Войти на сайт

Сегодня, с 1 января 2002 года, прекращает существование свободная экономическая зона «Алтай». Анатомии этой СЭЗ посвятили в декабре свои публикации газеты Сибирского федерального округа

Постановление об этом принял краевой Совет народных депутатов на основании решения Алтайского Краевого суда.

Начало процессу, приведшему к ликвидации данной СЭЗ, положила работа управления Генеральной прокуратуры России по Сибирскому федеральному округу по приведению законодательства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Определенную роль при этом сыграли материалы, предоставленные в прокуратуру органами налоговой полиции региона.

Свою историю свободная экономическая зона «Алтай» ведет с февраля 1997 года. Принимаемые меры должны были стать одной из основ подъема экономики Алтайского края. Для привлечения и развития бизнеса в регионе местные органы власти утвердили льготные условия для предпринимательства на определенной территории. В частности, участники СЭЗ с даты регистрации освобождались на пять лет от краевых налогов, платежей и сборов в части, поступающей в краевой бюджет. Для некоторых видов деятельности, к примеру, связанных со строительством и эксплуатацией объектов энергетики, средств связи, аэропортов, дорог, газопроводов и ряда других льготное налоге обложение продлевалось до 1) лет.

За весь период существования свободной экономической зоны «Алтай» в качестве ее участников было зарегистрировано около 1300 хозяйствующих субъектов. По состоянию на 1 января 2001 года их оставалось 716, что составляет около 40% общего числа налогоплательщиков территорий функционирования СЭЗ.

За первые три года существования свободной экономической зоны статуса се участника по причине выявленных нарушений были лишены 440 предприятий, 370 из них продолжают оставаться на налоговом учете. Более 200 предприятий вообще не представляют отчетность в налоговые органы. Некоторые сдают «нулевые» балансы, продолжая при этом активно заниматься бизнесом. К примеру, в поле зрения инспекции МНС города Домодедово Московской области попало ООО «ТК-Визави». Имея, так сказать, алтайскую прописку, предприятие активно работало на столичном рынке, не утруждая себя составлением отчетов перед государством и уплатой налогов. Как установили инспекторы МНС, только от нескольких сделок доход фирмы составил около 1,5 млн. рублей.

Как и во всех СЭЗ России, в Алтайском крае столкнулись с отсутствием четкой нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. Это существенно тормозит приток иностранных инвестиций. Тем не менее в рамках СЭЗ «Алтай» на начало 2001 года реализовывались инвестиционные проекты общей стоимостью 750 млн. долларов США. Для Алтайского края, бюджет которого в большей части формируется за счет федеральных трансфертов, это существенное подспорье. В обшей сложности за годы функционирования от участников СЭЗ на развитие края дополнительно поступило около 650 млн. руб.

Вместе с тем налоговые поступления от организаций-участников СЭЗ «Алтай», по мнению специалистов, не имеют превалирующего значения для краевого бюджета. Большая их часть (около 90%) идет в федеральный бюджет. Остальной суммы в среднем лишь на треть хватает для формирования местных бюджетов только Первомайского и Немецкого национального районов. Словом, подтверждается факт, что еще ни одна из 22 российских зон экономического благоприятствования, образованных в последнее десятилетие, не справилась со своим предназначением и не сделала тот или иной регион в экономическом отношении более развитым.

В 2000 году Управлением МНС по Алтайскому краю проверена деятельность около 200 предприятий, зарегистрированных в СЭЗ «Алтай». По выявленным нарушениям в бюджет доначислено свыше 5 миллионов рублей. По итогам целевой операции «Офшоры Алтая» налоговые полицейские возбудили 12 уголовных дел в отношении фирм, незаконно использовавших налоговые льготы.

Не оставляли без внимания проблемы, возникавшие вокруг деятельности СЭЗ, и местные органы власти. В конечном счете, им решать: быть или не быть алтайскому офшору. За три года деятельности восемь раз (!) вносились поправки в Закон "О свободной экономической зоне «Алтай». И, тем не менее, в правовом отношении эффективно и грамотно выстроить законодательную базу под СЭЗ так и не удалось.

В ходе изучения уставных документов прокуратура усмотрела противоречия некоторых положений закона о СЭЗ «Алтай» федеральному законодательству. По итогам проверки заместитель генерального прокурора России в Сибирском федеральном округе обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействительными ряда пунктов статей закона, где идет речь об установлении особого режима предпринимательства, налоговых и таможенных льгот законами Алтайского края и актами местного самоуправления. Суд заявление зам генпрокурора удовлетворил.

