Войти на сайт

Причины и последствия самого сильного пожара в Беловском руднике

Фото © img.rufox.ru

Возгорание на шахте «Колмогоровская-2» — одна из самых обсуждаемых новостей последнего месяца. Однако кузбассовцы хотят знать причины подземного пожара. Поэтому «БВ» решил провести своё расследование происшествия.

23 сентября в конце второй рабочей смены на шахте «Колмогоровская-2» датчики обнаружили в заезде на конвейерный штрек №6, на глубине 357 метров, повышенное содержание в воздухе угарного газа (СО). «В результате была задействована позиция №68 плана ликвидации аварии и выведены все люди из шахты» (выдержка из приказа №1002 генерального директора ООО «Шахта Колмогоровская-2» С.В. Масальского).

Через несколько часов о подземном пожаре на «Колмогоровской-2» знали не только шахтёры, но и жители посёлка Грамотеино. Светлосизый дым, выходящий из стволов шахты, несло в сторону населённого пункта. Дым был небезопасен для здоровья людей: помимо угля, в шахте горели кабели.

Длинное пламя в подземелье

Пожар на шахте «Колмогоровская-2», к сожалению, не первый в 2013 году: в марте уже было похожее происшествие. Мартовский пожар возник из-за самовозгорания угля. А причина этого – в угле, который добывается на «Колмогоровской-2»: высокоэнергетическом угле марки D.

По информации «Горной энциклопедии» (издательство «Советская энциклопедия», 1984—1991 гг.), самовоспламенение угля происходит в результате непрерывно развивающихся окислительных реакций в самом веществе. В результате окисления угля вначале происходит повышение температуры (самонагревание). Если температура достигает критического значения, то самонагревание переходит в самовозгорание.

Самовозгорание и насыщенность метаном – отличительные свойства высокоэнергетических углей. Нередко пожары происходят не только под землёй, но и на станциях выгрузки, в местах хранения угля. Особенно велика опасность самовопламенения при длительном хранении, когда трудно соблюсти все меры безопасности и контролировать химические реакции в толще угля.

В условиях затоваривания Кузбасса не востребованным углём пожары под открытым небом нередки. Об этом с тревогой говорил губернатор А.Г. Тулеев на сентябрьской встрече в президентом РФ В.В. Путиным. Уголь горит, и область несётбольшие убытки.

Угроза самовозгорания угля, таким образом, в Кузбассе хорошо изучена. Можно рассчитывать на оперативные действия руководствашахт и горноспасателей.

Эвакуация

Оповещение персонала шахты «Колмогоровская-2» об угрозе и последующая эвакуация прошли чётко.

— Как только поступили первичные данные о повышенной концентрации в воздухе угарного газа в выработке «Заезд на конвейерный штрек №6» (место пожара), я отдал приказ вывести людей из шахты и вызвать ВГСЧ, — говорит главный инженер ООО «Шахта Колмогоровская-2» Игорь Геннадьевич ШАЛИМОВ. – В течение получаса весь персонал, 50 человек второй рабочей смены, был эвакуирован. Пострадавших не было, и даже индивидуальным «самоспасателем» никто не пользовался: в этом не было нужды. Я на момент пожара находился под землёй и контролировал эвакуацию. На тот момент единственным визуальным признаком пожара был лёгкий дымок.

Виталий Владимирович КАРПОВ, командир Беловского взвода Кемеровского отдельного военизированного горноспасательного отряда (филиал ОАО «ВГСЧ»), со своей стороны, подтверждает, что каких-либо трудностей с эвакуацией персонала не возникло:

— Сигнал от дежурного шахты поступил к нам в 18:50. Выехало два отделения нашего взвода, МБЭР (медицинская бригада экстренного реагирования), два оперативных отделения из Ленинска-Кузнецкого и АПО (автомашина с пожарным оборудованием). Также приняли участие в спасательных работах оперативные группы МЧС и Беловского гарнизона пожарной охраны. К тому времени, когда горноспасатели прибы ли на «Колмогоровскую-2», вся рабочая смена уже была эвакуирована.

Укрощение огня

Место пожара было определено, с помощью датчиков и высланной разведки ВГСЧ, довольно точно. Но потушить возгорание оказалось нелегко. Горноспасателям пришлось убирать бетонную затяжку в дымящем конвейерном штреке, потому что горение шло в кровле и бортахвыработки.

При вскрытии затяжки огонь, получив кислород для горения, вспыхнул с удвоенной силой. По сути, тогда-то и стало ясно, что речь идёт именно о самовоспламенении угля, ведь пожар шёл под бетоном. Началась заливка угля водой.

Тушение пламени в замкнутом подземном пространстве в чёмто парадоксально. Обычный огонь достаточно лишить воздуха, и он угаснет. Но в шахте это недопустимо: в отсутствие кислорода концентрация метана может достигнуть взрывоопасной величины. Без малого 8 часов в горящую шахту подавался воздух, иначе (по признанию главного инженера) все стволы шахты разнесло бы в клочья.

Затем началась обваловка стволов шахты глиной, устьев выработок, идущих на поверхность. 25 сентября, окончательно сводя на «нет» возможность распространения пожара, началось затопление шахты.

По первоначальным прикидкам, для того, чтобы затопить шахту до глубины в 120 метров, понадобится около 45 дней. Затем – долгий период наблюдения, радоновые съёмки и прочие исследования. Вскрытие шахты с проветриванием и откачкой воды вряд ли удастся провести ранее 2014 года. А это означает длительный простой в работе, упущенную выгоду, затраты на ликвидацию пожара и выплату заработной платы простаивающим шахтёрам. Сумму убытков ещё предстоит определить. И длительность простоя ещё неизвестна.

На 30 сентября в шахте всё еще наблюдалась высокая концентрация угарного газа – 0,18% (такой процент вызывает у человека конвульсии, кому, удушье, возможен летальный исход).

Опасность рядом

В настоящее время продолжается работа комиссии Ростехнадзора, выясняются причины ЧП, возможные виновники пожара.

— Моим первым распоряжением в качестве председателя комиссии по расследованию пожара на шахте «Колмогоровская-2» было создание экспертной группы из специалистов Восточно-Сибирского научно-исследовательского института, — сказал нам начальник Беловского территориального отдела Ростехнадзо ра Виктор Александрович ШИЛОВ. – Нами также опрошены свидетели ЧП, и к концу недели комиссия определит виновников пожара. Также будут выданы рекомендации, как избежать впредь таких самовозгораний.

Но неизвестно, удастся ли полностью обезопасить шахту «Колмогоровская-2» от подобных ситуаций. Высокоэнергетический уголь довольно коварен. Достаточно вспомнить историю предыдущих пожаров на «Колмогоровской-2».

● 4 мая 2011 года в 12 часов 45 минут на шахте «Колмогоровская-2» зафиксирован эндогенный пожар. При обнаружении признаков самовозгорания угля в сбойке №57 у изоляционной взрывоустойчивой перемычки №108 работниками шахты был задействован план ликвидации аварии. В 13 час. 50 мин. вывод людей из шахты был закончен. Прибывшими отделениями ВГСЧ открытых очагов пламени обнаружено не было. Комиссия Ростехнадзора назвала наиболее вероятными причинами возникновения очага самовозгорания угля отсутствие контроля за состоянием перемычек, установленных в сбойке №57 и за составом атмосферы за перемычкой №108. Был данряд указаний по предотвращению в

дальнейшем подобных пожаров.

● Эндогенный пожар 7 ноября 2012 года был успешно потушен, но когда, спустя несколько месяцев, в марте 2013 года пожарный участок вскрыли для демонтажных работ и возобновления добычи, пламя вспыхнуло с новой силой. Эвакуация, изоляция блока лавы №4, простой работ. А в результате…

— Только летом 2013 года удалось списать мартовский пожар и начать демонтаж механизированного комплекса, — уточняет И.Г. Шалимов. – Но всё же нынешний пожар, на моей памяти, самый сильный в пределах Беловского рудника.

Один из забойщиков «Колмогоровской-2», пожелавший остаться неизвестным, поделился своими мыслями на этот счёт:

— Горит у нас постоянно, ребята почти уже привыкли. Все мы знаем, что где-то там тлеет. Иногда огонь вырывается наружу, и тогда начинается очередная эвакуация. Теперь вот сидим на 2/3 зарплаты и думаем: «Как дальше жить? Может, пора менять место работы?» Теперь ждём решение руководства. Неизвестно, будут ли вообще открывать шахту

снова…

Есть то, что отличает нынешний пожар на «Колмогоровской-2» от всех предшествующих возгораний. По жары 2011-12 гг. происходили в старых лавах. А сентябрьское самовозгорание угля произошло поблизости от новой, перспективной лавы №6. В скором времени там должен был начаться монтаж оборудования. Но если география пожаров распространится и туда, что же будет с шахтой? Можно ли эффективно вести бизнес, когда твоё предприятие простаивает едва ли не половину года?

Самый сильный пожар, по счастью, обошёлся без человеческих жертв. Но долго ли продлится это везе ние в условиях интенсивной добычи энергетических углей? Очевидно, что руководству «Колмогоровской-2» придётся предпринять неординарные шаги, чтобы восстановить добычу угля. Иначе будущность шахты будет под большим вопросом.

Когда верстался номер

3 октября И.Г. Шалимов сообщил нам, что уровень угарного газа в шахте «Колмогоровская-2» уменьшается. Пожар идет на убыль.

КСТАТИ

Уголь марки Д (длиннопламенный) представляет собой уголь с показателем отражения витринита от 0,4 до 0,79% с выходом летучих веществ более 28-30% при порошкообразном или слабоспекающемся не летучем остатке. Длиннопламенные угли не спекаются и относятся к энергетическим углям. Направления использования этих углей — энергетическое и коммунально-бытовое топливо, поэтому их наиболее существенной характеристикой является теплота сгорания.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/ekonomika/53468.html

Возгорание на шахте «Колмогоровская-2» — одна из самых обсуждаемых новостей последнего месяца. Однако кузбассовцы хотят знать причины подземного пожара.

3 комментария

  1. Уважаемый «МедиаКузбасс», это автор статьи о пожаре на «Колмогоровской-2». К сожалению, я не увидел своей подписи под материалом, хотя выходные данные статьи и указаны. Возможно, это в порядке вещей, но надеюсь, что эту мою подпись в виде комментария вы не сотрёте.

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: