Последние новости:
В этом музее находится единственное в России собрание экспонатов, имеющих непосредственное отношение к становлению джазовой культуры в нашей стране, а также конкретно в Кузбассе и Новокузнецке. Пока доподлинно неизвестно, каким чудом оказался в далекой Сибири и сохранил прекрасное звучание инструмент Ленинградской фабрики «Красный Октябрь».
Такие маленькие пианино выпускали там по заказу фронтовых концертных бригад. Это редкостная находка таит в себе большой нравственный заряд, считает организатор, хранитель необычного музея и руководитель губернаторского новокузнецкого джаз-клуба «Геликон» Анатолий Берестов.
Мини-пианино, звучавшее на фронте, зримо связывает военные времена с напряженными кузбасскими буднями в тылу, когда шахтеры самоотверженно рубили уголь под землей, а металлурги варили броневую сталь в большегрузных мартеновских печах, что у специалистов до сих пор считается пределом мастерства. И прекрасно, что инструмент не будет простаивать в музее, а будет появляться на сцене джаз-клуба на радость тем, кто одолел фашизм.
О музее можно рассказывать бесконечно много. Здесь, например, хранятся афиши джазовых мероприятий, проходивших с 1938 года в разных городах Советского Союза. Перевозка пианино тогда была непростым делом.
Много загадочного хранят старые фотографии, рассказывающие о зарождении джазовых традиций в Новокузнецке. Считалось, что эта музыка в наших краях была под большим запретом. Но, тем не менее, примерно 70 лет назад в единственном тогда звуковом кинотеатре города под пролетарским названием «Коммунар» перед показом фильмов все-таки играл не просто оркестр, а джаз-оркестр. И состоял он из высокообразованных музыкантов — выпускников московской и ленинградской консерваторий. А его солистами были артисты столичных, харьковских и львовских театров.
Почетное место в экспозиции отведено саксофону Игоря Бутмана. Всемирно известный музыкант, лауреат Государственной премии России неоднократно давал концерты в Новокузнецке и участвовал в одном из ежегодных традиционных фестивалях, признанных даже элитой американской культуры, — «Джаз у старой крепости». Экспонаты музея разнообразны. Своеобразно, в частности, отражают музыкальную тему рисунки на галстуке именитого контрабасиста Виктора Двоскина.
Есть в музее вещи, так или иначе связанные с московским биг-бэндом Георгия Гараняна, армянским оркестром Дживана Гаспаряна, квартетом Анатолия Кролла, пианистом Даниилом Крамером. Новокузнецкие истории с питерским мэтром Давидом Голощекиным и незаурядным барабанщиком Чарли Персипом из США мы тоже найдем в этих музейных залах. А сколько любопытных материалов хранит подшивка самиздатовского джазового журнала «Геликон», выходившего во время советской перестройки. Да и сама подготовка, раскрутка журнала среди прогрессивной музыкальной общественности сегодня выглядит, как детективная история.
Тут же хранится и своеобразная антология добрых дел «Геликона» — почти 500-страничная книга Анатолия Берестова «Романтики джаза», которая совсем недавно вышла в свет в одном из издательств Новосибирска.
В этом музее находится единственное в России собрание экспонатов, имеющих непосредственное отношение к становлению джазовой культуры в нашей стране