Последние новости:
36-летний Антон Устинов потерял покой со дня Радуницы, с 14 мая, с минуты, когда, подъезжая к перекрестку улиц Мариинской и Суворова, увидел: сносят памятник погибшим электрикам.
— Там стоял грузовичок с краном, работали рабочие, часть оградки уже была срезана, — вспоминает Антон. – Я подумал про простой ремонт. А вечером возвращался тем же маршрутом со службы, и… пусто, нет памятника! Как-то не по себе стало.
Дальше – укол в сердце не только не забылся, а заставил Антона вступиться за памятник!
— Я не знаю, почему меня так «притянуло». Я даже не энергетик, а инженер-механик по профессии. Просто родился в Кемерове, живу в Кировском, с детства езжу мимо этого памятника. Мне было лет 12, когда не выдержал, вышел из битком набитого автобуса специально, чтобы рассмотреть его поближе. И впервые прочитал табличку — о трагедии, случившейся 31 марта 1932 года, о двух погибших электриках, сыгравших какую-то, я чувствовал, большую роль в жизни города, — рассказывает Антон.
…В поисках правды о снесенном памятнике Антон пошел по кабинетам. Исчезнувший памятник никого особо не волновал, хотя найденный Антоном главный аргумент удивлял: это же был памятник, горячился парень, самым настоящим первым героям Кемерова, они погибли на четвертый день в истории города.
Дело в том, что 27 марта 1932 года Президиум ВЦИК переименовал Щегловск в Кемерово. А 31 марта, работая на ЛЭП, погибли первые кемеровчане, электрики Майор и Ванин.
— Я, скорее всего, еще бы долго ходил по кругу, если б не пришла идея. Кто может вступиться за рабочих? Профсоюзы! – объясняет Антон.
В Федерации профсоюзных организаций Кузбасса предложению защитить погибших рабочих-электриков сначала удивились. А потом у них, в союзе с Антоном, закипели архивная работа и переписка. В том числе им помогла заметка из газеты «Кузбасс» за 1932 год.
Так выяснилось: в день трагедии Виктор Майор, зав. электроцехом Центральной шахты Кемеровского рудника, и Василий Ванин, монтер, ремонтировали высоковольтную линию возле трансформаторной будки лесозавода. В час дня, из-за халатности Павла Чижова, помощника Майора, разрешившего пустить ток на рудник, забывшего про людей на линии, и произошло ЧП. Майора и Ванина убило разрядом в 3340 вольт. Прокуратура в срочном порядке расследовала трагедию, и уже 3 апреля дело Чижова ушло в суд. В тот же день прошли похороны электриков, над их общей могилой у дороги потом поставили памятник с лампочкой, за которым ухаживали и который «светил» городу почти 80 лет.
Кстати, погибших электриков еще в 1932-м сам город назвал героями. И шахтеры с рудника поклялись: в память о лучшем ударнике рудника Майоре и товарище Ванине добыть сверх плана эшелон угля.
…Добытая о пропавшем памятнике информация сыграла свою роль. По официальным ответам районных властей, объяснивших причину демонтажа памятника ветхостью и трещинами, памятник теперь все-таки отреставрируют и сегодня-завтра вернут на место, чтобы закрыть поросшую травой и одуванчиками могилу героев.
Ну в современное время данный памятник будет вызывать только раздражение. Эти хапуги продающие электричество за границу дешевле чем своим давно прокляты народом. Выписывая сумашедшие штрафы он стали более отвратительны чем гаишники. Эти современные чубайсятники сослужат плохую службу тем социалистическим электрикам.