Войти на сайт

В Кузбассе ересь расплодилась

Фото © arh-eparhia.ru

В Новокузнецке с профилактическим визитом побывал известный специалист по борьбе с тоталитарными сектами Александр Дворкин.

Количество сект в нашей области по сравнению с 2011 годом увеличилось на 20 зарегистрированных. Об этом заявил на пресс-конференции, посвящённой этому явлению, иерей Игорь Морозов, заместитель руководителя миссионерского отдела Кемеровской епархии. А гость города Александр Дворкин добавил, что ситуация в Кузбассе тяжёлая, сект здесь действует очень много, и они

чрезвычайно активны. Причём по части таких объединений в регионе лидирует Новокузнецк. С Александром Леонидовичем надо смиренно согласиться – он профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, председатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ. Поэтому сразу перейдём к вопросу: в чём спасение?

Не все секты одинаково опасны

Сразу оговорюсь, что есть классические секты, такие как баптисты, которые социальной опасности не несут. Можно говорить о культурной и религиозной ограниченности классических сект. Но их представители – сознательные члены общества, и у них работает рациональное мышление.

Опасность таят секты тоталитарные, деструктивные. Их особенность: обман при вербовке, тотальный контроль над личностью, манипуляция сознанием и эксплуатация своих членов, абсолютизация и обожествление своего лидера и самой организации.

Специалисты категоричны: нет человека, который бы сознательно пришёл в секту. Сюда приводят через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу. Для того чтобы человек попал в тоталитарную секту, необходимо совпадение двух условий. Первое – чтобы сектантское предложение соответствовало интересам самого человека. Что это значит? В секту не приглашают. Приглашают на бесплатные курсы английского языка, на психологический тренинг (как всегда быть победителем в жизни и добиться успеха), на какое-нибудь бесплатное тестирование, на курсы ведической кулинарии, восточного танца, йоги, единоборств… Есть масса вариантов. Если то, что предлагают, человеку сейчас нужно, то он будет заинтересован. Второе условие – чтобы человек был в стрессовом состоянии, тогда он более внушаем.

Секты сейчас во многом укоренились в ряде социальных сфер. К примеру, якобы занимаются реабилитацией наркозависимых. Те же неопятидесятники это поле практически оккупировали. Но если бы они действительно занимались реабилитацией! На самом деле это не более чем рекламный ход, потому что реальной помощи там нет. С одной стороны, они создают позитивный имидж для себя. С другой, у них появляется бесплатная рабсила, которую они используют. С третьей стороны, деньги, которые они за это берут. Таким образом, одним действием убивается много зайцев. Это не что иное, как циничное использование социальной беды для того, чтобы тянуть одеяло на себя.

Кстати, профессор Дворкин уже бывал в Новокузнецке. В 2001 году участвовал в сложном судебном процессе: местная неопятидесятническая секта «Живая вода» подала в суд на одну из наших телевизионных компаний и священника Владимира Пивоварова, который в телепередаче назвал эту организацию сектой. С помощью Дворкина журналисты и священник суд выиграли. И Новокузнецк вошёл в историю борьбы с сектами: многие последующие суды используют решение нашего суда в своей работе.

Оказывается, «Гербалайф», «Амвэй» и «Эйвон» – тоже секты. Коммерческие тоталитарные секты, в которых нет религиозного учения.

Какой громадный вред могут нанести политические секты, профессор Дворкин показал на примере двух тоталитарных сект прошлого века: национал-социалистической партии Германии и партии большевиков России.

В России секты вербуют людей тысячами. К примеру, в тоталитарной секте Свидетелей Иеговы в стране только крещёных возвещателей, то есть полноправных членов секты, – примерно 155 тысяч. А с последователями – в два раза больше.

Сейчас в стране активизируется саентология – одна из самых неприятных, агрессивных и беспощадных сект. Некоторые издания этой организации, как и часть литературы Свидетелей Иеговы, признаны опасными и внесены в реестр запрещённых экстремистских материалов Министерства юстиции РФ.

Недавно в Кемерове завершился процесс над Чарушниковым, создателем криминальной организации «Преображение России». Опять же основанной на неопятидесятничестве. Это всероссийская ассоциация и родом она из Кузбасса. Но сколько всего сект в Кузбассе, точно не знает никто. Ведь они регистрируются как религиозные, общественные, некоммерческие организации. А некоторые не регистрируется вовсе.

