Войти на сайт

Короткая история рака в Кузбассе

Фото © cooking.ua

Лет двадцать назад мой сосед по подъезду поехал на своем "жигуленке” к родственникам в Кемерово. Взял с собой дочку-пятикпассницу Дашу. Возвращаясь через пару дней обратно, они увидели у моста через речку Иню толпу и несколько машин на обочине. Подъехали. Оказалось, там образовался своего рода рынок. Мальчишки лет двенадцати-тринадцати продавали в трехлитровых банках, наполненных водой, живых раков. В каждой банке — три рака. Почему не больше, пацаны объяснили: пока, мол, доедете до Новокузнецка или Мысков, большее количество раков умрет от удушья. Часа через три им надо менять воду, а брать ее следует в реке или озере, но ни в коем случае не хлорированную из-под крана.

Даша насела на отца — купи раков, и все тут. Купил. Пока доехали до Междуреченска, раза три меняли им воду на чистую из Томи. Дома Даша принялась угощать раков — проголодались, поди, за долгую дорогу. Девочка крошила им белый хлеб, сыр, колбасу, творог. Сидела у банки больше часа, ждала, что ее новые питомцы начнут ужинать. У Даши жили канарейки. Они безостановочно клюют с ладони корм, а потом поют-заливаются. Раки же уткнулись друг в друга носами на дне банки и — ноль внимания на предложенное им угощение. Утром Даша сходила на Усу, принесла в бидоне чистой воды, вылила старую вместе с кормом. Заполнила заново банку и вновь начала крошить в нее все те же сыр, колбасу, хлеб и творог. К вечеру раки перестали подавать признаки жизни. Даша ревела: жалко было погибших раков.

Меня же удивила не столько гибель неведомых сибирякам членистоногих речных обитателей, сколько само их появление в наших водоемах.

После описанного случая прошло лет пять, раки к тому времени расселились во всех озерах на территории Кемеровской области.

Откуда взялись те озера? В пятидесятые годы прошлого века на заболоченном пространстве от Мысков до Междуреченска стояли экскаваторы и щебнедробильные сооружения. Под торфом болот залегали трех-четырехметровые слои гравия. Его черпали экскаваторы и перемалывали в щебень дробилки. Готовая продукция шла на стройки, отсыпку железнодорожных насыпей и шоссейных дорог.

На местах добычи гравия и образовались десятки больших и малых озер. Их заселили караси, а лет двадцать назад и раки. Откуда они взялись? Их никогда не было в Сибири. Предположим, икру раков занесли дикие водоплавающие птицы. Точно так они переносят из водоема в водоем икру рыб. Но почему они не удосужились занести ее ни в предыдущем веке, ни до восьмидесятых годов века прошлого?

Можно найти аргумент: до пятидесятых годов никто в Кузбассе искусственных озер не создавал. Это так. Но в наших местах и естественных озер множество. А Новосибирская, Омская, Курганская области, Алтайский край сплошь покрыты озерами ледникового происхождения. Рыбы в них полно, а раков никогда не было.

И вот лет пятнадцать назад звонит мне брат, живущий в городе Искитиме Новосибирской области. И говорит:

— Мы здесь все ошарашены: новоселы у нас появились — раки. Ловишь сорожку, глядь, тащится страшилище с клешнями. Хватает все: мотыля, червя, тесто, чернобыльник.

Предприимчивый народ быстро оценил доходность нового бизнеса. Сделать самому раколовку — пустяк. Иные садились в надувные лодки и вдоль прибрежных камышей расставляли ловушки. За три-четыре часа — ведро раков. Живой улов сдавали в кафе, рестораны, пивные бары. По хорошей цене.

Когда в 2011 году растаял лед на самых огромных в округе озерах, мы пошли проверить на активность карася. За весь день никто из нас карасиной поклевки не видел, похоже, было еще рано. Ловились окуни, сорожка, уклейка. Но вот что странно: ни у кого не клюнул и рак. Рано? Нет, рак клюет и подо льдом, с ноября до апреля.

Настало лето. Ни на Бородинских, ни на других озерах раки о себе не напоминали. Под Новый год звонит брат с праздничными поздравлениями. После пожеланий разговор, как это водится у заядлых рыбаков, перешел к рыбалке.

— Вот такая странность, — сообщает он, — у нас года два назад как по команде пропали в озерах раки. Теряемся в догадках: возможно, кто-то слил в озеро химические вещества. Но тогда бы в водоемах погибла и другая живность. А она чувствует себя вполне комфортно. Ладно, слили, скажем, мазут в одно озеро. Но в другое-то озеро, находящееся от него за сто километров, никто ничего не сливал. А раки исчезли и в нем. И еще их не стало во многих десятках других озер. Вот бизнесмены, поставлявшие живых членистоногих в пивбары, кафе и рестораны, все ждут, может, рак снова "свистнет”.

Что касается лично меня, то во времена обитания раков в наших озерах, случайно поймав одного из них на крючок, я осторожно прижимал ему клешни, освобождал нежданного членистоногого и бросал его обратно в озеро. Мне сейчас рыбачить спокойнее — раки не донимают.

И все же хотелось бы найти веский, аргументированный ответ: природа ли сотворила такую шутку, человек ли был инициатором размножения в Западной Сибири речных раков двадцать лет назад и недавнего их тотального вымирания?

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/obshhestvo/44731.html

Лет двадцать назад мой сосед по подъезду поехал на своем "жигуленке” к родственникам в Кемерово. Взял с собой дочку-пятикпассницу Дашу.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: