Последние новости:
В последнее время школьных учителей всё чаще стали спрашивать по поводу школьных реформ. И на уровне страны, и на уровне области
Собрались помочь
Системе образования отводится сейчас настолько большая роль, что почти ни дня не обходится без какой-то новой законодательной инициативы «сверху», касающейся школ, колледжей, вузов.
В таких условиях на учителей возлагается огромная ответственность и масса самых разнообразных задач. Требования предъявляются всё новые и новые. Связанные и с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), и с новыми профессиональными стандартами педагогов, и со многим другим.
В этой связи наше внимание привлекли два события. Одно из них – форум Общероссийского народного фронта, прошедший в Пензе. Он был посвящен именно вопросам образования. На нем присутствовали и президент, и педагоги со всех концов России, в том числе четыре человека из Кузбасса. Реформаторам было важно услышать мнение учителей о реформах последних лет.
Второе событие – регионального уровня: круглый стол комиссии Общественной палаты Кемеровской области на тему «Доступность качественного школьного образования».
Два этих разновеликих форума оказались очень интересными. И там, и там сами педагоги откровенно делились мнениями о проблемах в развитии образования.
На форуме
По словам Александра Коновалова, профессора кафедры политических наук Кемеровского государственного университета, доверенного лица президента РФ, на форуме рассматривались болевые точки общего образования. Например, вопрос об оплате труда педагогов.
По майскому указу президента 2012 года, уровень зарплаты у педагогов должен быть не ниже средней по региону. Этот показатель выполнен. Но… Одна из директоров школ откровенно сказала главе государства: учителя работают не на одну ставку. И отчетность, которая представлена, отражает именно эту ситуацию, и она ничего не дает ни обществу, ни чиновникам для понимания ситуации. Кстати, об этом говорил и губернатор А.Г. Тулеев на торжественном приеме, посвященном Дню учителя в этом году.
Другая обсуждаемая серьезнейшая проблема – с подготовкой и закреплением молодежи в сфере общего образования. Например, средний возраст учителя математики в Кузбассе – 56 лет…
Очень много было вопросов, связанных с качеством и содержанием обучения. В частности, было замечено, что у нас разрушенное образовательное пространство. Бывает, ученик переходит в другую школу, и там в шестом классе проходят ту программу, которую он изучил еще в пятом. Отсюда вытекало предложение о необходимости развития общего информационного пространства, в частности, развития дистанционного образования.
Было внесено и предложение об ужесточении ответственности за публичное оскорбление учителей в интернете. Ведь в этом новом виде реальности появляется совершенно отличная от прежней мораль, и у учителя часто просто нет возможности защитить себя.
Обсуждались и другие вопросы. К слову, как было обещано участникам форума, прозвучавшие на нем предложения будут систематизированы и обретут статус поручений президента для Минобра и правительства РФ, которые должны будут дать им свою экспертную оценку.
На форуме поднимались проблемы не только общего образования, но и высшего, и среднего профессионального. И кузбасские делегаты принимали в нем активное участие. Но это тема для другого материала.
Круглый стол
Круглый стол в Общественной палате Кемеровской области по проблемам качества и доступности общего образования поднимал похожие проблемы. Но если всероссийский форум осветил их, можно сказать, «взглядом из космоса», то наши педагоги – при максимальном приближении, в живых деталях, на конкретном местном опыте.
Заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты, заслуженный учитель России Нина Васильевна Бублик отметила, что тема для обсуждения выбрана не случайно, поскольку сфера образования находится сейчас в состоянии реформирования. Кроме того, актуальность определяется тем, что проблемы, связанные с получением школьного образования, затрагивают практически каждую семью.
Сначала заместитель начальника департамента образования и науки Любовь Чванова рассказала о том, какая работа проводится в Кузбассе по достижению качественного и доступного образования. А работа действительно большая.
На бесплатное общедоступное образование из областного бюджета выделяется субвенция в объеме 10,3 млрд рублей в год. Средняя зарплата школьных педагогов составляет сейчас 26985 рублей и превышает среднюю зарплату по экономике региона (26070 рублей).
С 2011 года Кузбасс участвует в реализации федерального проекта модернизации региональной системы образования. За этот период на развитие материально-технической базы из бюджетов всех уровней направлено более 2,5 млрд рублей. До 85% от общей численности увеличилась доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями.
Создана многоуровневая регионально-муниципальная методическая служба, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогов. В рамках модернизации с 2011-го по 2013 год в каждую сельскую школу региона поставлено современное высокотехнологичное оборудование для учебных кабинетов, компьютерные классы, интерактивные доски, комплексы видеонаблюдения для проведения ГИА. На оснащение библиотек сельских школ учебниками из консолидированного бюджета направлено 70 млн рублей. За счет бюджетных средств производится ремонт пищеблоков, медкабинетов, спортзалов, ремонт по замене оконных блоков, оборудованию теплых туалетов. Вводятся ФГОСы. И т. д., и т. п.
О проблемах – прямо
Участников круглого стола было много. Главные проблемы, о которых говорили все: низкая зарплата, старение кадров и жуткая, забюрократизированная отчетность. Всё это мешает, по мнению специалистов, повышению качества образования. Оно у нас вовсе не плохое, но «есть куда расти».
Вот что говорили:
– Хватит определять среднюю зарплату «по средней температуре по больнице»!
– Непомерно большая нагрузка. При полутора-двух ставках заниматься самообразованием невозможно.
– Сколько бы мы ни говорили о личностно ориентированном, о компетентностном, о системно-деятельностном образовании, у нас остается знаниевая парадигма. Мы от нее не ушли. Вся отчетность идет не по результату развития человека, а исходя из ЕГЭ. Надо смотреть, как работают познавательные процессы наших школьников.
– По качеству образования дошли до того, что, когда одному из студентов задали вопрос: «Сколько будет: одну вторую прибавить к одной второй?» – он ответил: «Две четвертых».
– Данные института Академии наук говорят: 97% детей приходят в школу с мотивацией на учение. Но 10 лет назад мотивация терялась к 4-му классу, а сейчас – к концу первого. Снижение мотивации начинается с неуспеваемости. Да еще и учителя в школе говорят: «Кто учится плохо – ищите репетиторов».
– С хорошими все могут работать, с плохими поработайте!
– Я как директор школы могу развить учителя курсами повышения квалификации, конкурсами, привлечь молодых учителей могу. Но если ребенок не пришел в школу – как я могу обеспечить качество образования?
– Государство хорошо поддерживает малообеспеченные семьи. Но ответственность за ребенка опять возлагается на школу. Нужно продумывать такой механизм, чтобы льготы шли непосредственно ребенку, а не его законным представителям.
– Сегодня учитель работает на разрыв. Так нельзя относиться к нам! Поток бумаг заполнять приходится.
– Я не знаю такой школы в районе, где бы стояла очередь из педагогов, готовых соответствовать новому профстандарту. Надо работать с теми, кто есть.
– «Поменять у педагогов отношение к жизни», – говорят. Но я боюсь, если сегодня педагоги мои уважаемые 60-70 лет, физики, биологи, математики, химики, поменяют свое отношение к жизни, завтра я останусь без кадров. Может случиться так, что через пять лет мы не сможем дать детям даже того качества образования, которое есть сейчас. Когда уйдут все…
– Место учителя обозначили, а уважение к педагогическому труду так и не получили.
– Если за ставку в 18 часов будут платить 50 тысяч рублей, откажутся ли педагоги от следующих часов? Если да, то где мы возьмем учителей на то, чтобы закрыть оставшиеся часы?
– В ряде городов учителей не хватает, но найти вакансию филолога, математика невозможно. Все работают на полторы, две ставки.
– Всё зависит от учителя! Вся страна!
В последнее время школьных учителей всё чаще стали спрашивать по поводу школьных реформ. И на уровне страны, и на уровне области