Сектоведы говорят, что у каждого из нас есть свой гуру и наше счастье, если мы его никогда не встретим. И советуют: лучший способ выйти из секты – это в неё не попадать.

Но если беда случилась, что делать?

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Профессор Дворкин и Центр религиоведческих исследований, который он возглавляет, готовы помочь нам словами – донести всю полноту информации о вреде сект.

Навязывать человеку какой-либо выбор – это как раз стиль сектантов. А религиоведы только сообщают факты, которые секта о себе скрывает. И пусть каждый человек думает, сопоставляет. И делает свой свободный выбор.

В России нет законов, способных оптом как следует прижать деструктивные секты. Потому что нет такого юридического термина, как секты. Что запрещать, если термина нет? Пока это только научный, оценочный термин. Конечно, борьба с сектами ведётся. Но только против каждой отдельной организации. Если удаётся доказать факты причинения вреда здоровью или разжигания межнациональной розни.

В Новосибирской области несколько лет шёл процесс над Рудневым, лидером секты «Ашрам Шамбалы». Здесь издевались над людьми, были изнасилования и пытки. Правоохранительные органы более десяти лет пытались привлечь Руднева к ответственности. И не могли. Устраивали обыски, но сектанты (истощённые, в синяках, с ожогами от сигарет) говорили – нет, мы не пострадавшие. Потом нашлись бывшие члены секты, которые согласились свидетельствовать, и в начале этой весны Руднев получил одиннадцать лет лишения свободы. Это капля в море.

И ситуация доходит до абсурда. Организация «Свидетели Иеговы» запрещена в Москве, но достаточно перейти МКАД – она зарегистрирована и действует в Подмосковье. Потому что запрещена не секта, а ликвидирована одна из её первичных организаций, которой удалось доказать в суде её криминальные действия.

Начать масштабную борьбу с сектами может только гражданское общество. Профессор Дворкин показал нам это на примере Франции. Лет 50 назад там сложилась ситуация, подобная нашей. Пострадавшие на местах объединились в комитеты. Которые в свою очередь стали теребить местных чиновников, те – вышестоящих. Власть увидела, что проблема затронула все регионы, и создала парламентскую комиссию. Комиссия изучила ситуацию (выезжала на места, приглашала специалистов…) и разработала законодательную инициативу. Прошло несколько десятков лет, и в 2001 году Французская национальная ассамблея приняла закон против сект. Для его исполнения была создана межминистерская комиссия. В итоге сегодня во Франции самые жестокие на планете законы против сектантов.

Увы, государственный механизм медленный, но другого пути нет – инициатива должна идти снизу.

Коммунальщики и священники в едином строю

И в Новокузнецке есть активисты, готовые объединить людей, желающих спастись от сект. В первую очередь это православные священники.

Понятно, что им важно устранить конкурентов. Священники и не скрывают своей заинтересованности. Пресс-конференцию профессора Дворкина организовали они, мероприятие посвятили 20-летнему юбилею епархии. Заместитель руководителя миссионерского отдела Кемеровской епархии иерей Игорь Морозов говорил на встрече, что людям, спасённым из лап сектантов, надо рассказать, как прийти в православную церковь, как переступить порог храма…

Но есть и истинные бессребреники. Председатель саморегулируемой организации «Содружество Кузбасских предприятий жилищно-коммунального комплекса» Павел Клепиков узнал, что в Новокузнецке «в последнее время наметилась тенденция под видом услуг ЖКХ производить вербовку в ряды различных религиозных организаций, зачастую деструктивной направленности». И решил вместе со своими единомышленниками по организации не оставаться в стороне: предложил на базе содружества и комитета городского контроля, совместно с Кузбасской митрополией в лице её миссионерского подразделения, создать отдел по антисектанской работе.

Профессор Дворкин поддержал активиста из Новокузнецка, подчеркнув, что наш регион рождает новые сектанские замыслы: «То, что Свидетели Иеговы используют систему ЖКХ для вербовки людей, – это кузбасское ноу-хау». Конечно, секты были, есть и будут существовать в будущем. Они, как преступность, полностью неискоренимы. Но от нас зависит: окажутся ли они под жёстким контролем или в Кузбассе продолжит процветать их криминальный беспредел.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/obshhestvo/48439.html

В Новокузнецке с профилактическим визитом побывал известный специалист по борьбе с тоталитарными сектами Александр Дворкин.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: