Последние новости:
Лето приближается. Лето, дамы и господа! О чём чаще всего думается в глубине, в средостении Евроазиатского материка в преддверии отпускного лета? Конечно, о море, где прекрасные дамы в купальниках и господа в шезлонгах!
О жарком солнце. О песочке, хрустящем под шлёпанцами. О морских судах, уплывающих за горизонт. Пусть не всегда это романтичные парусники и даже не прогулочные яхты, а суровые работяги: танкеры, контейнеровозы, сухогрузы и, представьте себе, углевозы, несущие тепло в дальние страны.
Кузбасс давно порт (раз, два, три…) трёх океанов и как минимум (раз, два, три, четыре, пять, ладно, пусть будет пять, это тоже много) пяти морей. Мы вписаны в мировой экономический распорядок и наш уголь сыпется в трюмы (по-морскому — трюмА) в портах ласкового Японского, янтарного Балтийского, сияющего Черного и прохладных Белого и Охотского морей.
Он вынут из недр Бачата, Кедровки или Ольжераса. Он хрустел на зубах шахтёров Распадской и Есаульской, Берёзовской и Кировки. И теперь хрустит под сапогами портовиков Усть-Луги, Находки, Туапсе, Мурманска (МурмАнска по-морскому) или Ванина.
Потому что из добытого Кузбассу с лихвой хватит и четверти — тут и обогреться, и осветиться, и производства накормить. Остальное экспорт. Чтобы взамен угля пришли апельсины из Марокко, финики из Турции, вино из Франции, оливковое масло из Италии, бананы из Эквадора, «тойоты» из Японии, «вольво» из Швеции, «бмв» из Германии, а также мясные туши из Аргентины.
И что-нибудь из Китая, Израиля, Финляндии или Берега Слоновой Кости — даже Африке нужен уголь для тамошних электростанций, не кокосовыми же орехами они топят свои котлы.
Порт — сложнейшее устройство. Пирсы, глубоководные каналы, годные для прохода морских судов. Терминалы для грузов. Контейнерные площадки. Краны, стоящие или передвигающиеся по-над пирсами, похожие на гусениц, вставших на дыбы. Железнодорожные пути, опутавшие всю округу. И самое главное: гигантские суда, нависающие над берегом.
Впрочем, это поначалу они нависают, а по мере загрузки садятся в воду, и вот уже подвахтенный на пароходном носу, ловящий на удочку-донку налимов в портовом ковше, говорит с тобой не с высоты пятиэтажного дома, а глядя в глаза, как почти что равному.
За порты борются экономические конкуренты. Само право строить их обходится в кучу средств и нервов. История ещё не построенного угольного терминала в дальневосточной бухте Суходол — это экономический и одновременно политический детектив. Например, на кузбасскую компанию «СДС-уголь», только-только проектирующую там портовые сооружения, нападают, как пираньи на раненого, различные структуры. Особенно активны экологи — нынче экология как бы «коктейль Молотова» в руках экономических конкурентов: ведь ни одно хозяйственное сооружение, даже если это всего лишь сарай для хранения лопат, невозможно соорудить, не нарушив естественный природный баланс, поэтому в карточном раскладе у экологов всегда минимум пять тузов.
Многое можно прознать касаемо Усть-Луги, Новороссийска или Мурманска. Но знающий промолчит, а умный и так догадается.
Кузбасс протянул свои железные пальцы-дороги во все концы России. По дорогам струятся бесконечные угольные эшелоны, чтобы просыпаться «надёжным чёрным золотом» в портах. И потом уплыть по морям мимо цветущих берегов, где дамы в купальниках, а господа в шезлонгах.
Чтобы стать под разгрузку в других портах. И чтобы на обратном пути привезти то, чего у нас нет: аргентинскую говядину, марокканские апельсины, бразильские орехи или морских гадов из восточно-азиатских вод. И пусть будут в пути штормы (штормА, по-морскому), а в экономическом пространстве конкурентная борьба: надо — значит надо.
Лето приближается. Лето, дамы и господа! О чём чаще всего думается в глубине, в средостении Евроазиатского материка в преддверии отпускного лета? Конечно, о море, где прекрасные дамы в купальниках и господа в шезлонгах!