Последние новости:
Мариинский пенсионер «бродит» по чиновникам 30 лет
Поиск справедливости – дело, с одной стороны, благородное и нужное, а, с другой, — муторное и нервное. Но если на поиск этой самой справедливости уходит несколько десятилетий бесполезных «хождений» по самым различным инстанциям, волей-неволей начинаешь задумываться: а есть ли она вообще? Справедливость
С чего начинается… проблема
В редакцию Альберт Николаев позвонил на прошлой неделе. «У меня тут проблема такая, не знаю, кто поможет,– скромно проговорил мужчина, — тридцать лет с одной и той же бедой справиться не могу».
«Сколько-сколько?» – не поверил я. «С 1984 года», — грустно резюмировал звонивший. Переулок Клубный, где с середины прошлого века проживает ветеран труда Альберт Иванович Николаев, находится недалеко от центрального рынка и железной дороги. Можно туда, конечно, и на машине добраться (исключительно в сухую погоду), но я решил прогуляться пешком, чтобы воочию убедиться, так ли обстоят дела на самом деле, как рассказал Альберт Николаев.
Проблуждав среди двухэтажек улицы Вокзальной, я всё-таки пришел по названному адресу. Картина, прямо скажу, нелицеприятная – через болото перекинут шаткий деревянный мосток, а запах стоит такой, что стараешься этот самый мосток преодолеть побыстрее. Вокруг отходы человеческой жизнедеятельности – бутылки, банки, строительный мусор. 88-летний Альберт Иванович проживает в самом крайнем доме переулка. Канава возле его подворья «живописно» покрыта тиной и заросла болотной травой. Собственно, именно из-за кювета и началась «бумажная война» Альберта Николаева с власть имущими.
«Я живу в этом районе с 1950 года, — пишет в одной из своих многочисленных статей в газете «Вперёд» Николаев. — На моих глазах строились мастерские ПЧ и НГЧ, жилые дома, подводились к ним водопроводы, канализация, системы отопления. Затем построили водоканализацию в нашем Клубном переулке. Вначале в огородах было сухо, в подпольях воды не было, да и чистотой отличался наш микрорайон. Но со строительством новых домов по улице Вокзальной начались проблемы и у нас. Течёт водичка из проржавевших труб, неработающих задвижек в наш район, так как наши дома оказались в своеобразной котловине. Зимой и летом, в несколько ручьев. Обращался неоднократно к руководству НГЧ-4 и водоканал, но проблемы эти остались и до сего дня».
Бумага не краснеет
Вышеприведённое письмо читателя опубликовано 27 апреля 1998 года. А бить тревогу Альберт Николаевич начал с 1987 года, когда своими силами справляться с ежегодным наводнением стало уже невозможно.
С 84-го года вода стала затапливать не только погреба и подполья, но и «заходить в дом». Вот обращение Николаева к «властям» через газету, датированное 25 сентября 1987 г. («Когда в доме нет хозяина»): «Наш Клубный переулок находится в запущенном состоянии. Паводковые воды стекают сюда с территорий ПЧ-18 и НГЧ, от рынка и ДОЗа. В каждой из этих организаций имеются немалые технические средства, только вот до благоустройства улиц у руководителей руки не доходят».
«Не дошли руки» до очистки сточных канав и через год. В декабре 88-го Альберт Николаев пишет: «Откуда вода попадает ко мне в дом? Отовсюду. И дождевая, и талая вода должна стекать по канавам, расположенным около домов. Но по нерадивости хозяев все кюветы на нашем переулке-улице заросли и замусорены. Кроме того, организации, расположенные неподалеку от моего дома, изрядную лепту в водяной поток вносят. Канавы обмелели. Без техники трудновато будет воду отвести. Я, конечно, тревогу забил, письма начал писать в различные инстанции, начиная от местных и кончая областными».
Единственное, чего добился Николаев от такого «набата» — это скромная отписка из горисполкома. Примечательно, что получил её ветеран 6 сентября, и представители местной власти пообещали решить проблему до 15-го… Как нетрудно догадаться из названия статьи – «А на дворе декабрь…» — дело ни на йоту не сдвинулось с мёртвой точки.
За тридцать лет у Альберта Ивановича накопился целый архив чиновничьих отписок. В начале следующего, 89-го года, Николаев со страниц газеты «Вперёд» «в пух и прах» (по тем временам) разносит горисполком, депутатов, представителей уличных и домовых комитетов («Быть хозяином, организатором»): «Считаю, — пишет он, — что при работе с письмами горожан допускается волокита и бюрократизм. Во-первых, затягиваются сроки. Во-вторых, готовя ответ на письмо, работники горисполкома и его отделов не всегда глубоко вникают в суть дела, не взвешивают реальных возможностей и, давая в ответе обещание сделать то-то в такой-то срок, забывают о нём. То есть дают автору письма, по сути, отписку».
Очередная публикация «крик души» Альберта Николаева увидела свет несколькими месяцами позже, в сентябре. Называлась она «Правила есть, порядка нет». Вначале Альберт Иванович размышляет о санитарном состоянии центральных мариинских улиц, потом постепенно «передвигается» на периферию. В частности, он пишет: «Есть, и довольно много, мест, отдалённых или скрытых от глаз большинства прохожих, как наш, например, Клубный переулок. Захламлять его начала бывший директор рынка М.А. Смоловская. Она первой устроила в переулке свалку из кирпичей, пришедших в негодность от неправильного хранения. От этого и государство понесло убыток, и жителям неприятность. Новый директор А.И. Василец сделал то же самое. Чего только нет в переулке: кучи земли, бетона, сухих деревьев и т.д. То же и в канавах для пропуска весенне-осенних вод. В неменьшей мере в захламлении переулка виноваты и граждане, здесь проживающие. Неужели до людей не доходит, что такое варварское отношение к окружающей местности не только некультурно, но и опасно в санитарном плане? Обо всём этом я писал председателю горисполкома, предлагал принять строгие административные меры к нерадивым руководителям и жильцам, но на мою жалобу исполком не реагирует. Только отвечают, что в таком-то году ваш переулок будет включён в план благоустройства».
Власть новая — проблемы старые
Три года спустя, уже в перестроечное время, всё большая безнадёжность слышится «в голосе» Альберта Николаева. Его публикация от 1 октября 92-го носит «говорящее» название «Замкнутый круг». Не сложно догадаться, о чём в ней идёт речь. «В прошлом власть у нас держали партократы, которые привели государство к развалу. Пришедшие на смену им демократы улучшений в жизнь города тоже не привнесли. Тех, кто болеет душой за общественное дело, — единицы. Возьмём, в частности, проблему благоустройства города. Очевиден и не требует доказательства тот факт, что стал Мариинск за последние годы заметно неухоженее, а попросту грязнее». Далее Альберт Иванович перечисляет «красоты» своего родного Клубного переулка. Это и «пугающая видом ограда из кузовов старых автомобилей», и «зловонная канава», и «исковерканный асфальт, грязь, глина». В конце подводит два неутешительных итога: «Нет в нашем городе настоящего хозяина!» и «Сами жители пекутся только о себе, ни красота, ни чистота своей улицы, двора, города не волнует».
В 1996 году (4 года спустя) у этого же автора («С этим что-то делать надо») читаем: «Наш город скоро будет праздновать свое 140-летие. Но давайте посмотрим на него с птичьего полета на низкой высоте. Город тонет в болотной жиже, свалках. И чего только на них нет – мусор, навоз, дохлятина, мухи роем… На любой улице есть брошенные дома с огородами-болотами… Многие горожане пишут об улицах Мариинска и кричат «СОС», т.к. идут они, затыкая нос ватой от вонючего запаха свалок». А свой переулок и вовсе называет «общественной свалкой».
В октябре следующего года приходит очередная отписка из администрации города за подписью заместителя главы: «Администрация города внимательно рассмотрела Ваше обращение и сообщает следующее: работы по восстановлению кювета по пер. Клубному ведутся. Привлечены руководители организаций, к территории которых примыкает канава для пропуска паводковых вод».
Эти самые работы так и не были завершены.«Как нам дальше жить»? – опять «в пустоту» спрашивает Альберт Иванович Николаев два года спустя, в апрельском номере газеты «Вперёд»: «Если раньше вода в осенне-весеннюю пору уходила, как правило, по руслу, то в последние годы она просто затапливает огороды, усадьбы, подполья живущих здесь людей. Сейчас общий водосток запущен. Трубы забились илом и хламом, особенно те, что находятся под асфальтом в районе городского рынка... Я пишу об этом в редакцию газеты «Вперёд», потому что не знаю, как нам быть с вопросом о постоянном затоплении, ведь, сами посудите, – вода до того пропитала почву, что ей нипочём даже морозы. Долго ли будут руководители этих служб равнодушны к нуждам людей? А может быть нам стоит подать на них в суд для возмещения материального и морального ущерба?».
В суд, кстати, Альберт Иванович подавал. И даже выиграл. Получил около 12 тысяч компенсации морального ущерба. С наступлением двухтысячных годов «кюветный бой» вышел на новый виток.
Годы «нулевые» — результата ноль
Дело немного сдвинулось с «мёртвой точки» только в начале двухтысячных. После обращения Альберта Николаева в приёмную губернатора Кемеровской области и помощнику депутата Государственной Думы была создана специальная комиссия, которая обследовала водосточную канаву в Клубном переулке. Жильцам домов чётной стороны (№№ 10-18) были сделаны предписания о заглублении переходных труб для пропуска сточных вод, а службе благоустройства – о замене и заглублении водосточной трубы на пер. Достоевского. В августе 2002 года дренажная канава была углублена и очищена. Однако ситуацию с подтоплением подворья Николаева это не решило – вода стабильно появлялась в подполье, фундамент отсыревал, а на стенах появились щели.
Дождливым летом 2005-го ситуация усугубилась – вода «зашла» прямо в дом. Из администрации пришла «бумага»: «Скопление воды в подполье Вашего дома обусловлено особенностями рельефа местности и окружающей застройки. Для улучшения водоотвода с Вашего переулка в октябре текущего года будет проведена работа с руководством НГЧВ-4 по обустройству водоотвода территории данного предприятия».
Несколько лет спустя коммунальщики назвали и ещё одну возможную причину подтопления домов по пер. Клубному – высокий уровень грунтовых вод, залегающих на глубине 0,5 м в районе улиц Вокзальная, Достоевского и Водопроводная.
Чем сердце успокоится…
В администрации Мариинского городского поселения проблема Клубного переулка хорошо известна, только вот с её решением попросили пока подождать. В этом году уже поздно предпринимать какие-то меры, да и денег в бюджете, как обычно, нет. А вот следующей весной пообещали вопросом заняться всерьёз. Как один из вариантов планируют углубить канаву около дома № 14, что, по их мнению, поможет «пропустить» воду от подворья Альберта Ивановича.
Что ж, подождём до следующей весны. Обещанного, как известно, три года ждут. А в случае с Альбертом Николаевым – целых тридцать.
Мариинский пенсионер «бродит» по чиновникам 30 лет