Последние новости:
Почему именно психолог? Виталий Самбуров пожимает плечами: выбор места работы, где он, слепой с детства, может приложить свои силы, не столь велик.
— Сейчас здоровому человеку на работу устроиться непросто, — замечает молодой человек. — Что уж говорить про обладателя первой группы?
Виталию 27 лет. Он студент 4-го курса Новокузнецкой педакадемии: от Маганака туда добираться быстрее. Но в большой город без сопровождающего ездить сложно. Поддерживает семья.
— Я довольно скоро понял, что отличаюсь от других детей, — вспоминает он. — Упущу из рук игрушку, и не могу найти, даже если она рядом.
Ему пришлось рано оторваться от дома: школу заканчивал в полысаевском интернате для слабовидящих. Когда детям приходится становиться самостоятельнее, они прибавляют в возрасте.
Маршрут из интерната домой на выходные иногда приходилось осваивать самому. В детстве, говорит, это легче, меньше страхов, и на что-то просто не обращаешь внимания, не паришься, как говорят подростки.
По родному городу передвигается гораздо увереннее. Зрячему человеку непонятно, как это возможно?
— На самом деле не так уж и сложно, — убеждает Виталий. — Если речь о хорошо знакомом, исхоженном маршруте. А по новой дороге надо хотя бы пару раз пройтись с провожатым. Чтобы осмотреться.
Виталий употребляет именно это слово, хотя анализирует прежде всего звуки. Вот затормозил автобус, прошли люди, скрипнула дверь. Уши непрестанно слушают город. Нога встала на землю — значит здесь газон. Зимой, когда повсюду снег, ориентиров становится меньше. Расстояние оценивает интуитивно.
Часто ли предлагают помощь прохожие? Иногда она и не требуется, но сердобольный земляк пытается услужить. Иногда он обращается сам, если не знает, к примеру, какой автобус подошёл. Приходилось и пропускать нужный, когда люди вокруг торопятся и никто не обращает внимания на незрячего парня.
— Не паникуете, если вдруг теряется ориентир? — спрашиваю своего собеседника.
— Бывает, что в трёх соснах блуждаешь. Я тогда останавливаюсь, закуриваю и пытаюсь сосредоточиться.
Видимо, отсутствие одного из пяти органов чувств меняет масштаб ценностей «хорошо-плохо», как в пословице: «У кого щи пустые, у кого жемчуг мелкий». Он, к примеру, не понимает, как может быть скучно человеку, который видит, слышит, говорит, двигается. Весь мир открыт! Его время занимают учёба, работа в обществе слепых, где он научился пользоваться специальными компьютерными программами-«говорилками», общение с друзьями, и не в соцсетях — вживую куда интереснее.
— Ещё люблю фильм хороший посмотреть, — перечисляет Виталий.
Снова «посмотреть». Стереозвук помогает угадывать передвижение героев на экране. Современные гаджеты для слабовидящих людей — вообще помощь неоценимая. Парень тут же демонстрирует один из них: наручные часы, которые проговаривают время.
— Виталий, а маму свою вы себе как представляете? — спрашиваю человека, никогда не видевшего самого родного человека.
— Описать не могу: блондинка или брюнетка, форма носа, глаз, то есть не визуальными образами, скорее чувствую на интуитивном уровне.
Также, на уровне интуиции, возникают симпатии или антипатии к новым знакомым, но не с ходу, а после того, как перекинулся парой фраз.
В 27 хочется реализации. И в работе, и в семье.
— Может быть, не сейчас, — говорит он, — но в будущем планирую иметь семью. Обязательно.
И рассказывает историю, приведённую на лекции в институте: как слепой парень смог отыскать в толпе любимую девушку. Красавица она будет или нет — неважно. Главное, чтобы любимая.
Почему именно психолог? Виталий Самбуров пожимает плечами: выбор места работы, где он, слепой с детства, может приложить свои силы, не столь велик.