В продолжение темы Алтайский Совет народных депутатов принял еще более радикальное решение, признав утратившими силу все законы, регулирующие деятельность свободной экономической зоны «Алтай». С 1 января 2002 года оно вступает в законную силу.

(«АиФ на Алтае» 14.12.01, «Одной „зоной“ станет меньше»)

В Горном Алтае зарегистрировано более 250 предприятий-посредников, учредители которых прописаны на территории Кузбасса

Как правило, это дочерние фирмы крупных производственных и промышленных объединений. В ходе их проверки вырисовалась достаточно интересная картина: в большинстве случаев это фирмы-однодневки, созданные для проведения определенных одноразовых операций. И если тот, кто стоит за этими схемами, остается в выигрыше, то на внутриобластном рынке искусственно создается отсутствие прибыли. Соответственно, не платятся и налоги. Именно поэтому решение администрации Алтайского края о ликвидации свободной экономической зоны «Алтай» было воспринято кузбасской властью вполне позитивно.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев уже давно высказывался против того, что налоги фирм, зарабатывающих капиталы на кузбасском сырье, идут куда угодно, только не в Кузбасс. По подсчетам местных налоговых органов, областной бюджет ежегодно теряет на этом более миллиарда рублей. Для Кузбасса, дефицит бюджета которого в будущем году по прогнозам составит 1,5 миллиарда рублей, это вполне ощутимо.

В этом году совместно с налоговой инспекцией была проверена посредническая фирма «Кузбасские угли», зарегистрированная в Горном Алтае. Эта структура работала непосредственно с объединением «Кузбассразрезуголь». Уголь закупался у Торгового Дома «Сибирский уголь» — предприятия, ведущего все сделки с сырьем, добываемым на разрезах объединения. Совместной проверкой установлена неуплата налогов на сумму 1 млрд. 230 млн. рублей (вместе со штрафными санкциями эта сумма возросла до 2 млрд.). Но по сути вся фирма «Кузбасские угли» — это один кабинет, арендованный в здании «Кузбассразрезугля», два сотрудника и счет, через который прогонялись деньги. В этой фирме проходила первая наценка товара, далее уголь уходил по адресу другой фирмы, зарегистрированной в другой офшорной зоне, в Калмыкии, и уже там продавался по рыночной цене.

Возместить обнаруженный в ходе налоговых проверок ущерб сегодня практически невозможно, так как своего имущества, которое можно продать в счет покрытия долгов, у «Кузбасских углей» нет. Фирма ликвидируется. Но почти сразу же регистрируется другая со схожим названием «Кузбасский уголь», которая сейчас занимается тем же, чем и предыдущая. И подобный способ работы — скорее правило, чем исключение.

Алтай закрывает офшорную зону с 1 января 2001 года вопреки интересам многих коммерческих структур. Первые последствия этого шага Кузбасс уже ощутил: часть предприятий, зарегистрированных на Алтае, перерегистрируются по месту реальной работы, то есть в Кемеровской области. И если эта политика будет продолжена, до 2005-го года все СЭЗы будут постепенно ликвидированы, а большая налогооблагаемая база вернется в свои регионы.

Однако предприниматели относятся к этому решению властей неоднозначно, ведь принцип офшоров был им максимально выгоден, а именно к этому стремится каждый бизнесмен — к прибыли и сверхприбыли.

Впервые свободные экономические зоны, илу СЭЗы, появились в России в 1991 году. Но если на Западе такие зоны существовали и продолжают существовать как способ экономического развития, то 19 российских свободных экономических зон вопреки изначальной задаче превратились в узаконенный способ ухода от общепринятых налогов. Принцип работы посреднических фирм, зарегистрированных в свободных экономических зонах, в ряде случаев сводится к тому, что фирма, приобретая по себестоимости или ниже сырье (в случае Кузбасса это уголь или металл) перепродает его по рыночной иене, оставляя разницу на своем счету или перегоняя ее на другие, обнаружить которые практически невозможно. При этом фирма платит предусмотренные законом о СЭЗах разовые взносы в среднем около 800 долларов США и льготные налоги по месту регистрации, используя для своей прибыли и природные ресурсы, и рабочую силу в других регионах.

(«АиФ на Алтае» 14.12.01. «Алтай», «Алтай», а ну узнай, где чей подарок!")

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/11752.html

Постановление об этом принял краевой Совет народных депутатов на основании решения Алтайского Краевого суда.
Начало процессу, приведшему к ликвидации данной СЭЗ, положила работа управления Генеральной прокуратуры России по Сибирскому федеральному округу по приведению законодательства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Определенную роль при этом сыграли материалы, предоставленные в прокуратуру органами налоговой полиции региона.
Свою историю свободная экономическая зона «Алтай» ведет с февраля 1997 года. Принимаемые меры должны были стать одной из основ подъема экономики Алтайского края. Для привлечения и развития бизнеса в регионе местные органы власти утвердили льготные условия для предпринимательства на определенной территории. В частности, участники СЭЗ с даты регистрации освобождались на пять лет от краевых налогов, платежей и сборов в части, поступающей в краевой бюджет. Для некоторых видов деятельности, к примеру, связанных со строительством и эксплуатацией объектов энергетики, средств связи, аэропортов, дорог, газопроводов и ряда других льготное налоге обложение продлевалось до 1) лет.
За весь период существования свободной экономической зоны «Алтай» в качестве ее участников было зарегистрировано около 1300 хозяйствующих субъектов. По состоянию на 1 января 2001 года их оставалось 716, что составляет около 40% общего числа налогоплательщиков территорий функционирования СЭЗ.
За первые три года существования свободной экономической зоны статуса се участника по причине выявленных нарушений были лишены 440 предприятий, 370 из них продолжают оставаться на налоговом учете. Более 200 предприятий вообще не представляют отчетность в налоговые органы. Некоторые сдают «нулевые» балансы, продолжая при этом активно заниматься бизнесом. К примеру, в поле зрения инспекции МНС города Домодедово Московской области попало ООО «ТК-Визави». Имея, так сказать, алтайскую прописку, предприятие активно работало на столичном рынке, не утруждая себя составлением отчетов перед государством и уплатой налогов. Как установили инспекторы МНС, только от нескольких сделок доход фирмы составил около 1,5 млн. рублей.
Как и во всех СЭЗ России, в Алтайском крае столкнулись с отсутствием четкой нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. Это существенно тормозит приток иностранных инвестиций. Тем не менее в рамках СЭЗ «Алтай» на начало 2001 года реализовывались инвестиционные проекты общей стоимостью 750 млн. долларов США. Для Алтайского края, бюджет которого в большей части формируется за счет федеральных трансфертов, это существенное подспорье. В обшей сложности за годы функционирования от участников СЭЗ на развитие края дополнительно поступило около 650 млн. руб.
Вместе с тем налоговые поступления от организаций-участников СЭЗ «Алтай», по мнению специалистов, не имеют превалирующего значения для краевого бюджета. Большая их часть (около 90%) идет в федеральный бюджет. Остальной суммы в среднем лишь на треть хватает для формирования местных бюджетов только Первомайского и Немецкого национального районов. Словом, подтверждается факт, что еще ни одна из 22 российских зон экономического благоприятствования, образованных в последнее десятилетие, не справилась со своим предназначением и не сделала тот или иной регион в экономическом отношении более развитым.
В 2000 году Управлением МНС по Алтайскому краю проверена деятельность около 200 предприятий, зарегистрированных в СЭЗ «Алтай». По выявленным нарушениям в бюджет доначислено свыше 5 миллионов рублей. По итогам целевой операции «Офшоры Алтая» налоговые полицейские возбудили 12 уголовных дел в отношении фирм, незаконно использовавших налоговые льготы.
Не оставляли без внимания проблемы, возникавшие вокруг деятельности СЭЗ, и местные органы власти. В конечном счете, им решать: быть или не быть алтайскому офшору. За три года деятельности восемь раз (!) вносились поправки в Закон "О свободной экономической зоне «Алтай». И, тем не менее, в правовом отношении эффективно и грамотно выстроить законодательную базу под СЭЗ так и не удалось.
В ходе изучения уставных документов прокуратура усмотрела противоречия некоторых положений закона о СЭЗ «Алтай» федеральному законодательству. По итогам проверки заместитель генерального прокурора России в Сибирском федеральном округе обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействительными ряда пунктов статей закона, где идет речь об установлении особого режима предпринимательства, налоговых и таможенных льгот законами Алтайского края и актами местного самоуправления. Суд заявление зам генпрокурора удовлетворил.
В продолжение темы Алтайский Совет народных депутатов принял еще более радикальное решение, признав утратившими силу все законы, регулирующие деятельность свободной экономической зоны «Алтай». С 1 января 2002 года оно вступает в законную силу.
(«АиФ на Алтае» 14.12.01, «Одной „зоной“ станет меньше»)

В Горном Алтае зарегистрировано более 250 предприятий-посредников, учредители которых прописаны на территории Кузбасса
Как правило, это дочерние фирмы крупных производственных и промышленных объединений. В ходе их проверки вырисовалась достаточно интересная картина: в большинстве случаев это фирмы-однодневки, созданные для проведения определенных одноразовых операций. И если тот, кто стоит за этими схемами, остается в выигрыше, то на внутриобластном рынке искусственно создается отсутствие прибыли. Соответственно, не платятся и налоги. Именно поэтому решение администрации Алтайского края о ликвидации свободной экономической зоны «Алтай» было воспринято кузбасской властью вполне позитивно.
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев уже давно высказывался против того, что налоги фирм, зарабатывающих капиталы на кузбасском сырье, идут куда угодно, только не в Кузбасс. По подсчетам местных налоговых органов, областной бюджет ежегодно теряет на этом более миллиарда рублей. Для Кузбасса, дефицит бюджета которого в будущем году по прогнозам составит 1,5 миллиарда рублей, это вполне ощутимо.
В этом году совместно с налоговой инспекцией была проверена посредническая фирма «Кузбасские угли», зарегистрированная в Горном Алтае. Эта структура работала непосредственно с объединением «Кузбассразрезуголь». Уголь закупался у Торгового Дома «Сибирский уголь» — предприятия, ведущего все сделки с сырьем, добываемым на разрезах объединения. Совместной проверкой установлена неуплата налогов на сумму 1 млрд. 230 млн. рублей (вместе со штрафными санкциями эта сумма возросла до 2 млрд.). Но по сути вся фирма «Кузбасские угли» — это один кабинет, арендованный в здании «Кузбассразрезугля», два сотрудника и счет, через который прогонялись деньги. В этой фирме проходила первая наценка товара, далее уголь уходил по адресу другой фирмы, зарегистрированной в другой офшорной зоне, в Калмыкии, и уже там продавался по рыночной цене.
Возместить обнаруженный в ходе налоговых проверок ущерб сегодня практически невозможно, так как своего имущества, которое можно продать в счет покрытия долгов, у «Кузбасских углей» нет. Фирма ликвидируется. Но почти сразу же регистрируется другая со схожим названием «Кузбасский уголь», которая сейчас занимается тем же, чем и предыдущая. И подобный способ работы — скорее правило, чем исключение.
Алтай закрывает офшорную зону с 1 января 2001 года вопреки интересам многих коммерческих структур. Первые последствия этого шага Кузбасс уже ощутил: часть предприятий, зарегистрированных на Алтае, перерегистрируются по месту реальной работы, то есть в Кемеровской области. И если эта политика будет продолжена, до 2005-го года все СЭЗы будут постепенно ликвидированы, а большая налогооблагаемая база вернется в свои регионы.
Однако предприниматели относятся к этому решению властей неоднозначно, ведь принцип офшоров был им максимально выгоден, а именно к этому стремится каждый бизнесмен — к прибыли и сверхприбыли.
Впервые свободные экономические зоны, илу СЭЗы, появились в России в 1991 году. Но если на Западе такие зоны существовали и продолжают существовать как способ экономического развития, то 19 российских свободных экономических зон вопреки изначальной задаче превратились в узаконенный способ ухода от общепринятых налогов. Принцип работы посреднических фирм, зарегистрированных в свободных экономических зонах, в ряде случаев сводится к тому, что фирма, приобретая по себестоимости или ниже сырье (в случае Кузбасса это уголь или металл) перепродает его по рыночной иене, оставляя разницу на своем счету или перегоняя ее на другие, обнаружить которые практически невозможно. При этом фирма платит предусмотренные законом о СЭЗах разовые взносы в среднем около 800 долларов США и льготные налоги по месту регистрации, используя для своей прибыли и природные ресурсы, и рабочую силу в других регионах.
(«АиФ на Алтае» 14.12.01. «Алтай», «Алтай», а ну узнай, где чей подарок!")

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: