Последние новости:
В российской металлургии ныне занято около полутора миллионов человек, а экспорт металлов и сырья дает свыше пятнадцати процентов поступлений в казну государства. Но сегодня имеют место тенденции далеко не оптимистические. Об этом можно судить по динамике налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Если в 2000 году предприятиями выплачено 81,4 миллиарда рублей налогов, то в 2001 году только 67,5 миллиардов, а в нынешнем году по прогнозам металлургический налоговый ручеек может обмелеть до 25 миллиардов. Связано это с резким падением цен на мировом рынке стали и цветных металлов, вызванным мировым кризисом металлопотребления. Михаил Тарасенко заметил:
— Проблемы черной и цветной металлургии схожи. Общеизвестно, что на Западе у российских металлургов стремятся покупать продукцию не глубокой переработки, а сырье и полуфабрикаты. То есть мы создаем рабочие места на чужих рынках, а упущенная выгода России из-за такой торговли черными и цветными металлами достигает 10,5 миллиардов долларов в год. Россия продолжает оставаться сырьевым придатком развитых стран. — А что происходит на предприятиях, которые являются локомотивами отрасли? — Это Магнитогорский, Новолипецкий и Нижнетагильский металлургические комбинаты, «Северсталь», Оскольский электрометаллургический комбинат. Этапным для страны событием стал выход из банкротства Запсиба. Часто бывая в этих трудовых коллективах, знаю, что там реконструкция не прекращается, что люди не успокаиваются на достигнутом. Именно благодаря такой политике на этих предприятиях отношения работодателей и профкомов носят конструктивный характер, характеризующийся емким понятием — социальное партнерство. Эти комбинаты занимают лидирующие позиции не только по производственным показателям, но и по величине заработной платы. — Какая же судьба ждет Кузнецкий металлургический комбинат? — Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО) ставила вопрос о распродаже имущества КМК. Власти Кемеровской области совместно с трудовым коллективом и кредиторами искали другие выходы. Сумели убедить ФСФО, что такие варианты есть. Внутренние резервы на КМК исчерпаны, и для того, чтобы спасти то, что еще можно спасти, требуется неординарный подход. И сегодня Социальный совет приступил к согласованию концепции реструктуризации КМК. Тем самым на практике реализуются принципы социального партнерства в сложнейших ситуациях, от которых зависит будущее тысяч людей. Вырабатывается модель ответственного решения для всей отрасли. — Профсоюзы уже в курсе общих подходов к реструктуризации нерентабельного КМК? — Российские и зарубежные эксперты, анализировавшие ситуацию на КМК, пришли к выводу, что на комбинате можно выделить здоровое ядро со стратегической перспективой. Они полагают, что сейчас необходимо структурировать бизнес комбината так, чтобы он отвечал реальным потребностям рынка и возможностям технологий. Следующим шагом после получения поддержки Социального совета предполагается приведение в соответствие с ней численности занятых. Это одна из самых сложных, но бесспорно основополагающих проблем, без решения которой все планы реструктуризации останутся пустыми разговорами. Во весь рост встает проблема создания новых рабочих мест для высвобождаемых. Здесь должны участвовать и нести свою долю ответственности и предприниматели, и федеральный центр, и власти Кемеровской области и города Новокузнецка, и профсоюзы. К сожалению, федеральный центр не считает, что у него есть какая-то ответственность на акционированном предприятии. Серьезных шагов для того, чтобы поддержать реструктуризацию комбината, не делается. Зато очень активно участвует в проблемах КМК Кемеровская областная администрация. Губернатор Аман Тулеев постоянно держит эту тему под контролем, все решения, особенно социального направления, проходят тщательную экспертизу и только после этого начинают претворяться в жизнь. — Реструктуризация, как правило, опирается на серьезные экспертные оценки. Наверняка ими располагают и профсоюзы. Как вы, человек в металлургии многоопытный, представляете себе завтрашний день КМК? — Управляющей компанией КМК был заказан анализ, какую продукцию комбинат сможет продавать в ближайшие 10 лет. Выводы Института черметинформации практически совпали с заключением авторитетной консалтинговой компании Roland Berger. Они для нас неутешительны — КМК должен иметь производительность порядка 1,5 миллиона тонн в год, продукция — в основном железнодорожные рельсы, железнодорожный прокат и строительный прокат, который будет сбываться в Сибирском регионе. Поэтому мощности КМК по готовому прокату должны быть почти в два раза меньше существующих. Оттолкнувшись от этих исследований, эксперты пришли к выводу: «новый» КМК — это рельсобалочное производство плюс мелкосортные станы, плюс шаропрокатный стан. Комбинат должен выпускать: а) рельсы всех видов, б) строительный прокат всей номенклатуры, который продается в Сибирском регионе, в) помольные шары, которые также покупаются в Сибири. В этой рыночной нише комбинату гарантирован платежеспособный спрос. Имеют будущее и доменное производство, Кузнецкий ГОК, инфраструктурные подразделения предприятия, правда, с выделением их в самостоятельные юридические лица, работающие на хозрасчете. С этим можно соглашаться, можно спорить, нужно проверять расчеты, но игнорировать такую постановку вопроса у профсоюза нет оснований. — Вы считаете, что обновленный КМК будет привлекателен для инвесторов? — Профсоюз дает себе отчет в том, что без инвестиций нельзя будет сделать КМК современным конкурентоспособным предприятием. Только лишь реконструкция рельсобалочного производства, по предварительным оценкам, потребует около 100 миллионов долларов. Такие деньги инвесторы вложат лишь в предприятие, которое имеет ясную перспективу на рынке.
В российской металлургии ныне занято около полутора миллионов человек, а экспорт металлов и сырья дает свыше пятнадцати процентов поступлений в казну государства. Но сегодня имеют место тенденции далеко не оптимистические. Об этом можно судить по динамике налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Если в 2000 году предприятиями выплачено 81,4 миллиарда рублей налогов, то в 2001 году только 67,5 миллиардов, а в нынешнем году по прогнозам металлургический налоговый ручеек может обмелеть до 25 миллиардов. Связано это с резким падением цен на мировом рынке стали и цветных металлов, вызванным мировым кризисом металлопотребления. Михаил Тарасенко заметил:
— Проблемы черной и цветной металлургии схожи. Общеизвестно, что на Западе у российских металлургов стремятся покупать продукцию не глубокой переработки, а сырье и полуфабрикаты. То есть мы создаем рабочие места на чужих рынках, а упущенная выгода России из-за такой торговли черными и цветными металлами достигает 10,5 миллиардов долларов в год. Россия продолжает оставаться сырьевым придатком развитых стран.
— А что происходит на предприятиях, которые являются локомотивами отрасли?
— Это Магнитогорский, Новолипецкий и Нижнетагильский металлургические комбинаты, «Северсталь», Оскольский электрометаллургический комбинат. Этапным для страны событием стал выход из банкротства Запсиба. Часто бывая в этих трудовых коллективах, знаю, что там реконструкция не прекращается, что люди не успокаиваются на достигнутом. Именно благодаря такой политике на этих предприятиях отношения работодателей и профкомов носят конструктивный характер, характеризующийся емким понятием — социальное партнерство. Эти комбинаты занимают лидирующие позиции не только по производственным показателям, но и по величине заработной платы.
— Какая же судьба ждет Кузнецкий металлургический комбинат?
— Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО) ставила вопрос о распродаже имущества КМК. Власти Кемеровской области совместно с трудовым коллективом и кредиторами искали другие выходы. Сумели убедить ФСФО, что такие варианты есть. Внутренние резервы на КМК исчерпаны, и для того, чтобы спасти то, что еще можно спасти, требуется неординарный подход. И сегодня Социальный совет приступил к согласованию концепции реструктуризации КМК. Тем самым на практике реализуются принципы социального партнерства в сложнейших ситуациях, от которых зависит будущее тысяч людей. Вырабатывается модель ответственного решения для всей отрасли.
— Профсоюзы уже в курсе общих подходов к реструктуризации нерентабельного КМК?
— Российские и зарубежные эксперты, анализировавшие ситуацию на КМК, пришли к выводу, что на комбинате можно выделить здоровое ядро со стратегической перспективой. Они полагают, что сейчас необходимо структурировать бизнес комбината так, чтобы он отвечал реальным потребностям рынка и возможностям технологий. Следующим шагом после получения поддержки Социального совета предполагается приведение в соответствие с ней численности занятых.
Это одна из самых сложных, но бесспорно основополагающих проблем, без решения которой все планы реструктуризации останутся пустыми разговорами. Во весь рост встает проблема создания новых рабочих мест для высвобождаемых. Здесь должны участвовать и нести свою долю ответственности и предприниматели, и федеральный центр, и власти Кемеровской области и города Новокузнецка, и профсоюзы. К сожалению, федеральный центр не считает, что у него есть какая-то ответственность на акционированном предприятии. Серьезных шагов для того, чтобы поддержать реструктуризацию комбината, не делается. Зато очень активно участвует в проблемах КМК Кемеровская областная администрация. Губернатор Аман Тулеев постоянно держит эту тему под контролем, все решения, особенно социального направления, проходят тщательную экспертизу и только после этого начинают претворяться в жизнь.
— Реструктуризация, как правило, опирается на серьезные экспертные оценки. Наверняка ими располагают и профсоюзы. Как вы, человек в металлургии многоопытный, представляете себе завтрашний день КМК?
— Управляющей компанией КМК был заказан анализ, какую продукцию комбинат сможет продавать в ближайшие 10 лет. Выводы Института черметинформации практически совпали с заключением авторитетной консалтинговой компании Roland Berger. Они для нас неутешительны — КМК должен иметь производительность порядка 1,5 миллиона тонн в год, продукция — в основном железнодорожные рельсы, железнодорожный прокат и строительный прокат, который будет сбываться в Сибирском регионе. Поэтому мощности КМК по готовому прокату должны быть почти в два раза меньше существующих.
Оттолкнувшись от этих исследований, эксперты пришли к выводу: «новый» КМК — это рельсобалочное производство плюс мелкосортные станы, плюс шаропрокатный стан. Комбинат должен выпускать: а) рельсы всех видов, б) строительный прокат всей номенклатуры, который продается в Сибирском регионе, в) помольные шары, которые также покупаются в Сибири. В этой рыночной нише комбинату гарантирован платежеспособный спрос. Имеют будущее и доменное производство, Кузнецкий ГОК, инфраструктурные подразделения предприятия, правда, с выделением их в самостоятельные юридические лица, работающие на хозрасчете. С этим можно соглашаться, можно спорить, нужно проверять расчеты, но игнорировать такую постановку вопроса у профсоюза нет оснований.
— Вы считаете, что обновленный КМК будет привлекателен для инвесторов?
— Профсоюз дает себе отчет в том, что без инвестиций нельзя будет сделать КМК современным конкурентоспособным предприятием. Только лишь реконструкция рельсобалочного производства, по предварительным оценкам, потребует около 100 миллионов долларов. Такие деньги инвесторы вложат лишь в предприятие, которое имеет ясную перспективу на рынке.