Последние новости:
Обычно первые посевные комплексы выбираются на кузбасские поля в двадцатых числах апреля, а к Дню Победы сев уже приобретает массовый характер. Но нынешняя посевная из разряда особенных. Небольшой снежный покров сошел незаметно, из-за апрельских холодов влага вымерзала, и в почве к посевной ее оказалось ниже нормы. Долго не было тепла, май мучает дождями, не давая выйти в поля, оптимальные сроки сева нарушены, прогноз погоды неутешителен…
Агродолгожители и эрудиты ищут аналогии и находят их в 1969 году, цитируя «Календарь природы Кемеровской области» И.В.Зыкова, изданный в 1972-м: апрель тогда был крайне неблагоприятным, с затяжной холодной погодой, ночные температуры минусовали восемнадцать раз, при семи снегопадах два были с метелями. За первую половину мая пять раз шел снег, одиннадцать ночей отметились минусовыми температурами. Черемуха в окрестностях Кемерова зацвела лишь 5 июня…
Поля напоминали болота, не давая технике работать, и есть история, уже не от Зыкова, что в ту весну сеять пытались с помощью самолетов…
Впрочем, и в новейшие времена в Кузбассе случались нестандартные посевные. Так, в двадцатых числах мая-2013 яровые зерновые были отсеяны лишь на трети полей, что вдвое меньше, чем в «нормальные» годы. Сев завершился на пару недель после оптимальных сроков, но урожай спасло использование раннеспелых сортов пшеницы и ячменя и отсутствие заморозков в конце августа и в сентябре. В итоге зерно практически чудом вызрело, и был собран хороший урожай.
Похожая история случилась и в 2006 году…
При идеальной погоде Кузбасс способен засевать до 60 тысяч гектаров в сутки. Фактически на посевную уходит около трех недель плюс дни, потерянные из-за погоды. Но в этом году в мае удавалось засевать не больше 10-12 тысяч гектаров в день.
Посевная-2018 лишь в самом начале. Обычно в это время уже полностью посеян горох, на 60-70 процентов – ячмень, но нынче все не так. К прошлой пятнице было посеяно семь процентов яровых зерновых и зернобобовых (вдвое меньше, чем в последние два года), затем за три дня, когда почти не мешали дожди, удалось добавить еще семь процентов…
Как ни грустно, грузом на сердце кузбасского агропрома сегодня лежат не только погодные пакости. Но об этом чуть позже.
Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности информирует о планах: яровыми нужно засеять 727,6 тысячи гектаров, в том числе 550,8 тысячи гектаров зерновыми и зернобобовыми, 1,23 тысячи гектаров – овощами, 9,1 тысячи гектаров – картофелем и 89 тысяч гектаров – кормовыми культурами. Площадь посева озимых зерновых культур под урожай-2018 составила 45,1 тысячи гектаров. Сельхозтехникой, необходимой для проведения весенне-полевых работ, аграрии обеспечены: у них имеется 7,78 тысячи единиц техники, в том числе 353 посевных комплекса. 17 единиц новой сельхозтехники было приобретено предприятиями уже в этом году на 39 миллионов рублей…
Цифры, вырванные из контекста, мало о чем говорят. Но если посмотреть, сколько, что, чем и как сеялось три-пять-десять лет назад, можно делать выводы о тенденциях развития полеводства в частности и сельского хозяйства в целом.
Вот плановая цифра ярового сева: 727,6 тысячи гектаров. Вспомним: план по этому показателю на 2016 год равнялся 744 тысячам гектаров, а на 2013-й – 786 тысячам.
Или количество посевных комплексов: много ли это – 353? Ведь в 2015 году их было 390, а несколькими годами ранее – 440.
Вряд ли можно считать безусловным позитивом даже новость, что в Кузбассе нынче планируется на 13,7 тысячи гектаров увеличить посевы рапса, до 65 тысяч, и обеспечить валовый сбор маслосемян в 93 тысячи тонн.
Да, рапс на сегодня одна из самых высокомаржинальных культур, его «в любых объемах» готов покупать Китай. Но если Китай вдруг откажется от нашего рапса или резко снизит цену на него, то «у нас получится греча», как было сказано в апреле на одной из районных агроконференций.
В последнее время аграрии, загипнотизированные закупочной ценой на гречиху, массово бросились увеличивать посевы этой культуры, а дальше все пошло по стандартному сценарию: перепроизводство, многократное падение закупочной цены, снижение рентабельности агробизнесов части оптимистов вплоть до банкротств.
Но вернемся к рапсу. Вряд ли стоит забывать, что культура эта крайне сложная, требующая высоких затрат и технологической оснащенности, что отсутствие опыта и средств на ее возделывание чреваты не только низкими урожаями, но и истощением плодородия. Что, наконец, сырьевой путь и здесь ненадежен, а будущее – за переработкой маслосемян…
Вышеперечисленные тенденции в нынешнем году только обострятся на фоне падения закупочных цен на зерно и молоко, о чем сегодня повсеместно голосит агробизнес.
Вот расклад от одного из опытнейших руководителей кузбасского агропрома: «Рентабельности нигде нет. Раньше жили молоком, сейчас оно стоит три копейки… Если сравнить 2008 год и то, что нынче, то цена на зерно осталась прежней. Электроэнергия стоила 1,2 рубля, сегодня 5,7. Топливо стоило 12-16 рублей, сегодня 42. Стоимость техники выросла в два раза. Резко подорожали удобрения. А цены на сельхозпродукцию остались те же…»
Но, может, растет помощь агропрому? Пусть не как в Евросоюзе, но все-таки? На недавней пресс-конференции и.о. заместителя губернатора по АПК Алексей Харитонов озвучил: в 2018 году кузбасские сельхозпроизводители должны получить из бюджетов разных уровней около миллиарда рублей, что на 145 миллионов рублей больше, чем годом ранее. Областных денег в этой сумме около трети.
И снова: много ли это – миллиард? Скажем, десять лет назад по региональной целевой Программе «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области» на 2008 год в областном бюджете было заложено 1086,7 миллиона рублей. Плюс деньги из федерального и местных бюджетов. Когда – читай выше – затраты на производство сельхозпродукции были в разы ниже.
Сегодня Кузбасс ждет перемен, аграрный Кузбасс не исключение. Ему нужна некая идеология развития сельского хозяйства в области – с приоритетами и финансированием. Нужны серьезные проекты, подтвержденные инвестициями, – на развитие животноводства и переработки, при реализации которых будет решена, в частности, проблема невостребованности произведенного зерна и прочей продукции. Область слишком далека от самообеспеченности молоком и мясом, и именно животноводство способно дать движение большинству смежных отраслей и создать новые рабочие места.
Но, если вернуться на поля, то там сегодня самые главные мысли – о севе и погоде…
Обычно первые посевные комплексы выбираются на кузбасские поля в двадцатых числах апреля, а к Дню Победы сев уже приобретает массовый характер. Но нынешняя посевная из разряда особенных.