Войти на сайт

Карта завтрашнего дня. Готовы ли кузбассовцы платить по бесконтактной технологии?

Фото © kuzbass85.ru

Банковские карты настолько прочно вошли в повседневность, что держатели порой не задумываются о связанных с ними неочевидных расходах. Эксперты рассказали «Кузбассу» о том, как не переплачивать за комфорт пластика и не пускать деньги на ветер, рассчитываясь «по воздуху».

Уже само по себе владение пластиком чаще всего стоит денег. Оформление карты, как правило, бесплатно, но за её обслуживание банки устанавливают ежегодную плату. Это может быть и 500, и 2 000 рублей, в зависимости от сегмента сервиса – эконом, стандарт или премиум. Касается это и кредитных, и дебетовых карт, в том числе оформленных в рамках зарплатного проекта.

Учите матчасть

«Обязанность по информированию клиентов обо всех тарифах лежит на банке, – комментирует менеджер управления маркетинга и коммуникаций Кемеровского отделения Сбербанка России Ирина Медведева. – На презентации зарплатного проекта представители банка подробно рассказывают сотрудникам обо всех его особенностях, тарифах и преимуществах для конкретной организации. Тарифы также прописываются в договоре, который заключается с предприятием, поэтому узнать о них сотрудники могут также у работодателя».

Обслуживание карты в рамках зарплатного проекта может быть и бесплатным, уточняет Ирина Медведева, но если всё же нет, то платит клиент: «Как показывает практика, работодатель крайне редко берет на себя подобные расходы».

По обыкновению в рамках зарплатных проектов банки предлагают недорогие карты со стандартным пакетом услуг. Тем, кто собирается приобрести дополнительный пластиковый кошелёк или карту более широких возможностей, специалисты также советуют внимательно изучить все тарифы по обслуживанию. Так, банки чаще всего взимают комиссию за снятие наличных в чужих банкоматах либо лимитируют количество таких операций. В этом смысле чем больше «своих» банкоматов в вашем городе, тем лучше. Существуют также лимиты на выдаваемые единовременно суммы наличных.

Имеет смысл обратить внимание на наличие кэш-бека и бонусных программ (такие карты стоят дороже), на степень защиты карты (чиповая считается более надёжной, чем магнитная).

Без лишних движений

К перечисленным выше критериям выбора пластиковой карты в последнее время добавилась возможность бесконтактной оплаты. Эта передовая технология основана на передаче данных с встроенной в карту антенны на приёмник терминала. Для того чтобы рассчитаться за товары и услуги, такую карту не нужно вставлять в считыватель: достаточно поднести её к нему. А если сумма списания меньше 1 000 рублей, то и ПИН-код вводить не требуется. По замыслу разработчиков технологий, это значительно экономит время и покупателя, и кассира. Бесконтактные безналичные платежи принимают такие сети, как «Ашан», «Магнит», KFC, McDonald’s.

Удобны бесконтактные платёжные решения и для пассажиров общественного транспорта: в одно касание уже можно спускаться в метро и покупать билет на автобус в Москве и Питере. А несколько дней назад ридерами для бесконтактной оплаты оборудовали по одному турникету на всех станциях Новосибирского метрополитена.

На бесконтактных картах и терминалах, которые их принимают, изображена пиктограмма в виде волн (напоминает символ wi-fi, развёрнутый вправо). В России бесконтактные карточные технологии представлены двумя самыми распространенными у нас мировыми платежными системами. Технология PayPass – детище MasterCard, payWave принадлежит Visa. Среди крупных российских банков у них на двоих 59 партнёров по выпуску бесконтактных карт. В Кемеровской области, как и в любом другом регионе, можно получить такую. Другой вопрос, как широко её можно применить в Кузбассе.

Спрос и предложение

Сбербанк России, один из крупнейших банков-экваеров (эквайринг – возможность принимать к оплате карты, которую технически обеспечивает банк), заявил о переводе половины своих POS-терминалов – тех, с которыми мы ежедневно имеем дело на кассах в супермаркетах, – на бесконтактные технологии. По данным Кемеровского отделения, из 15 850 POS-терминалов банка в Кузбассе 4 300, или 27%, – уже бесконтактные. «Сегодня все новые терминалы устанавливаются с бесконтактной технологией, а вышедшие из строя заменяются на такие, – говорит Ирина Медведева. – Но интереса к бесконтактным картам у наших клиентов нет».

В банке ВТБ24 отмечают, что спрос на карты с PayPass и payWave в Кемеровской области формируется, как и соответствующая инфраструктура. «Большинство крупных торговых сетей уже оснастило новыми терминалами свои торговые точки», – говорит специалист по развитию финансовых продуктов Наиля Османова.

«Я бы не сказал, что технология была очень популярна в регионе, – комментирует директор операционного офиса «Кемеровский» Райффайзенбанка Евгений Ленкевич. – Однако ситуация постепенно меняется.

Например, не так давно терминалы бесконтактного приёма платежей появились в одной из самых крупных сетей заправочных станций, и клиенты стали отмечать наличие PayPass/payWave на своей карте как дополнительное преимущество. На заправке это действительно очень удобно – платить в одно касание. На мой взгляд, наш регион вполне созрел для такой технологии, но о повсеместном её использовании пока уместно говорить только применительно к столице».

Впрочем, бесконтактные карты массового не используют и в Москве, считает аналитик инвестиционной компании «Финам» Анатолий Вакуленко. «Простой пример: пассажиры московского метро всё ещё по большей части прикладывают к терминалам при проходе через турникеты бумажные проездные, хотя уже давно есть пластиковые транспортные карты, – отмечает эксперт. – В магазинах покупатели, как правило, рассчитываются либо наличными, либо вставляя карту в терминал, без использования бесконтактной технологии».

Тем не менее все собеседники газеты сходятся в том, что спрос рождает предложение: чем быстрее будет развиваться инфраструктура бесконтактных терминалов, тем быстрее войдут в обиход такие карты. В том же Новосибирске, по словам представителя Сбербанка, люди стали заказывать бесконтактные карты после того, как технология появилась в метро. Вполне возможно, что через несколько лет аналогичными турникетами оборудуют кемеровские автобусы. По крайней мере, мэр Кемерова, говоря о развитии системы общественного транспорта, постоянно ссылается на опыт больших городов. Пока же в Кузбассе пластик с новой технологией условно массово используют студенты и преподаватели КузГТУ. В рамках первого за Уралом кампусного проекта Сбербанка они получили дебетовые карты, которые работают ещё и как ключ от электронных замков внутри вуза и как читательский билет.

Вообще молодёжь как основной потребитель новых технологий и как наиболее мобильная часть населения должна в первую очередь оценить платёжное ноу-хау. «Чем больше горожан пробуют преимущества PayPass и payWave при поездках в Москву, Санкт-Петербург и за рубеж, тем популярнее становится технология», – уверен Евгений Ленкевич.

Быстро платить, легко потерять?

Отсутствие необходимости вводить ПИН-код – пока спорное преимущество технологии. Если карта попадёт в нечистые руки, то есть риск распрощаться как минимум с 1 000 рублей. Более того, мошенники уже научились уводить деньги «по воздуху». По данным портала banki.ru, в Москве уже были случаи, когда деньги с бесконтактных карт пропадали у пассажиров в общественном транспорте: высокотехнологичные карманники считывали информацию с них с помощью самодельных терминалов.

«Единственное, что можно сейчас порекомендовать держателям бесконтактных карт, это беречь их от случайной утери/кражи (кошелёк лучше класть в середину сумки – так вы защищаете карту от нелегального считывания), и в случае неприятности принять меры для ее скорейшей блокировки в банке, выдавшем карту», – говорит руководитель кемеровского отделения Альфа-Банка Константин Жулавлёв.

Защитные технологии, безусловно, будут совершенствоваться. А пока бесконтакную карту целесообразно использовать как дополнительный кошелёк для мелких покупок и для оплаты проезда, считает Ирина Медведева. «Я бы не стала хранить на ней большие суммы. Если мошенники наживаются на операциях, где нужно вводить ПИН-код, то что уж говорить о бесконтактных транзакциях. Особенно это касается операций в интернете: люди вводят информацию о карте на странице в «Одноклассниках», чтобы сделать подарок другу, а затем эта страница взламывается на раз-два. Вообще для операций через интернет я бы порекомендовала завести отдельную карту».

Загадывая на будущее

К слову, карты без физического носителя, предназначенные исключительно для интернета, недороги в обслуживании. Например, один из крупных банков берёт за такую карту всего 60 рублей в год. Карты, дополненные бесконтактной технологией, пока, как правило, стоят дороже обычных чиповых или магнитных, но незначительно. Тем не менее стоимость обслуживания может стать решающим фактором при выборе карты. Впрочем, вскоре у картхолдеров может не быть альтернативы. Некоторые банки сегодня выпускают все карты с бесконтактной технологией.

Инновационные платёжные разработки массово придут в Кузбасс, считают эксперты. И скорее рано, чем поздно. Так что, возможно, заказывать банковскую карту сейчас стоит, заглядывая в недалёкое будущее. Впрочем, сам пластик, как инструмент расчёта уже тоже не последнее слово техники. Форм-фактором для PayPass/payWave могут выступать браслеты или часы. Кроме того, обе технологии адаптированы для NFC-смартфонов.

Прямая речь

Анатолий Вакуленко, аналитик инвестиционной компании «Финам»:

– Медленное, по сравнению с западными странами, развитие бесконтакных технологий оплаты в России во многом обусловлено технологическим аспектом: переход на новые POS-терминалы, наращивание электронных мощностей и программное обеспечение – все это стоит денег. Но главное, на мой взгляд, даже не в этом, а в том, что наши люди ещё не привыкли пользоваться бесконтактными картами… С другой стороны, пока повсеместно не внедрены технологии бесконтактной оплаты, то и потребитель в них не особо заинтересован: если он не может воспользоваться опцией в любом магазине, то она ему не очень-то и нужна. Такой вот замкнутый круг. С пластиковыми картами в свое время было то же самое – пока они особо не применялись, люди расплачивались наличными. Но этот замкнутый круг, несомненно, будет разорван; инициатива должна идти либо от банков, либо от торговых сетей.

Пока же услуга бесконтактных платежей по пластиковым картам не стала массовой не только в Кемеровской области, но и в России в целом, поэтому сервисные сети в основном не особо стремятся ее внедрять. Возможно, развитие данного сервиса было бы более быстрым, если бы не кризис. Думаю, это временная задержка: наступление новых технологий неизбежно.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/80701.html

Банковские карты настолько прочно вошли в повседневность, что держатели порой не задумываются о связанных с ними неочевидных расходах. Эксперты рассказали «Кузбассу» о том, как не переплачивать за комфорт пластика

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: