Последние новости:
Одним из условий повышения доступности и качества медицины и снижения смертности населения является сотрудничество с частным инвестором. Об этом и о других стратегических «векторах» в государственном здравоохранении Кузбасса рассказала в интервью газете «Кузбасс» заместитель губернатора по вопросам социального развития Елена Малышева.
– Елена Ивановна, судя по вашим оценкам состояния дел в медицине Кузбасса, проблем действительно накопилось много. В их ряду одной из важнейших вы считаете проблему взаимодействия государственного и частного сектора. Почему? Потому что около 40% медучреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Кузбасса, являются сегодня частными, и не считаться с этим нельзя?
– Акцент я хочу сделать не на сотрудничестве вообще, а на развитии эффективного взаимовыгодного партнерства с социально ответственными представителями этого сегмента. С теми, кто не просто хочет развивать бизнес и извлекать из него прибыль, но и готов нести большую социальную нагрузку. В результате выстраивания правильных отношений с такими частными инвесторам в первую очередь выиграют пациенты.
Реакция некоторых моих коллег, которые боятся частной медицины, меня удивляет. Они полагают, что «частники» – ненадежные партнеры, потому что сегодня они пришли, а завтра приняли решение – и ушли. Это представление из 90-х годов прошлого века.
– Охарактеризуйте ваше впечатление от частной медицины региона.
– Как и в большинстве других субъектов РФ, многие частные клиники пытаются развивать финансовоемкие направления. В итоге на фоне действительно острой потребности в тех или иных видах медицинской помощи появляется избыточное предложение в определенном сегменте. Прежде всего, это касается стоматологических услуг.
Социально ответственный инвестор понимает: в здравоохранении не может быть возврата инвестиций в среднесрочной, а тем более в краткосрочной перспективе. И, тем не менее, вкладывает средства в медицинские проекты. Такие инвесторы – товар штучный, их поиском мы сейчас и занимаемся.
В Кемеровской области они тоже есть. Меня, например, радуют инвестиционные подходы группы компаний семьи Говор, создавшей в Новокузнецке частную клинику «Гранд Медика» с мощной современной диагностической и лечебной базой. Это учреждение оказывает населению юга Кузбасса помощь по тем направлениям, которые «не вытягивает» сегодня государственное здравоохранение, с учетом тарифов, действующих в системе обязательного медицинского страхования. А это дорогого стоит.
Мы ведем переговоры с инобластным инвестором, с ООО «Медицинская инвестиционная группа». «МИГ» имеет успешный опыт вложения собственных средств в создание современных амбулаторно-поликлинических учреждений. Причем компания еще и развивает на этой базе первичную медико-санитарную помощь населению в тарифе подушевого норматива, утвержденного в системе ОМС, и принципиально не работает в разрезе платных медуслуг.
Специалисты департамента здравоохранения познакомились с опытом работы «МИГа» в Белгороде. Уже достигнута принципиальная договоренность о том, что он зайдет в Кемерово и откроет в одном из новых микрорайонов поликлинику. Сегодня существуют юридические инструменты, позволяющие каждой из сторон практически «обнулить» возможные риски. Кто боится такого сотрудничества – просто не владеет необходимыми компетенциями.
– Вы говорите о сотрудничестве в формате ГЧП – государственно-частного партнерства в медицине?
– С компанией «МИГ» форматы будут разными, мы ведем переговоры об открытии нескольких объектов. И в зависимости от условий их открытия будет заключено либо инвестиционное соглашение, либо – концессионное, в рамках государственно-частного партнерства.
– В Кузбассе известен пока только один пример успешной реализации ГЧП. Частная медицинская образовательная организация «Нефросовет» вложила средства в реконструкцию и оснащение помещений для гемодиализа в Кемерове, Новокузнецке, Белове и Прокопьевске. По сути, за свой счет провела модернизацию государственной службы, сохранив ее государственный характер. А администрация области передала ей эти площади в аренду на длительный срок. И «частник» начал оказывать здесь помощь пациентам с тяжелой формой хронической почечной недостаточности за счет средств ОМС.
– «Нефросовет» действительно сумел поднять проблему с уровня, на котором часть пациентов с неизлечимыми заболеваниями почек погибала без адекватной помощи, до уровня стопроцентного обеспечения гемодиализом всех, кто в нем нуждается. Но эта его деятельность сопровождалась значительным подъемом тарифа на гемодиализ в системе ОМС, и сегодня кузбасский тариф остается одним из самых высоких в России. Это было сделано для того, чтобы заинтересовать частного инвестора. «Нефросовет» не был настолько социально ответственным, чтобы не получать сверхприбыль. На мой взгляд, это не очень правильно. Спасибо компании за то, что помогла развить медицинскую услугу, спасибо Кузбассу за то, что позволил ей заработать.
Снижать уже сложившийся тариф на гемодиализ мы не будем. Но договор аренды площадей Кемеровской областной клинической больницы у «Нефросовета» заканчивается в 2019 году. К нам уже обратилась другая частная компания, желающая заниматься гемодиализом в Кузбассе. А может, вообще имеет смысл найти другого инвестора? Он закупит для областной больницы необходимое оборудование, и больница сможет проводить гемодиализ сама, как это было когда-то, но уже в рамках высокого тарифа.
Нам известен федеральный инвестор, готовый поставить в Кемеровскую область оборудование для лучевой диагностики. Но в ближайшие три года в рамках нацпроекта «Здравоохранение» мы и так получим на развитие онкослужбы, и в том числе на покупку оборудования для лучевой диагностики, средства из федерального бюджета. А национальных программ по гемодиализу сегодня нет. Так что будем вести с этим инвестором переговоры.
– Однажды я общалась с кузбасским инвестором, который заключил договор с администрацией местной больницы о том, что будет бесплатно (по полису ОМС) проводить для ее пациентов сложные исследования, и закупил под эту договоренность очень дорогое оборудование. А главврач передумал и в рамках программы модернизации здравоохранения заказал для больницы точно такой же аппарат. Чтобы не отдавать потом «частнику» тариф ОМС. В итоге инвестор оказался наказан рублем. Готова ли область предоставить гарантии, что подобные истории не повторятся?
– Ничего нового тут не придумаешь, российское законодательство позволяет «отрабатывать» инвестиционные программы так, чтобы партнеры были довольны друг другом, а риски каждой из сторон были сведены к нулю. Примеры таких партнерских соглашений есть в Тюменской области, в Белгороде. По этому пути идет и Санкт-Петербург. Кузбасс тоже должен быть в ряду передовых регионов.
– Какие еще направления в реформировании системы государственного здравоохранения Кузбасса вы считаете стратегически важными?
– Таких направлений 27, и все они направлены на решение двух ключевых задач. На повышение качества и доступности медицинской помощи населению области и на снижение смертности от тех заболеваний, которые названы в новых «майских» указах президента РФ: сердечно-сосудистых и онкологических.
В рамках этой стратегии мы будем заниматься проблемой кадров: готовить «управленцев» разного уровня из своих специалистов и привлекать в Кузбасс медиков из центральных регионов России, где конкуренция среди них выше, а заработки ниже, чем у нас. И, кстати, мы рассчитываем, что социально ответственные частные инвесторы будут придерживаться такой же политики, а не переманивать сотрудников из государственных больниц.
Ключевым направлением является и построение вертикали кардиологической и онкологической службы. Это позволит привести к единым методологическим подходам и стандартам оказание данных видов специализированной помощи в масштабах всей области и оптимизировать маршруты движения пациентов, начиная от первичного приема где-нибудь на ФАПе и заканчивая оказанием высокотехнологичной медицинской помощи.
Продолжится работа по реорганизации и объединению государственных учреждений здравоохранения, по централизации закупок и деятельности ряда служб. В частности, планируем провести централизацию лабораторной службы. Проведение анализов, необходимых для оказания экстренной помощи, останется прерогативой местных больниц. А все плановые исследования будут выполняться централизовано, в Мариинске, Кемерове и Новокузнецке, на базе филиалов нового государственного учреждения, которое начнет работу в марте 2019 года.
Дальнейшее развитие получит трансплантация органов, позволяющая сохранить жизнь пациентам, для которых все прочие методы лечения уже неэффективны. Будем развивать экстракорпоральное оплодотворение, способное подарить счастье иметь детей семьям, где иначе эту проблему не решить. Будем совершенствовать маршрутизацию тяжелых больных и возрождать в Кузбассе санавиацию: строить вертолетные площадки и в рамках национального проекта заключать соглашения с национальной службой санавиации о предоставлении специально оборудованных вертолетов.
Что же касается населения, здесь в первую очередь необходимо формировать приверженность принципам здорового образа жизни. Благодаря губернатору Сергею Евгеньевичу Цивилеву, для этого в регионе сегодня создаются замечательные возможности.
Планы очень большие. И я надеюсь, что и медики Кузбасса, и население их поддержат.
Одним из условий повышения доступности и качества медицины и снижения смертности населения является сотрудничество с частным инвестором