Последние новости:
Журналисты газеты «Кузбасс» интересовались, стоит ли садиться за руль пожилым?
Недавнее дорожно-транспортное происшествие в Кемерове, виновником которого стал 71-летний водитель, вызвало бурю обсуждений. Ведь травмированными, в том числе и тяжело, оказались восемь человек! По предварительным данным, мужчине за рулем стало плохо, и он потерял управление. И подобные ситуации – не редкость. Вот что думают об этой проблеме разные специалисты.
Анна Танцерева, начальник отделения пропаганды ГИБДД г. Кемерово:
– Отдельной статистики ДТП, которые случаются по вине пожилых водителей, не ведется. Однако они время от времени происходят. И чаще всего – по причине того, что у автомобилистов «в возрасте» внезапно ухудшается самочувствие.
Кроме описанного последнего, в нынешнем году, в июне, произошло еще одно ДТП с водителем автомобиля «Хендай», которому было за 70 лет. На выезде из города в сторону Промышленной этому мужчине стало плохо, он потерял управление и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с проезжающим автомобилем. Пассажиры этой встречной машины и сам водитель-виновник получили легкие травмы.
Отмечу, что правилами дорожного движения верхняя предельная граница возраста водителя не регламентирована. Всё сводится к его медицинскому освидетельствованию. Медицинские справки выдаются на три года, но в случае, если потенциальный водитель, пусть даже ему 20 лет, имеет проблемы со здоровьем, справка выдается только на год. Поэтому, если состояние здоровья не мешает водителю управлять автомобилем, он может ездить и в очень почтенном возрасте.
По сути, вся ответственность ложится на самого автомобилиста. Садясь за руль, он должен объективно оценить свое самочувствие, чтобы понять, сможет ли он адекватно управлять машиной. Если водитель чувствует недомогание, он не спал, перенервничал, то за руль лучше не садиться. Как показывает практика, опасный водительский стаж – 10-15 лет за рулем. За это время водитель приобретает чрезмерную уверенность в собственных силах: мол, я хорошо умею маневрировать, полностью владею ситуацией. И потому зачастую пренебрегает правилами безопасности. У начинающих и более опытных водителей такое встречается реже.
Марина Кулагина, заведующая отделением платных услуг МБУЗ «Клиническая поликлиника №5», Кемерово:
– Медицинское освидетельствование на право управления транспортным средством осуществляет специальная комиссия, члены которой прошли дополнительное обучение. Это терапевт и дерматолог, хирург и невролог, офтальмолог и отоларинголог. Решение о выдаче медзаключения принимается коллегиально. И в основном за такой медсправкой обращается молодежь. Пенсионеров, по нашей статистике, всего 2-3 процента. Среди противопоказаний на первом месте – сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, нарушение сердечного ритма, перенесенные инфаркты). На втором месте – заболевания нервной системы. «Возрастные» кандидаты чаще всего страдают именно сердечно-сосудистыми заболеваниями. С возрастом также может подводить память, слух, зрение. Реакции могут стать замедленными. Но! Врач может выявить лишь выраженные, грубые, явные нарушения, которые и будут являться противопоказаниями для вождения. К сожалению, не существует обследований, которые могли бы на 100 процентов оценить реакцию водителя в определенной обстановке на дороге…
Николай Точилин, начальник НОУ «Кемеровская объединенная техническая школа РОСТО (ДОСААФ)»:
– Сегодня в городах очень интенсивное движение, во дворах – большое количество машин. К тому же пробки, хамы на дороге – любой тут может растеряться. Так что, думаю, не в возрасте дело. Продолжительность жизни увеличивается, возраст вождения тоже. И в 75 лет можно ездить прекрасно, если здоровье позволяет и медкомиссия пройдена. У нас недавно женщина такого возраста с первого раза сдала и теорию, и практику. Такие водители вообще дисциплинированнее, аккуратнее и вежливее на дорогах, чем молодежь. К слову, с пенсионерами мы ведем активную работу перед дачным сезоном (вспоминаем забытое за зиму) и глубокой осенью (контраварийная подготовка). Ближайший бесплатный спецкурс для оттачивания навыков будет в конце ноября.
Максим Гончаренко, руководитель пресс-службы Кемеровской электротранспортной компании:
– У нас работают водители почтенного возраста – как трамваев, так и троллейбусов. Они не просто управляют транспортным средством, они водят транспортное средство, предназначенное для перевозки людей. Что требует больше ответственности, больше профессиональных навыков и достаточной физической «кондиции». И вообще для тех, кто намерен работать водителем по найму, то есть сделать работу водителя профессией, есть дополнительные требования. Например, водитель, занятый перевозкой пассажиров, обязан проходить медосвидетельствование не реже одного раза в два года. При достижении определенного возраста и при наличии определенных диагнозов справку выдают только на год.
Кроме того, в обязательном порядке при поступлении на работу и потом периодически проводятся профилактические медосмотры. И если выявляются противопоказания к водительской деятельности, то это является основанием для прекращения действия справки медосвидетельствования. Что предполагает лечение с последующим медицинским переосвидетельствованием. И еще, конечно, у нас обязательно и ежедневно проводятся предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Такой вот жесткий контроль.
Водителей-пенсионеров у нас процентов десять. Как правило, в силу своего опыта и знаний они занимают должности начальников маршрутов, водителей-наставников и другие, где сидеть за рулем – не основная их работа. Но в случае необходимости они могут и выйти на линию. Например, Валерий Макеевич Садырев приступил к работе водителя в 1970 году. Это один из первых водителей троллейбуса в Кемерове. Он и сегодня продолжает трудиться на маршруте и является одним из лучших наших работников. Хотя его основная работа – с курсантами, будущими водителями.
Среди водителей трамваев тоже есть те, кому за 60. Многие из них работают не только на маршруте, но и на спецтехнике: трамваях-снегочистах, рабочих поездах. Работа сложная, но они справляются. Они могут и хотят работать. Это «золотой» фонд компании, наша опора. Мы таких людей бережем.
Сергей Цихоня, заместитель директора кемеровской автошколы «Магистраль-авто»:
– Большинство наших учеников – горожане 18-35 лет. Люди элегантного возраста обращаются гораздо реже. Если уж и рвутся за руль, то по острой необходимости. У кого-то муж умер, а машину водить надо, так как есть дача. Кому-то внуков возить по садикам-школам необходимо. Теорию такие клиенты осваивают отлично, добросовестно. А вот с практикой сложнее. Процесс обучения несколько растягивается, так как отработка навыков в силу возраста требует большего времени. Они чаще берут дополнительные уроки у инструкторов, оттачивают, доводят до автоматизма все действия. Когда всё понятно, тогда и уверенности на дороге больше. Этого и добиваемся. Пенсионерам хочется пожелать: менять своевременно колеса, повторять периодически ПДД (они часто дополняются, меняются) и ходить на бесплатные лекции на тему этих изменений.
Журналисты газеты «Кузбасс» интересовались, стоит ли садиться за руль пожилым?