Последние новости:
Скоро в кузбасских школах прозвенит последний звонок, после которого тысячи школьников займутся подготовкой к ЕГЭ и беготней по приемным комиссиям вузов, а родители вздохнут с облегчением – наступил конец школьным поборам.
Школьными поборами уже никого не удивишь – на них воспитывали неприязнь к коррупции с молодых ногтей уже ни одному поколению россиян. Казалось бы, сейчас, с развитием интернета, когда любая тайна за секунды может превратиться в хит в интернете и стать предметом проверки соответствующих органов, поборы в школах продолжают существовать.
На различных сайтах в сети то и дело публикуются открытые письма и жалобы на систему образования.
Например, на сайте Управления образования администрации Кемерова в рубрике «вопрос-ответ» размещено письмо одной из посетительниц, предусмотрительно скрывшей фамилию. Некая Анна спрашивает о правомерности введения в школе №52 в Кедровке школьной формы для учащихся и поборов, выражающихся в каких-то там 2,5 тыс. рублей за комплект учебников для второклассников, которые в принципе должны выдаваться бесплатно из фонда школьной библиотеки.
«Когда на родительском собрании 19.03 2013г. родители стали возмущаться по поводу поборов и новой школьной формы, директор в грубой форме попросила всех недовольных выйти из зала», — говорится в письме.
Что стало с директором образовательного учреждения, которого родители обвинили в поборах, не указывается, равно как и то, что стало с самими родителями. Наверное, они так и продолжили платить наличными по 2,5 тыс. рублей в год якобы за учебники.
Стоит отметить также совершенно иное, нежели принято, толкование в школах лексического значения слов «добровольный» и «пожертвование», и коммерциализацию процесса оказания бесплатных образовательных услуг. Ну а о том, как в школах собирают деньги «на ремонт», говорить и не стоит.
Как рассказала МедиаКузбассу помощник прокурора Кемеровской области Елена Тушкевич, кто-то из родителей и не знает о том, что сбор в принудительном порядке определенного вида платы является незаконным, а кто-то опасается репрессивных мер со стороны руководства образовательного учреждения, и потому редко жалуется в прокуратуру.
Как бы то ни было, но улов областной прокуратуры после плановой проверки системы образования довольно ощутим. В первом квартале этого года ведомство провело проверки исполнения законодательства о дополнительном образовании в учреждениях дополнительного образования детей.
«Обобщение результатов проведенных проверок показало, что нарушения в сфере дополнительного образования детей носят распространенный характер. Прокурорами городов и районов выявлены нарушения федерального законодательства в сфере дополнительного образования детей, а также факты грубого нарушения прав обучающихся и их законных представителей», — сказала Елена Тушкевич.
Так, по данным представителя облпрокуратуры, в уставах нескольких детских школ искусств в Топках установлена плата за обучение детей в размере от 360 до 470 рублей ежемесячно, однако, как установило ведомство, образовательные услуги не выходят за рамки основной образовательной деятельности и финансируются из местного бюджета.
Аналогичные нарушения, как рассказали Елена Тушкевич, были выявлены прокуратурами городов Анжеро-Судженска, Березовского, Кемерово, Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецка, Осинники, Топки, а также Беловского района.
«В ряде учебных заведений сумма пожертвований и взносов, вносимых родителями, определяется родителями в начале каждого учебного года на заседании «родительского комитета», что противоречит принципу добровольности при оказании спонсорской помощи», — сказала представитель прокуратуры.
Кроме того, ведомством выявлен ряд незаконных распоряжений местных администраций, устанавливающих плату за обучение детей в школах искусств по программам основной образовательной деятельности. Иными словами, поборы были узаконены не местном уровне.
Как рассказала Елена Тушкевич, в Березовском, Кемерове, Новокузнецке и Осинниках выявлены нарушения при заключении договоров об оказании платных образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей и их родителями.
Так, договоры между родителями и «Детской школой искусств № 53» в Куйбышевском районе Новокузнецка предусматривают оплату за обучение даже в том случае, если ребенок болеет более двух месяцев. Делается это, якобы, для того, чтобы сохранить место для учащегося, что противоречит законодательству.
Всего проверки затронули более 380 учреждений дополнительного образования детей в Кузбассе. Во всех случаях, как рассказали в облпрокуратуре, принимаются меры прокурорского реагирования. Незаконные нормативные акты таких учреждений опротестовываются прокурорами.
И пока прокуратура готовится к новым проверкам и отстаивает права юных кузбассовцев на бесплатное образование, в школах, наверняка, придумывают новые формы поборов.
Ну и что?Каждый год выявляется,но поборы не кончаются.И главное,что значительная их часть тупо оседает в карманах директоров и приближённых к ним училок.Никого ещё и не привлекли по настоящему к ответу за всё это.И вряд ли привлекут.Сколько мы денег перетаскали в школу №29,г.Новокузнецк,когда там царствовала Ермакова Ирина Андреевна?А школа как была потрёпанной,так и осталась.
«Некая Анна спрашивает о правомерности введения в школе №52 в Кедровке школьной формы для учащихся…» О, конечно нет. Для всей РФ правомерно, а для школы №52 в Кедровке неправомерно. Кстати, расходы по введению формы опять-таки ложатся на регионы. Готовьте денежки, господа родители, на всех бюджетных средств не хватит.
«… выражающихся в каких-то там 2,5 тыс. рублей за комплект учебников для второклассников, которые в принципе должны выдаваться бесплатно из фонда школьной библиотеки.» В принципе должны. А на практике Минобрнауки не выделяет достаточное количество средств на их приобретение, равно как и на пополнение фондов школьных библиотек. Но на Министерство жаловаться неудобно, а на школу – запросто.
«Что стало с директором образовательного учреждения, которого родители обвинили в поборах, не указывается…» А ничего не стало. Директор действует в соответствии с внутренним распоряжением городской администрации об изыскании финансовых средств из внутренних резервов. Никому не приходит в голову, какие внутренние резервы могут быть у муниципального бюджетного образовательного учреждения? Никому.
«Наверное, они так и продолжили платить наличными по 2,5 тыс. рублей в год якобы за учебники.» Не «якобы», а именно за учебники. Обещание Минобра сотворить учебники из воздуха пока не сбывается. Невероятно, но факт.
«Обобщение результатов проведенных проверок показало, что нарушения в сфере дополнительного образования детей носят распространенный характер.» К сожалению, прокуратура так и не смогла указать, в чем эти нарушения заключаются (даже после вынесения предписания об их устранении) помимо неправильного оформления нормативных документов.
«…образовательные услуги не выходят за рамки основной образовательной деятельности и финансируются из местного бюджета.» Должны финансироваться из местного бюджета, точнее. В смысле в полном объеме, а не в размере стоимости десяти цветных карандашей.
«…ведомством выявлен ряд незаконных распоряжений местных администраций» А это уже теплее. Осталось выяснить, кто местным администрациям отдал распоряжения.
«…права юных кузбассовцев на бесплатное образование…» Образование как услуга у нас таки бесплатное. Учебники, сцуко, платные. У меня есть право на бесплатное чтение, но книги мне в магазине не дарят. Даже после обещания оплатить треть их стоимости.
«…в школах, наверняка, придумывают новые формы поборов». Да-да. Сам неоднократно видел, собираются школьные библиотекари на в парижском «Epicure» и обсуждают, как отжать с доверчивых родителей еще рублей по тридцать. Якобы на учебники.