Войти на сайт

Услышать, понять, помочь, или Как не опоздать в последний вагон?

Фото © kuzbass85.ru

Это первое большое интервью Ильи Середюка, назначенного заместителем губернатора по агропромышленному комплексу как раз накануне посевной-2015. Точнее, даже не интервью, предполагающее «правильные» вопросы и ответы, а живой «безгалстучный» разговор о будущем агропрома и села.

— Илья Владимирович, это была первая ваша посевная и первая уборочная в таком статусе. Ваши впечатления?

— Принято говорить, что село в упадке, что у нас нет ни сил, ни мощностей, ни погоды. Утверждаю: не все так просто.

Мы сумели окончить посевную кампанию в оптимальные агротехнические сроки; на полях хозяйств, которые провели ранний сев и поймали весеннюю влагу, получены наилучшие результаты. Лето было теплым, к уборочной приступили рано. В итоге с зерновыми управились быстро, и, хоть к уборке овощей наступила ненастная погода, и эта задача выполнена. Корма для животноводства заготовлены, скот поставлен на зимовку.

Что же касается показателей… Кузбасс намолотил больше миллиона, этого достаточно для собственных нужд, включая семена, фураж и хлебопечение. По овощам открытого грунта, что тоже традиционно, убран объем, достаточный для удовлетворения внутренних потребностей.

Но я хотел бы обойтись сегодня минимумом цифр, а больше внимания уделить идеям. Эти идеи выдуманы не мной, это консолидированный продукт встреч с людьми, дискуссий во время поездки в Москву на всероссийскую агропромышленную выставку «Золотая осень». В делегации были руководители кузбасских сельхозпредприятий и восемь глав районов, мы очень активно обсуждали пути развития кузбасского АПК, у всех загорелись глаза, зачесались руки… Это, наконец, осмысление моего опыта руководства Кемеровским районом…

Известно, что Кузбасс не полностью себя обеспечивает молоком и мясом. Это приоритетные направления наряду с овощами закрытого грунта, рыбой, переработкой. Нужно заниматься и зерном, но, если сбалансированно подходить к вопросу продовольственной безопасности, то приоритеты именно эти.

Для решения задач в молочном животноводстве намечены мероприятия, которые за два года помогут увеличить поголовье на 6840 коров и производство молока на 27,4 тысячи тонн. Это благодаря таким хозяйствам, как «Совхоз Маяк», «Темп», «Окуневское молоко», «Ваганово», «Селяна», «Агрохолдинг «Кузбасский», и в более долгосрочной перспективе — «Михайловское», «Племенной завод Ленинск-Кузнецкий»,«Сельхозагро-Сервис». По мясу среди самых крупных проектов назову комплекс «КузбассМясоПрома», производительность которого с выходом на проектную мощность составит 17 тысяч тонн свинины в год.

Все они имеют опыт, подготовленные кадры, понимают, куда пришли, с минимумом затрат могут дать быстрый рост.

Есть и совершенно новые инвесторы. В Новокузнецком районе начинается строительство комплекса на 270 тысяч свиней, годовая мощность 45 тысяч тонн мяса. Это будет холдинг – комплекс отдельных предприятий, завязанных в цепочке. Ведутся переговоры о выделении им 15-20 тысяч гектаров земли в Прокопьевском районе для кормопроизводства. Срок реализации проекта – до 2020 года, стоимость от 16 до 18 миллиардов рублей.

Есть и проекты, связанные с частниками. Так, с «КузбассМясоПромом» прорабатываем возможность откорма свиней в личных подсобных хозяйствах. Например, частник бесплатно получает пять поросят и корма, в итоге одна свинья остается ему как вознаграждение. В какой-то мере это повторение кузбасского опыта раздачи коров; особенно интересно, думаю, это предложение будет отдаленным территориям, где нет работы, но есть рабочие руки и опыт животноводства.

— С «крупняками» понятно, это большие планы, огромные деньги, быстрый результат. А остальные?

— Мы предлагаем отталкиваться не столько от показателей урожайности, сколько от понимания, что наш потенциал заключается в людях и условиях, в которых они проживают.

Озвучу несколько векторов развития, на которые, на наш взгляд, нужно обратить внимание в первую очередь. Это создание комфортной среды обитания, среды проживания на селе. Мы должны всемерно пользоваться механизмами, которые есть на уровне Федерации, а это программа устойчивого развития сельских территорий, и одна из ближайших задач – попасть в нее на 2016 год для финансирования наших инфраструктурных мероприятий – водопроводов, дорог, школ, клубов, фельдшерско-акушерских пунктов.

Следующий важный момент – сбалансированное развитие сельскохозяйственных территорий. Допустим, все кинутся выращивать картофель, и произойдет перепроизводство. Но земли одного района идеально подходят под картофель, другого – под лук, третьего – под зерно, и нам необходимо заниматься специализацией районов с учетом их климатических и иных особенностей. Конкуренция – хорошо, но не до такой степени, чтобы коллеги начали друг друга душить. Ведь есть ниши, в которых мы недорабатываем.

Одно из направлений – повысить передел продукции, которую выращиваем. Если нужно несколько переделов – в цепочке нужно завязать несколько предприятий переработки: вырастили зерно – превратили в муку – из нее произвели печенье. Не просто вырастить и продать семена рапса, а переработать в рапсовое масло… Это ведет, во-первых, к созданию новых предприятий и рабочих мест, во-вторых, прибыль, которую получают переработчики, остается в Кузбассе.

У нас совершенно нет серьезной переработки рыбы, хоть мы и даем вектор на увеличение ее производства. Получается, когда пруды спускают – объем рыбы одномоментно велик, а в остальное время собственной рыбы нет физически. Но человек должен есть ее не раз в году, а постоянно!

Другой вопрос. Мы производим более чем достаточно овощей, но есть проблема их хранения. Немалая часть урожая тут же продается и вывозится. Эта проблема системна и для Российской Федерации: нет современных плодо- и овощехранилищ. Раньше этим занималась потребкооперация со своей системой овощехранилищ, рассчитанных на круглогодичное хранение. Сейчас они не используются, часто в ветхом или разрушенном состоянии. Этот вектор важен, потому что уже к окончанию зимнего сезона овощи заканчиваются, и мы наблюдаем на прилавках тот же картофель из других регионов и даже заграницы.

Следующий вектор – развитие потребительской кооперации. В нашем понимании это не просто магазины в селах. Потребкооперация должна выполнять и социальную функцию: обеспечение занятости на селе, особенно в населенных пунктах, расположенных вдали от крупных производств. Определенные шаги в этом направлении сделаны, но точечно, а не массово. Сегодня можно заявиться на достаточно серьезные суммы по прямому софинансированию для получения заготовительного и перерабатывающего оборудования, строительства хранилищ и так далее.

Очень интересное направление, которое Кузбасс реализует несколько лет, — это раздача домашних животных. Было выдано более 1300 коров, от них появилось более 500 телочек, которые по договорам переданы новым хозяевам. Выдавали кроликов, птицу, впервые выдали тысячу овечек, но уже с дальним прицелом: хотелось заинтересовать людей, дать им возможность приобщиться к личному подсобному хозяйству. К концу года проведем анализ, подтолкнули ли кого-нибудь овечки к «малому фермерству» и самообеспечению мясом…

Векторов много, мы вместе с территориями стараемся свести их воедино, продумать механизмы реализации, проработать наши предложения для всех, кто имеет отношение к агропромышленному комплексу Кузбасса.

— Кем вы видите себя при озвучивании этих векторов развития? Идеологом, координатором, контролером?

— Координатором. Услышать проблемы, осмыслить их, помочь в решении – вот, наверное, наша задача. Назиданием мы не собираемся заниматься, «заставлянием» – тоже, не наше дело указывать, когда начинать сеять или как доить корову, с этим селянин разберется сам. Ну, где-то провести конференцию, помочь обмену опытом, это другое дело.

— А деньги? Это один из главных вопросов, в который упираются мечты о будущем…

— Сегодня существуют механизмы федерального, областного и местных бюджетов. Наверное, они не всегда сконцентрированы под основные направления, но они есть.

На местном уровне каждый муниципалитет занимается грантовой поддержкой. И доходит до абсурда, когда гранты выделяют на не значимые для территории проекты. Мы же хотим, чтобы местная власть с помощью грантов могла задавать направления для сельхозпроизводителя или переработчика, соответствующие районному вектору развития.

На областном уровне тоже существуют свои программы, мы готовы их пересматривать под какие-то масштабные и перспективные проекты.

И, наконец, федеральный бюджет. На сегодняшний день он дает поддержку сельским территориям, есть и новые направления – поддержка потребительских кооперативов, 20-процентная компенсация прямых затрат, понесенных сельхозтоваропроизводителем на создание комплексов. Это и животноводческие комплексы молочного и мясного направления, и тепличные, и хранилища. Подчеркну: там заложены как раз те направления, каких в Кузбассе не хватает: молоко, мясо, теплицы.

У нас есть опыт участия в федеральных программах. Так, в этом году в рамках федеральной программы мы смогли защитить региональную программу поддержки потребительской кооперации на 18,3 миллиона рублей на улучшение материально-технической базы, приобретение специальных транспортных средств и оборудования для переработки сельхозпродукции. Но это пробный шар. В 2016 году хотим заявиться на участие в этой же программе, но размер субсидий, которые могут поступить в регион на условиях софинансирования, гораздо больше – до 200-300 миллионов.

Еще один источник – средства инвесторов…

— То бишь, вы считаете, что сельское хозяйство может быть привлекательным?

— Да, к этому есть и экономические, и политические предпосылки. Это связано, конечно, и с санкциями, и с эмбарго, и с повышением курса доллара, когда стало невыгодно тащить в Россию импортную продукцию от техники до печенюшек и стало выгодно их производить здесь.

Рынок сельскохозяйственной продукции сегодня открыт, продукции не хватает. Так, я дал задание выяснить, сколько свинины местного производства продается на крытом рынке, сколько на губернском? Оказалось – 8 и 48 процентов, соответственно остальное – Омск, Алтай, другие регионы. Вызываю руководителей рынков: «Почему?» — отвечают: «Нет предложений». С одной стороны, у нас есть рычаги, чтобы на местных рынках было парное мясо местного производства, но как их включать, если такого мяса не хватает физически?

Открылись каналы сбыта, которые еще недавно были закрыты. Крупные федеральные сети готовы сегодня брать местную продукцию в любых количествах, но им нужно не только соотношение цена-качество, но и стабильность поставок…

Я глубоко убежден: сельское хозяйство не убыточно. Все зависит от умения организовать бизнес, создать коллектив, мотивировать его на успех, найти свою нишу. В Кузбассе немало успешных сельхозпредприятий и фермеров. Не выходит? Но, может, ты занимаешься не своим делом? Сеешь пшеницу там, где она никогда не дает хороший результат? Посмотри, может, тебе лучше выращивать корма или пасти овец?

— Кто это будет делать?

— Будем, безусловно, опираться на тех, кто посвятил этому делу всю жизнь, имеет знания и опыт. Но не исключаем и приветствуем приход новых людей.

— Вы верите, что люди пойдут в сельское хозяйство, захотят в деревню?!

— Я оптимист. Я считаю, что нужно создать условия для нормальной жизни на селе и дать человеку возможность выбирать. Чтобы выбор был не между плохим и хорошим. Кто сказал, что в современной деревне («современная», это если уровень жизни не ниже городского, плюс любимая работа и бонусом близость к истокам, к природе) никто не хочет жить?

— Илья Владимирович, ваш тост к празднику?

— У нас сегодня величайший шанс, для кого-то последний, который дарует судьба. Мы все время говорили: сельским хозяйством заниматься невыгодно, но сегодня, образно говоря, есть поезд под названием «импортозамещение», в нем можно поехать вперед. Но если не предпринимать конкретных действий, этот шанс можно упустить. По моим ощущениям, нужно в течение календарного года заняться развитием, поиском своих ниш, тогда можно успеть.

Шанс этот надо почувствовать, решиться, рискнуть. А мы будем поддерживать – и морально, и посильным рублем, и административными и организаторскими возможностями, – тех, кто сумеет сориентироваться в этот период, заскочить на поезд импортозамещения. Уверен: у тех, кто смел в мыслях, кто может и хочет что-то сделать, все получится.

Ну, а мы готовы помогать, но силой запихивать в последний вагон никого не станем.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/74890.html

Это первое большое интервью Ильи Середюка, назначенного заместителем губернатора по агропромышленному комплексу как раз накануне посевной-2015.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: