Последние новости:
На территории Кузбасса до крестьянской реформы 1861 года было немного школ, и все они числились горнозаводскими, то есть ими ведал Императорский кабинет. Когда крепостное право отменили, эти школы начали закрываться. Но крестьяне уже начинали понимать роль образования в жизни человека. Наиболее зажиточные из них нанимали за месячную плату в 0,5-1 руб. для своих детей частных учителей, которых обязаны были также и кормить.
Крестьянские общества в 70-е годы строят школы и выделяют деньги на их содержание. К началу 90-х годов в Кузнецком округе имелось уже 11 сельских школ, в каждой из которых обучалось от 25 до 65 ребят, среди которых девочек было еще немного. Работали и две оставши-еся горнозаводские школы — в Гурьевске и Салаире, обучалось в них около ста пятидесяти ребятишек. Доля тех, кому удавалось закончить горнозаводские или сельские школы, была невелика.
Во времена Александра III сельские школы грамоты попали под опёку духовенства и были причислены к церковно-приходским. Когда в 1884 году их официально передали Синоду, средства на их содержание увеличились. В 1888 году в Кузнецком округе работали 23 такие школы. Средних учебных заведений и библиотек не было. В 1889 году на весь Кузнецкий округ выписывалось 305 газет и журналов.
К церковно-приходским школам, где занятия вели служители церкви, было принято относиться снисходительно: учеников в них было мало, и для большинства начальное образование, которое давала школа, оставалось таковым на всю жизнь. Но стоит подчеркнуть, что для крестьянских ребятишек и городской бедноты это был путь к знаниям.
В дело образования коренных жителей дореволюционного Кузбасса внесла свой вклад Алтайская духовная миссия. Ее основателем был архимандрит Макарий (в миру — М. Я. Глухарёв). Увлекающийся медициной и естественными науками магистр богословия не смог прижиться в губернских городах «александровской» России и подал прошение в Синод о переводе его на Алтай. Свою миссию он видел в том, чтобы обратить в православие алтайские народы. Прошение было удовлетворено: Макарий уехал на Алтай. Через два года было выбрано место для миссии: деревушка Улала (Горноалтайск). Окрестные деревни — русские и телеутские.
С 1830 года миссионеры начали свою работу: они изучали алтайский язык, записывали местные обычаи, сказания, начали создавать букварь. На средства казны и пожертвования местных купцов открылась первая «инородческая» школа. Ребятишек обучали в ней счёту, грамоте и молитвам, всё обучение велось на родном им языке.
Макарий не только обращал алтайцев в христианство, но и сумел добиться для недавно окрещённых отмены податей на три года. Местных жителей обучали земледелию, разведению домашнего скота и птицы, строительству изб. Женщины знакомились с основами акушерства, санитарией, уходом за детьми, правильной выпечкой хлеба. 675 коренных жителей было обращено в христианство. Построено три храма. Действовали три миссионерских стана, в них проповедовали восемнадцать человек.
Через пять лет появились первые монастыри — Майминский и Чолышманский. Действовали уже семь школ, в том числе и в Кузедееве.
В 1866 миссия приступила к издательской деятельности. В 1869 году в Казани вышла «Грамматика алтайского языка», над которой трудились 30 лет все выдающиеся алтайские миссионеры. На учёбу в Казанскую семинарию направили самых способных инородцев М. Ташкынова и С. Тодогошева. В составе второй группы юношей были И. Штыгашев (будущий первый шорский писатель и автор первого шорского букваря), К. Укунаков и М. Орочинов.Были напечатаны книги на шорском языке: алтайский букварь, составленный М. Невским, жития святых и церковные книги. В 1883 году открылось Бийское катехизаторское училище, в котором могли учиться также и русские, знающие алтайский язык.
Судьба благоволила к Невскому: он был представлен наследнику престола Александру Александровичу и оберпрокурору Священного Синода Победоносцеву. Благодаря протекции из Зимнего дворца Невский стал епископом Бийским, затем Томским, перед первой мировой войной — Московским и Коломенским.
Шла русско-японская война, когда на Горном Алтае активизировалось бурханистское движение. Это было новое религиозное течение, согласно которому мессия должен был появиться из Японии. Российскому императору такая весть не могла понравиться. Макарий Невский самолично арестовал зачинщика смуты и жестко подавил бурханистское движение, запятнав тем самым своё имя.
Он ушел в отставку, но летом 1917 года пожелал поселиться на Алтае, где прожил 60 лет. Однако репутация Невского была погублена.Влияние миссии перед Октябрьской революцией возросло: она уже простиралась на Минусинскую губернию и Нарымский край, владела 380 селениями, 3 приютами, 92 церквями и 3 монастырями. Число миссионеров возросло до 96 человек, но отношение к ним изменилось. На миссионерских землях, где устанавливались кресты, запрещалось селиться некрещеным и совершать камлания. Это разжигало вражду между аборигенами и «пришлыми». Выпускники миссионерских школ также всё больше отдалялись от своего народа. И крах Алтайской миссии был уже недалёк. Поэтому на обращение Макария Невского о его переезде на Горный Алтай Бийский съезд ответил отказом.
Кто сменил Невского — неизвестно. Много ещё белых пятен в сибирской истории, будущим краеведам предстоит немалая работа. Но надо изучать хотя бы то, что уже известно. Не забывать фамилии людей, много сделавших на ниве просвещения для народов Южной Сибири. А. Шишигин подчёркивает, что алтайцы, в том числе шорцы и телеуты, получили письменность не в 40-х годах минувшего века, как об этом сообщал еженедельник «Союз», а на сто лет раньше. Другое дело, что пользоваться созданным алфавитом в то время могли немногие. Но это не повод, чтобы забывать о миссионерах и их нелёгкой работе.
На территории Кузбасса до крестьянской реформы 1861 года было немного школ, и все они числились горнозаводскими, то есть ими ведал Императорский кабинет. Когда крепостное право отменили, эти школы начали закрываться.