Войти на сайт

Школа жестокости

Фото © amic.ru

Случаи школьного насилия в эпоху мобильной связи и Интернета быстро распространяются по стране. Записи избиений постоянно появляются на различных Интернет-ресурсах. Трудно сказать, влияет ли на подростковую жестокость возможность быстрого нахождения и просмотра в сети Интернет роликов о насилии школьников над своими же собратьями по парте? Но достоверно можно сказать другое: насилие в молодежной среде растет. И это уже не обычные драки, которые всегда были и будут. Это нечто другое... И я постараюсь доказать это предположение примерами. Увы – из повседневной жизни яйских школ.

Первый случай произошел в яйской общеобразовательной школе № 1 в первых числах декабря 2012 года. 15-летний Илья Р. избил 13-летнюю Лену Б. (имена изменены — О.Б.). Девочка всего лишь пыталась помочь другой школьнице, с которой агрессивно разговаривал Илья. Пыталась выяснить в чем дело … и тут же получила удар по лицу, удар ногой по бедру. Результат – разбитый в кровь нос.

Обычное происшествие, скажет кто-то: «Дети дерутся!» А вот продолжение истории мне кажется необычным. На педагогическом совете, разбиравшем это дело, Илья Р. наотрез отказался извиняться за эти удары. Вместо дежурных слов вроде: «Сожалею, осознал…», Илья Р. сказал следующее: «Вины не чувствую, извиняться не буду!».

Понятно, что избитой девочке от извинений – ни жарко, ни холодно. Понятно, что «вымученное» взрослыми извинение хулигана часто означает лишь пустые слова. Но также понятно, по здравому размышлению, что Илья Р. считает нормальным бить по лицу слабую девочку. Бить – и не извиняться.

Это только первый пример школьного насилия. Второй, к сожалению, гораздо неприятней.

17 января 2013 года Антон С., ученик яйской общеобразовательной школы № 3, жестоко избил на крыльце школы свою одноклассницу Марию Д. Жестоко в данном случае – не словесный оборот. Антон, толкнув, опрокинул девочку, ударил ее кулаком в живот… К сожалению, этим он не ограничился: схватив Машу за голову, он дважды ударил ее затылком о бетонное крыльцо. Но и этого Антону показалось мало. Он встал и наступил девочке ногой на лицо!

Как вы догадываетесь, последствия этого избиения были гораздо более тяжкими, чем в первом случае. Маша получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. По рекомендации лечащего врача Мария была вынуждена ограничить любые нагрузки, в том числе, посещение Детской школы искусств. Маша, в отличие от хулигана Антона, отлично учится, имеет похвальные листы, о ней хорошо отзываются педагоги…

Антон С. не просто отказался извиняться за свой поступок. Он не просто лгал, что его, якобы, избила бабушка Маши (запись со школьных камер видеонаблюдения подтвердила, что это ложь). Во время гражданского процесса прямо в здании суда подросток при свидетелях угрожал Маше… убийством. И, даже если считать эти угрозы явно преувеличенными, то оторопь берет от этой злобы.

И Илья Р., и Антон С. из семей, которые называют неблагополучными. Это немного объясняет их поступки. Но, как же объяснить то, что они отказались покаяться в своих проступках? Ведь элементарный инстинкт самосохранения, казалось, должен был им подсказать: «Покайся!» Но инстинкт подсказывал другое: исключение из школы в настоящее время — почти невероятное событие, бояться уголовного преследования тоже не стоит, т.к. возраст хулиганов слишком мал. Так чего бояться, воспитательных бесед?

Глядя на этих двух любителей избивать девочек, понимаешь, что школьные хулиганы за последние годы сильно осмелели. Издевательства над слабыми бывали в школах и раньше. Но, еще недавно, пойманные за руку школьные «бойцы» прятали глаза, угрюмо огрызались, отнекивались… Просили прощения, пусть и затаив камень за пазухой. Теперь они уже не прячут глаз, они открыто угрожают. Об извинениях даже речь не идет. Что же это: малолетняя глупость? Или уверенность в своих силах?

Оба происшествия, о которых я рассказал, – самые показательные случаи школьного насилия. Только за 2012 год в Яйском районном суде прошли 12 гражданских процессов по схожим обстоятельствам. Истцами в них выступали родители избитых детей. При этом ни для кого не секрет, что немалое число родителей отказывается от защиты интересов своего ребенка в суде. Для них непреодолимой преградой кажется отказ от возбуждения уголовного дела из-за того, что хулиган не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности по статьям 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и 116 УК РФ («Побои»).

— Выход есть – обращение в прокуратуру, — говорит помощник прокурора Яйского района Павел Николаевич Бохонец. — По гражданскому иску с родителей малолетних правонарушителей можно получить компенсацию за причиненный здоровью ребенка вред. Все без исключения гражданские иски, поданные в 2012 году по похожим требованиям, Яйский районный суд удовлетворил.

Кто-то из родителей, узнав о драке с участием своего ребенка, махнет рукой: «И мы дрались в школе, бывает!» Но всегда стоит помнить, что обоюдная драка и избиение – разные вещи! Удары головой о бетон – это именно избиение, причем грозящее самыми тяжкими последствиями для здоровья ребенка. И подают в суд в случае такого избиения не ради получения денег, а ради справедливости. Потому что ни одно преступление, даже совершенное несовершеннолетним, не должно остаться без наказания.

Олег Быков благодарит помощника прокурора Яйского района П. Н. Бохонца за предоставленные материалы.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/obshhestvo/46657.html

Случаи школьного насилия в эпоху мобильной связи и Интернета быстро распространяются по стране. Записи избиений постоянно появляются на различных Интернет-ресурсах.

1 комментарий

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: