Войти на сайт

Жители Яи не дали японцам выкопать и увезти солдатские кости

Фото © Наше время

Со словами: «Мы не ищем легких путей!» Евгений Мяленко, глава городского поселения, направил свой автомобиль в самый центр большой грязной лужи, где и благополучно затормозил. Выбираемся, и в промокшей, испачканной грязью обуви, направляемся в сторону японской делегации. Холодно. Дождь со снегом. Порывистый ветер. На термометре, который предусмотрительно захватили с собой японцы, + 3 градуса тепла. Для нас такая погода в середине октября – дело обычное, а на лицах гостей виден легкий ужас. В Японии так холодно бывает только зимой! А одеты они налегке, в соответствии со своей японской осенью: курточки, шапочки и резиновые сапоги. Улыбчивы. Приветливы. Охотно отвечают на любые вопросы.

Их 5 человек. Сотрудники Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии руководитель группы Конума Тосиа и Такэда Масахиро, представители общественности Ёсидзаки Рюхэй и Такэути Осаму, переводчик Токунага Ацунари.

На протяжении последних десяти лет они приезжали к нам несколько раз, чтобы поклониться памяти своих соотечественников, которые похоронены в яйской земле.

Согласно Книги учета умерших № 5 от 1946 года, в районе улицы Северная покоятся более 54 японских солдат, большая часть которых — 37 человек — захоронены на земельном участке, ныне принадлежащем семье Медведевых. В 2011 году именно здесь были эксгумированы и перезахоронены рядом с памятником останки 2-х военнопленных.

Во время последнего визита в июле 2013 года была достигнута договоренность с хозяевами этого земельного участка о том, что осенью, после уборки урожая, можно будет приступить к эксгумации остальных останков. Вот почему именно в октябре теплолюбивые японцы посетили нас вновь.

Нынешняя поездка для японцев может быть последней. Основная цель посланцев Страны Восходящего Солнца заключалась в возвращении на родину останков своих соотечественников, умерших в период интернирования на нашей территории. Получено разрешение территориального отдела Роспотребнадзора на эксгумацию останков и их транспортировку. Проведены необходимые экспертизы и согласования с областной и районной администрациями.

Казалось, самое трудное позади. Можно приступать к тяжелой процедуре: поиску и раскопкам… Но не тут-то было!

С владельцами земельного участка договориться на проведение раскопок не получилось. Говорят – может, злые языки судачат, может, есть в этом правда, — что вести работы на своём земельном участке хозяева разрешали только в том случае, если им выплатят денежную компенсацию в размере… 500 тыс. рублей. Но тому, что владельцы земли не позволили японцам работать на их участке, редакция была свидетелем. Более того, мы пытались выступить переговорщиками, увещевали разрешить проводить раскопки, проявить гражданскую сознательность. Не принесли успеха разговоры на эту тему юриста администрации городского поселения, участкового инспектора. Да и глава городского поселения Евгений Мяленко давал гарантию того, что отсыпят огород землей после отъезда делегации.

Японцы соглашались заплатить за причиняемые временные неудобства, но только иную сумму. Да только все обращения к совести домовладельцев, как нам кажется, еще больше разжигали их упрямство.

Но, Бог с ними! Не о них речь, хотя жалко, что уехали иностранцы со сложившимся (можно догадаться, каким) впечатлением о ментальности россиян. Ведь такие мнения складываются даже по единничным фактам.

Буквально в 100 метрах от усадьбы Медведевых стоит другой жилой дом, где проживает семья Новиковых. Предположительно, здесь тоже могут быть захоронения. И японцы направились туда. Хозяин любезно встретил гостей. Освободил от хозяйской утвари необходимые для проверки земельные участки.

Шаг за шагом щупом рабочие осторожно «прокалывают» землю в местах, обозначенных на карте. Новых захоронений обнаружено не было. И тогда руководитель японской делегации Конума Тосиа принял решение прекратить поиски.

Пребывание гостей на яйской земле подходит к концу. Из земли извлекли человеческие останки двух японских солдат, перезахороненных рядом с памятником этим летом. Специалисты как с нашей, так и с японской стороны, определили — это останки японских солдат. Позже произошел ритуал сожжения и пепел поместили в специальный саркофаг. Он будет доставлен в Японию и с почестями похоронен на родине.

У всех тех, кто остался покоиться здесь, в яйской земле, соотечественники просят прощения за то, что не могут забрать их с собой. В честь их поднимается японский флаг, зажигаются ритуальные свечи, читаются молитвы, возлагаются цветы… Минута молчания. Склоненные головы, скорбные лица. Всё очень торжественно, трогательно и понятно.

Церемония длилась несколько минут, но все успели продрогнуть до костей. Поэтому направились погреться в теплый, комфортабельный автобус, на котором все дни пребывания на кузбасской земле приезжала из областного центра и уезжала назад японская делегация.

Нас угощают японским шоколадом. Очень вкусно!

Японцы хвалят русский борщ и пельмени. Это наша фишка!

Затем не без гордости достали из рюкзаков альбомы с фотографиями. На них запечатлены все моменты пребывания японских делегаций на нашей яйской земле. И памятники, памятники, памятники… Их много установлено на земле Кемеровской области. Всё хранится очень бережно. В отдельной папке — вырезки из районной газеты «Наше время»! Все статьи аккуратно пронумерованы и подшиты. Нахожу статьи С. Мосина, А. Алехина, В. Язовского. Каждый из них в своё время писал на эту тему. Эмоции переводить не приходится. Ну, конечно же, молодцы! Что тут скажешь?

Руководитель японской делегации выразил слова благодарности за теплый приём и помощь руководителям Кемеровской области и Яйского района. Не остался без внимания и Геннадий Фёдорович Шабалин, представитель Ассоциации «Военные мемориалы», который сопровождал японцев в их поездке по Кемеровской области. Уникальная личность! Человек, который знает всё и даже больше, – это о нём! Обладатель огромного богатства – личного архива, которым, кстати сказать, и пользовалась японская делегация. В нем есть и порядок обеспечения вещевым имуществом умерших военнопленных при захоронении – любопытный документ, который мы приводим в этой публикации.

В прошлом военный верт олетчи к, а ныне пенсионер, он по собственной инициативе скрупулезно много лет по крупицам собирает документальную информацию, касающуюся работы Сиблагов, расположенных на территории Кемеровской области. Любая информация, попавшая к нему, проверяется и перепроверяется по всем источникам, сравнивается, анализируется. Поэтому ей можно доверять.

Расстались легко и тепло. Мы простились со своими гостями по-японски — «Саёнара» (спасибо Интернету!).

Японцы в ответ старательно выговаривали по-русски «До свидания!». И на прощание -фотография на память. Я точно знаю, что она будет аккуратно помещена в альбом, посвященный пребыванию японской делегации на яйской земле в октябре 2013 года. Впрочем, как и эта газетная статья.

Вы можете открыть галерею или оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/obshhestvo/53772.html

Со словами: «Мы не ищем легких путей!» Евгений Мяленко, глава городского поселения, направил свой автомобиль в самый центр большой грязной лужи, где и благополучно затормозил.

1 комментарий

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: