Последние новости:
Исполнить в Кузбассе это великое произведение – такова была давняя мечта художественного руководителя нашего симфонического оркестра Тао Линь, который не устает повторять: «Хорошей музыки так много. Преступно, что мы знаем лишь малую часть шедевров». Своим просветительским азартом он умеет заражать коллег. То, что было предъявлено слушателям в минувшую субботу, стало поистине значительным событием.
Кантата потому так и называется («cantare» c итальянского — «петь»), что, помимо оркестра, музыку тут исполняют еще и вокалисты. И камерный хор Кузбасса (художественный руководитель Ольга Шабалина) продемонстрировал все грани своего мастерства.
«Stabat mater» — самое пронзительное произведение Дворжака. Он начал писать его в 1876 году, когда потерял любимую дочь. Потом работу отложил, отвлекся на другие дела… Но вскоре скончались еще двое его детей. Чтобы найти утешение, он, весь такой простодушно-народный (уже написаны «Славянские танцы», уже признано его право вплетать народные мелодии в «серьезную музыку»), взялся за духовное сочинение. Точнее – вернулся к больному, полузабытому: решил дописать «Stabat mater».
По сути, это скорбная молитва матери. В страстную пятницу Мария пришла на Голгофу к распятому сыну, чтобы быть с ним до последнего часа. Десять частей кантаты, написанные на слова средневекового песнопения, включают и трагедию потрясенной Марии, и ее оплакивание умирающего, и упование на чудо. И даже – само это чудо. Когда душа, освобожденная от тела, взмывает в небо и тает там…
Конечно, кемеровские слушатели в большинстве своем не могли понять смысл спетых слов. Но ангельские голоса хора, пение солистов, точное интонирование во всех частях кантаты оценить, разумеется, смогли. Не случайно после концерта музыкантов долго не отпускали за кулисы, а зал то и дело взрывался криками «браво».
Нельзя не оценить и работу солистов, приглашенных к исполнению кантаты. Причем наш Вячеслав Соболев (молодой артист Музыкального театра Кузбасса) ничуть не уступал выразительному сопрано Веры Барановой и меццо Анны Гичик (обе – Красноярский театр оперы и балета). И просто потряс публику великолепный бас народного артиста Бурятии Шакдара Зондуева (Новосибирск).
Ольга Штраус
Послушал я этого вашего Дворжака. Скучно.