Последние новости:
«Закон Димы Яковлева» вступил в силу 1 января: родителям из США запрещено усыновлять российских сирот. В Кузбассе, к слову, подобный закон был принят еще раньше, в июле 2012-го. Правда, потом его оспорила прокуратура. Но вот вам факт: уже два года сирот из Новокузнецка в Америку не отпускают.
Когда мы приехали в детский дом № 5, ребятишки-второклассники как раз делали домашнее задание. Одни старательно выписывали слова в тетрадках в линейку, другие мучительно решали примеры. Потом девочки пойдут в швейный цех, а вечером все вместе в танцевальный кружок. Они выглядят вполне довольными, хорошо одеты, у них красивые тетрадки. И даже мама у них есть — воспитательница, которую они так и называют — «мама». Но надо ли говорить, что каждому из этих мальчиков и девочек нужна настоящая семья? И не верно ли, что национальность усыновителя в данном случае – не самое главное?..
«В чем я согласна с теми, кто поддержал закон, так это в том, что стыдно: стыдно, что наши сограждане не берут наших же детей в свои семьи, — рассуждает директор детдома № 5 Светлана Скирда. — Но судите сами: с 2007 года из нашего детдома усыновили семь детей. Всех семерых забрали усыновители из-за рубежа».
Что касается усыновителей из США, то по словам Светланы Юрьевны, было время, когда американцы брали детей очень активно. «В 2000 году — пять детей, в 2001-м — пять детей, в 2004-м — шесть, — вспоминает Светлана Скирда. — Знаете, был такой случай: американская мама забрала мальчишку из 3-го детдома, а потом узнала, что у него есть сестра в нашем, 5-м детдоме. Она приехала и забрала Настю, когда та уже училась в 9-м классе. Мы до сих пор поддерживаем отношения через интернет: сейчас наша Настя учится на продюсера, освоила язык, обрела там друзей. Да и честно говоря, я не знаю ни одного отрицательного примера усыновления детей из нашего детдома за границу, в том числе в США».
Удивительно, но если говорить про Новокузнецк в целом, доля иностранного усыновления гораздо выше доли российского. К примеру, в 2012 году, по данным городского управления опеки и попечительства, родители из России усыновили 44 новокузнецких ребенка, а родители из-за рубежа (Италии, Испании, Израиля и Германии) — 54 малыша. А за последние семь лет в Новокузнецке насчитывается 346 случаев российского усыновления и 594 случая — зарубежного.
Другое дело, что для российских родителей есть три формы устройства семьи: помимо усыновления (когда ребенок наделяется всеми правами кровного), у нас можно создать приемную семью или взять дитя под опеку. За последние семь лет в такие семьи взяли около шестисот чужих детей. С их учетом российских родителей, конечно, получится больше. Но надо помнить: от приемного или опекаемого ребенка всегда можно отказаться. И это, увы, не редкость: только в прошлом году в детдома из-под опеки вернулись 20 детей.
«Случаев, чтобы над нашими, новокузнецкими, детьми издевались иностранные родители, у нас не было, — говорит начальник управления опеки и попечительства администрации Новокузнецка Елена Гармашова. — При этом и российские, в том числе и новокузнецкие, родители, которые усыновляют детей и также перед нами отчитываются, не вызывают нареканий — ведь прежде чем отдать ребенка, мы очень долго и скрупулезно проверяем их и на предмет здоровья, психического состояния, судимости... Кстати, больных детей усыновляют и россияне, и иностранцы».
...Лично мне «закон Димы Яковлева», поспешно принятый как ответ на американский «акт Магнитского», представляется спекуляцией властей на детях. В том числе и на тех 1420 детях, которые сегодня мечтают о семье в шести детских домах и двух домах ребенка Новокузнецка. Потому что хорошие и плохие люди есть и в России, и в Америке, и в любом другом государстве. Но всякого сироту отдают в иностранные руки только после того, как его дважды отказались брать в России.
Анна Сницкая
«Закон Димы Яковлева» вступил в силу 1 января: родителям из США запрещено усыновлять российских сирот. В Кузбассе, к слову, подобный закон был принят еще раньше, в июле 2012-го.