Последние новости:
Новые правила призваны поспособствовать более активному трудоустройству инвалидов.
Как уже сообщал «Кузбасс», вступили в силу изменения в областной закон о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов. Если раньше квоты предусматривались только для крупных предприятий, то теперь это касается также мелких и средних. Что диктуют новые положения закона и соблюдается ли это на практике?
С чего всё начиналось
– Два главных закона, которые регламентируют квотирование рабочих мест для инвалидов, – это федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», принятый в 1995 году, и закон Кемеровской области №106 «О порядке квотирования рабочих мест» от 2002 года, – поясняет начальник отдела информационной политики кемеровского центра занятости населения Василий Виноградов. – С 2011-го расширяется законодательная база и происходят изменения в этих законодательных актах, утверждаются формы отчетности.
В 2013 году было принято три поправки на уровне Федерации. На их основании Кемеровская область в июне
2014-го принимает закон №30 о порядке квотирования рабочих мест, где говорится, что квотирование теперь распространяется на организации с численностью не менее 35 и не более 100 человек. И они теперь должны, не дожидаясь, когда придут документы от центров занятости или звонки от них, отчитываться перед ЦЗН за работу по квотированию. За неисполнение квоты на руководителя предприятия налагается штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
База вырастет в разы
С принятием поправок резко вырастет база данных предприятий, подпадающих под данную категорию. Предположительно, их станет больше в пять-шесть раз. Понятно, что центры занятости сразу не справятся с таким объемом работы. Потому и рассчитывают на сознательность самих работодателей.
– Мы по квотированию работаем несколько лет, на сегодняшний день предприятий и организаций, сдающих отчеты в ЦЗН, более трехсот. В них трудятся более 1500 инвалидов. Это значит, что квота выполнена примерно на 50%. Но еще три года назад доля трудоустроенных инвалидов не составляла и 30%, – замечает Василий Михайлович. – Сейчас мы переходим к активной фазе работы с работодателями. Законодательная база позволяет более серьезно разговаривать с недобросовестной категорией. Потому им бы надо самим начать работу по трудоустройству инвалидов.
Сегодня в базе данных кемеровского ЦЗН 450 рабочих мест от предприятий для инвалидов. У нас есть что предложить таким работникам. Есть у нас что предложить и работодателям: программа создания специальных рабочих мест для инвалидов. И если работодатель оборудует специальное рабочее место для инвалида, ему компенсируются затраты в размере 100 тысяч рублей за одно рабочее место. Сегодня заключены договоры на создание 15 таких рабочих мест до конца года. По всем интересующим вопросам можно обращаться в ЦЗН.
Квоты есть, работников – нет?
Среди крупных предприятий города Кемерово и Кемеровского района сегодня много таких, кто исполняет закон о квотировании лишь наполовину, а то и меньше. Например, по данным ЦЗН на 1 июля 2014 года, на «Азоте» с его численностью работающих около четырех тысяч человек по квоте предусмотрено 157 мест для инвалидов. А работает 18. В автоколонне №1237 (689 трудящихся) из 28 квотированных мест занято 11. В системе магазинов «Чибис» на 1400 работников положено 56 квот. Работает один.
Возможно, это связано с боязнью работодателей связываться с такой хлопотной категорией трудящихся. Исполняют закон о квотировании, как правило, учреждения здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунальной сферы. А вот частникам инвалиды неинтересны.
Наравне со всеми
Но есть и те, кто с удовольствием берет на работу инвалидов, и даже больше, чем положено. Например, в кемеровской поликлинике на Южном. Почему в таких работниках особенно заинтересованы, объясняет главный врач МБУЗ «Поликлиника №6» Лидия Нешева.
– Наше лечебное учреждение существует с 1958 года. И сколько мне помнится, у нас всегда работали инвалиды. Этот вопрос так никогда не стоял: раз ты инвалид – значит, тебе нет места. Нам на 144 работающих по квоте положено 6 рабочих мест для инвалидов, а на 1 июля работают 15. Из них три – врачи. Один пришел к нам уже с инвалидностью, у двоих были серьезные патологии, операции и в итоге 2 и 3-я группы инвалидности. Однако врачи продолжают трудиться на своих участках и с работой справляются. Десять человек – средний персонал: медсестры, которые и непосредственно сидят на приеме с врачами, и в параклинической службе. Их эта работа устраивает, справляются они хорошо. Еще двое – программист и оператор. Средний возраст наших инвалидов – около 50 лет, хотя есть и до сорока.
Как и положено по закону, мы даем инвалидам два дня к основному отпуску (итого 30 дней вместо 28), плюс они еще получают 14 дней отпуска, как и весь медицинский персонал, работающий во вредных условиях труда. Инвалиды второй группы, а их у нас пятеро, работают по сокращенной рабочей неделе.
Особые условия работы им не требуются, да и специфика поликлиники такова, что условия хорошие. Например, у нас новая лаборатория с современным оборудованием, там в принципе удобно работать.
За последний год мы приняли четырех работников, из них трое – инвалиды, не боясь того, что эти люди не совсем здоровы. Они такие же полноценные. Более того, они работают с большей отдачей. Может, потому, что они ответственно относятся к своему здоровью, они так же ответственно относятся и к здоровью пациентов.
Не секрет, что пенсию по инвалидности люди сегодня получают небольшую, а многие еще молоды, им надо семьи поднимать. Их социальная уязвленность – еще один фактор, почему мы охотно берем на работу инвалидов. Это стабильные добросовестные работники. За последние пять лет у нас не уволился ни один инвалид. Думаю, что и в дальнейшем эта категория работников у нас не будет иметь отказа.
Сидеть нельзя, работать
О том, как работается в этой поликлинике людям с ограниченными возможностями здоровья, рассказали они сами: медсестра эндоскопического кабинета Нина Генергарт и медсестра физиокабинета Галина Жуйкова. У обеих – третья группа инвалидности.
– Работаю здесь полтора года, – рассказывает Нина Викторовна. – Ушла на пенсию два с половиной года назад. По образованию я фельдшер, и где я только как жена военнослужащего не работала! Год после инвалидности (я инвалид онкологического профиля) дома сидела, а потом встала на ноги и устроилась на работу. Поняла, что мне скучно, и я могу еще что-то делать. К тому же на одну пенсию жить тяжело. В принципе всё устраивает, хотя поначалу боялась не справиться. У меня не очень большая нагрузка, эндоскопический кабинет за смену принимает 5-7 человек. Для меня это не страшно, я не очень устаю.
– Я устроилась в поликлинику в августе прошлого года, искала поближе к дому, – объясняет Галина Романовна. – По образованию я медсестра, 39 лет работала на физиопроцедурах, и свое физио я бы уже не оставила, люблю свою профессию. Коллектив тут хороший, да и работа, надо сказать, веселая. Народу много, бегать приходится. В отпуске была первый раз, получила два дополнительных дня, материально помогают, я очень довольна. У меня сахарный диабет плюс сопутствующие заболевания. Мое состояние здоровья вынуждает меня работать, если буду дома сидеть – слягу быстро…
Кстати, специалисты отмечают, что инвалиды сегодня могут трудиться практически на любых производствах. Психология таких работников предполагает более высокую работоспособность и более высокую ответственность. На некоторых производствах оборудуют специальные рабочие места даже для колясочников. И те работодатели, кто однажды принимал в свой штат инвалидов, продолжают с ними сотрудничать и не жалеют о своем выборе. А сомневающихся, возможно, убедит новый закон…
Кстати
По вопросам, связанным с квотированием рабочих мест для инвалидов, предприятия и организации Кемерова и Кемеровского района могут обращаться в городской центр занятости населения. Телефон для справок: 56-09-61. Сайт ЦЗН www.kemozn.ru.
Новые правила призваны поспособствовать более активному трудоустройству инвалидов.