Последние новости:
Заключаемые на 2013 год соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между угольными компаниями и обладмнистрацией раскрывают ближайшие перспективы кузнецкого угля. Пока можно говорить о том, что в большинстве своём угольщики не ждут от начавшегося года ничего хорошего, рассчитывают в лучшем случае на сохранение нынешнего довольного низкого спроса на уголь и на такие же низкие цены. Причины такого положения помимо экономических сложностей в мире они видят в растущей конкуренции газа на европейском рынке, в том числе, косвенной, со стороны сланцевого газа в США, вытесняющего американский уголь на внешние рынки.
Самое непростое положение, судя по всему, складывается у компаний, специализирующихся на добыче коксующегося угля. «Дочки» металлургов, ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» (принадлежит транснациональному металлургческому холдингу Arcelor Mittal) и ОАО «Белон» (контролируется ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»), в 2013 году планируют не увеличивать, а сокращать добычу угля и производственные инвестиции. В соответствие с соглашениями, которые они подписали с обладминистрацией, УК «Северный Кузбасс» планирует в 2013 году добыть 1,88 млн тонн угля против 2 млн тонн в прошлом году, «Белон» – 3,89 млн тонн против 3,95 млн тонн. Как пояснил на подписании технический директор УК «Северный Кузбасс» Иван Шемякин, планы 2013 года обусловлены тем, что работающие в составе компании две шахты «практически полностью уходят на добычу на тонких пластах», однако, с 2014 года предполагается вновь переход на более мощные пласты, в результате чего добыча будет восстановлена. Вячеслав Бобылев, гендиректор «Белона», просто отметил, что цены на концентрат коксующихся углей, который выпускает компании, снизились. Объем инвестиций в развитие производства ОАО «Белон» в 2013 году запланирован в объёме 1,7 млрд рублей против 2,3 млрд рублей, инвестиций ОАО «УК «Северный Кузбасс» – 487 млн рублей против 991 млн в 2012 году.
Крупнейший угольщик региона, ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ), в этом году сохранит добычу на уровне 2012 года, но нужно учесть, что в прошлом году она сократилась на 3 млн тонн. Как сообщил после подписания соглашения с губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым гендиректор ООО «УГМК-Холдинг» (управляющая компания КРУ) Андрей Козицын, объём инвестиций на 2013 год сокращается до 5,4 млрд рублей против 22,5 млрд в прошлом году в связи с тем, что в 2012 году рекордные 15 млрд рублей были направлены на приобретение собственных вагонов. Благодаря сформированному собственному вагонному парку, компания практически полностью перевозит уголь в своих вагонах на короткие, до 1000 км расстояния. Но в этом году таких вложений уже не будет.
Снижение добычи в прошлом году он объяснил тем, что в период кризиса 2008—2009 гг. компания резко сократила объём вскрышных работ, это отставание оно пытается преодолеть в течение 2012—2013 гг., что привело к временному к увеличению коэффициента вскрыши до 8-9 кубометров на 1 тонну угля и к снижению добычи. Постепенно предполагается увеличить объём добычи, до 48,5 млн тонн в 2017 году, и, соответственно, снизить коэффициент вскрыши до 6,5-7. В то же время будет ли прирост добычи на самом деле, по оценке Андрея Козицына, зависит не только от работы самой компании, но и от работы «РЖД», конъюнктуры рынка, от работы других угольщиков.
И такая осторожная оценка становится понятна, если учесть, что по прогнозу гендиректора ООО «УГМК-Холдинг», спрос на уголь на мировых рынках в 2013 году будет стабильным, но цены при этом сохранятся на нынешнем низком уровне, хотя и ниже падать не будут. Из 45 млн тонн, запланированного на этот год, 20 млн тонн КРУ планирует отгрузить на внутренний рынок, 25 млн – на экспорт, и это направление «даёт возможность развития компании». Но здесь появились проблемы: по данным Андрея Козицына, экспорт КРУ будет расти в первую очередь в восточном направлении, т. к. на европейском рынке обострилась конкуренция, поскольку туда пошёл американский уголь, вытесняемый сланцевым газом. Теперь уголь из США вытесняет российский уголь из Европы.
Председатель совета директоров группы «Талтэк» (контролируется барнаульским ЗАО «ИК «ЮКАС-Холдинг») Юрий Кочеринский сообщил, что около половины добываемого угля, 1,5 млн тонн, компания отправляет на экспорт, в основном, в Европу, и от этого направления отказываться в пользу восточного не планирует. Но объясняется это тем, что практически весь экспортный уголь грузится через собственный порт группы в городе Кандалакша (Мурманская область). Его «Талтэк» модернизирует, расширяет, углубляет дно для приёма судов увеличенной грузоподъемности, естественно, от него не откажется, и уголь поэтому пойдет в Европу. Но вряд ли этот случай можно признать показательным, собственными портовыми терминалами владеют далеко не все угольщики.
Зато показательно, что «Талтэк» отложил на два года свой основной инвестпроект – строительство нового угольного разреза, «Кыргайский Новый». Год назад Юрий Кочеринский обещал, что разрез будет пущен в мае 2012 года, потом ввод отложили на вторую половину года, а после подписания соглашения на 2013 год он объявил, что завершение строительства «Кыргайского Нового» отложено до 2014 года. Это произошло в связи с тем, что компания «не успела подготовить документы для постановки запасов данного разреза на государственный баланс». Однако, в прошлом году источник в областном департаменте ТЭК объяснил отложение инвестпроекта падением спроса на уголь.А вот ООО «Угольная компания «Заречная», несмотря на проблемы на рынке, торопится завершить свой главный инвестпроект – строительство шахтоуправления «Карагайлинское». Как пояснил генеральный директор компании Виталий Харитонов, строящаяся в составе предприятия шахта «Карагайлинская» мощностью 2,5 млн тонн будет добывать коксующийся уголь марки «Ж», который не имеет смысла поставлять на рынок без обогащения. Поэтому одновременно с шахтой строится обогатительная фабрика, однако, в этой части строительство может задержаться из-за «проблемы финансирования», поскольку по условиям кредитного соглашения УК «Заречная» с Газпромбанком 30% расходов на строительстве шахтоуправления должны составлять собственные средства. Изыскать их, пояснил Виталий Харитонов, трудно в нынешней ситуации низких цен на рынке. Он согласился, что влияние на конъюнктуру на рынке оказал приток американского угля, вытесняемого сланцевым газом, при этом «американские железные дороги пошли угольщикам навстречу, снизив тарифы, а наши наоборот». Тем не менее, компания «постарается в 2013 год запустить шахтоуправление «Карагайлинское» и спокойно войти в 2014 год».
Конечно, и уже в объявленных планах угольщиков есть и крупные инвестпроекты, и намерения продолжать рост угледобычи, но не они отражают сегодня основную тенденцию – спрос на уголь снизился, заметного его роста и увеличения цен, а значит и доходов угольщиков, не предвидится.
Заключаемые на 2013 год соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между угольными компаниями и обладмнистрацией раскрывают ближайшие перспективы кузнецкого угля.