая городская общественная организация «Шория» при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Чыл Пажи — шорский народный праздник, в переводе означает Голова года, на эту голову падают первые лучи «Нового солнца» в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев. Предки шорцев праздновали Чыл Пажи не один день. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, дни очищения порога, дома, дворов и т.д. В этот период нельзя было употреблять вино, так как с вином могла войти в человека нечистая сила. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе. В назначенный день шаману приводили жертвенного животного (жеребёнок, баран), которого специально откармливали и готовили для праздника в течение года. Люди очищались не только физически, но и духовно просили у Богов Земли, Огня, Воды, Гор урожая, удачи в охоте, здоровья и т.д. После совершения традиционных ритуалов люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке. На празднике молодые люди знакомились и заключались свадебные соглашения между родителями и родственниками. Лучшие исполнители песен, частушек, напевов соревновались в своём мастерстве и умении красиво говорить и петь. По вечерам, чтобы задобрить духов кайчи исполняли древние героические поэмы, всю ночь рассказывали и пели под аккомпанемент кай-комуса (двухструнный музыкальный инструмент) прославляя подвиги древних богатырей. Начало праздника в 13 час.
Для участия в празднике приглашены представители общественных национальных объединений, а также шорские и телеутские фольклорные коллективы: «Чылтыс» (г.Таштагол), «Чедыген» (г.Междуреченск), «Ак Чаяк» (п.Шерегеш, Таштагольский район), «Отчагаш» (г.Мыски), «Тагтагал» (г.Осинники), «Ойун» (г.Междуреченск), «Солоны» (Беловкий район), «Аба-Тура» (г.Новокузнецк), творческое объединение «Кызай» (г.Таштагол).
В праздничной программе предусмотрены концерт творческих коллективов, спортивные состояния, дегустация блюд национальной кухни, шорский новогодний обряд, традиционный ритуальный обряд шамана, а также организована выставка-продажа музыкальной продукции творческих коллективов, народного прикладного творчества, предметы народных промыслов и домашнего обихода коренных малочисленных народов Кемеровской области.
Организаторами праздника выступили музей-заповедник «Томская Писаница», новокузнецкая городская общественная организация «Шория» при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области
Чыл Пажи — шорский народный праздник, в переводе означает Голова года, на эту голову падают первые лучи «Нового солнца» в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев. Предки шорцев праздновали Чыл Пажи не один день. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, дни очищения порога, дома, дворов и т.д. В этот период нельзя было употреблять вино, так как с вином могла войти в человека нечистая сила. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе. В назначенный день шаману приводили жертвенного животного (жеребёнок, баран), которого специально откармливали и готовили для праздника в течение года. Люди очищались не только физически, но и духовно просили у Богов Земли, Огня, Воды, Гор урожая, удачи в охоте, здоровья и т.д. После совершения традиционных ритуалов люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке. На празднике молодые люди знакомились и заключались свадебные соглашения между родителями и родственниками. Лучшие исполнители песен, частушек, напевов соревновались в своём мастерстве и умении красиво говорить и петь. По вечерам, чтобы задобрить духов кайчи исполняли древние героические поэмы, всю ночь рассказывали и пели под аккомпанемент кай-комуса (двухструнный музыкальный инструмент) прославляя подвиги древних богатырей.
Начало праздника в 13 час.