Последние новости:
Кузбасский ученый после работы с приматами сделал прогноз относительно реальности сюжета культового кино «Планета обезьян».
8 февраля новый год наступит окончательно – уже и по восточному календарю. Символ 2016-го – Огненная Обезьяна – вступит в свои права. И мы, люди, будем идти с нею бок о бок, уступив лидерство и стараясь Обезьяну ублажить…
Но вдруг не календарной, а именно настоящей, живой обезьяне в будущем захочется потеснить человека на планете? Или даже вытеснить его? На вопрос «возможно ли господство обезьян на Земле, как в фантастической саге «Планета обезьян»?» (кстати, на лето 2016-го назначена премьера очередной серии) ответил зоолог, три года проработавший с приматами, профессор КемГУ Николай Скалон.
Бола: противостояние
В Ростовском зоопарке до сих пор ходят легенды о Боле – могучем самце-горилле. Он был первым гориллёнком, привезенным в нашу страну из диких лесов Африки.
Сумей Бола в детстве удрать от наброшенной сетки браконьеров, останься он на родине, то точно стал бы вожаком обезьяньего племени. А так он всю жизнь провел, продаваемый из страны в страну, из зоопарка в зоопарк. И в конце концов – с 1966-го по 1998-й – оказался среди русских ученых.
Про детские годы Болы остались воспоминания (у сотрудников Сухумского питомника) нежные. О том, например, как малыш угощал понравившегося ему человека долькой апельсина и умолял глазами съесть подарок сразу же… Но вот Николаю Скалону, работавшему завсектором герпентологии в Ростовском зоопарке и помогавшему соседнему – обезьяньему – сектору (даже приходилось бегать по крышам, ловить удравших из вольера обезьян), выпали встречи уже со зрелым Болой. И наблюдал он уже нешуточные стычки лидеров.
– Раз, проходя мимо вольера горилл, я заметил очень грустно сидевшую жену Болы, остановился и начал с ней разговаривать, – рассказывает зоолог. – Она слушала с большим вниманием. Зоопарк закрылся. Был вечер. И в такое время – без людей – животные всегда преображаются… Бола раз выглянул из дверей внутреннего помещения, другой… Потом выскочил из дома и ударил могучей грудью по решетке, так что гул пошел. Я в сторону от неожиданности отскочил. А Бола, грозно на меня взглянув, подошел к своей присмиревшей жене и отвесил ей оплеуху так, что та кубарем покатилась… Я спешно ушел. С тех пор Бола меня запомнил, всегда провожал недобрым взглядом. И самка запомнила, при виде меня уходила подальше…
Позже этот нечаянно начавшийся конфликт вообще едва не закончился трагедией.
– У ночной дежурной (у женщины-зоотехника) заболел ребенок, она попросила меня подменить ее в ночную смену, – продолжает ученый. – Нужно было особо присмотреть за инкубатором, там начинали вылупляться фазанята. Инкубатор стоял в зимнем помещении для птиц, где временно квартировали и обезьяны… Кстати, в тот день сломался внутренний замок. И помещение заперли навесным замком снаружи. И вот ночь. Сижу взаперти, смотрю, как проклевываются фазанята. Темно. Почти ощупью иду на обход. Дошел до пеликанов, они захлопали крыльями, закричали… Не делая резких движений, разворачиваюсь и… вижу блестящие в темноте глаза, почти человеческие, в полутора метрах от себя… Оказалось, шел я вдоль решетки, отделявшей спальню горилл. Бола изумился, увидев незваного гостя почти в его с женой спальне, потом узнал меня и пришел в ярость. Он начал трясти решетку. Наполовину оторвал ее от потолка… Я испугался: бежать-то некуда. Пробрался к фазанятам, до утра сидел с ними… Наутро решетку приварили назад…
Плюс-минус два процента
Орангутаны вели себя как двухлетние дети. Брались лапкой за твою ладонь и шли гулять.
Дрил (павиан) любил зло шутить над работницами зоопарка. Обычно выхватывал ключи. Но раз даже украл у девушки, убиравшей клетку, зарплату из кармана. И как ни уговаривали его вернуть деньги, порвал их на мелкие клочки.
Макак из театра зверей любил, чтобы работники зоопарка задабривали его дарами, «улещивали» по любому поводу. Возмутился отказу сибирского зоолога кланяться, подкараулил раз, схватил очки, поцарапал лоб…
– Мне этот опыт помог позже, в поездке по Индии. Там я вступился за женщину, у которой такой же макак отобрал пакет с кошельком. Она закричала. Я налетел на обезьяну с воинствующим криком и забрал пакет. Но обезьянья стая – а там обезьяны на свободе – взяла меня тут же в полукруг. Только пятясь спиной, отступив к людям, я избежал опасной ситуации, – поясняет Николай Скалон.
– Обезьяны «захват» тот спланировали?
– Исследователи, изучая поведение животных, установили: некоторые виды обезьян – шимпанзе, павианы, макаки – способны на продуманный обман, воровство, пакости, как и люди… Но это крайности.
– Но почему горилла Бола так запомнил вас?
– Он принял человека за «своего»… Что ж, как известно, ДНК человека и человекообразных обезьян очень близки. Различие всего в два процента… Да, человек произошел от обезьяноподобного предка, хотя его умственные способности – это какой-то иной качественный скачок, какого нет больше в животном мире. И благодаря этому человек вышел за рамки эволюции, перешел на качественно иной уровень… Современная обезьяна не может повторить этот шаг. Еще и потому, что ниша повелителя планеты уже занята – людьми.
– А если, к примеру, в результате мировой катастрофы все люди исчезнут?
– Можно предположить, что шимпанзе двинутся тогда по «нашему» пути. Но насколько успешно, сказать сложно. Например, ученые обучают шимпанзе языку глухонемых, но мышление их так и остается на уровне трех-пятилетних детей. А поскольку у обезьян другое строение гортани и они не могут говорить, то и передавать сложные знания, в итоге, не могут. Ведь именно язык помогает нам, людям, аккумулировать и передавать знания…
А если какой-то супервирус убьет всех людей на Земле, тот же смертельный вирус пройдется и по нашим ближним родственникам – обезьянам. И в таком случае на планете выживут только крысы…
Кузбасский ученый после работы с приматами сделал прогноз относительно реальности сюжета культового кино «Планета обезьян»