Последние новости:
Реликвия с начала прошлого века находится в Томске, в фондах музея археологии и этнографии Сибири Томского госуниверситета.
Для специалистов существование иконы – не новость. Ещё десять лет назад в одной из научных статей о ней упомянул Юрий Ширин, заместитель директора музея «Кузнецкая крепость», кандидат исторических наук. И вот сегодня иконой святого Николая Можайского заинтересовались общественность и городские власти.
Томская сторона в лице директора музея археологии и этнографии Сибири Юрия Ожередова откликнулась с пониманием. Две недели назад в ТГУ побывала целая делегация из нашего города. Посчастливилось увидеть образ св. Николая Можайского воочию и журналистам газеты «Новокузнецк» и телевидения «Ново-ТВ». К слову, единственным из нашей братии.
Икона, как и положено находкам такого значения, имеет свои тайны. С уверенностью говорить, что именно это изображение святого охраняло Кузнецк XVIII века, пока рано. Музеи часто содержат в своих фондах так называемые неполно атрибутированные экспонаты. Судьба их не до конца прояснена.
Икона была зарегистрирована музейщиками Томска в 20-х годах XX века. Ни для кого не секрет, что в этот период в музеях зачастую было не до точных атрибуций. Оформляли экспонаты, как могли. Судя по записям, которые есть в Томском университете, эта икона поступила от некой гражданки, с её слов, это надвратная икона Кузнецка. О таких случаях музейные работники говорят – «по легенде». Устные свидетельства человека, который принёс вещь, не могут считаться стопроцентным доказательством. Кроме того, все записи велись в амбарных книгах, страницы которых со временем ветшали, сведения переносились в другие источники, порой несколько раз. Есть информация, что существуют записи, будто эта икона поступила ещё до революции, в 1900-е годы. Предстоит уточнить и период появления образа св. Николая Можайского на свет.
– Икона не просто написана – она скульптурная, – объясняет Юрий Ширин. – Это северорусская традиция – из частей собирают образ, покрывают икону холстом, левкасят (грунтуют поверхность специальным составом – прим. ред.), красят. Такая техника существовала в XVI–XVIII веках. А вот рама – резная, с виньетками – барочная, это XVIII век. Чтобы понять, изготовлена икона в XVIII веке или её украшали и оформляли в это время, святыню нужно изучать.
Ещё один вопрос – можно ли считать образ св. Николая надвратным? Как правило, такие иконы располагались над башней с проездными воротами, по имени святого называли и саму башню. По словам Ширина, в XVII – начале XVIII веках в Кузнецком остроге такая башня была, но – Спасская. Соответственно, охранять её должен был образ Спаса, а не св. Николая. Чтобы прояснить все тёмные пятна, необходимо проделать колоссальную работу по изучению архивов, документов, свидетельств и самой иконы. Но вне зависимости от того, наша она или нет, реликвия нуждается в реставрации уже сегодня. Стоимость работ, по оценкам знающих людей, – несколько миллионов рублей.
Городская администрация ведёт переговоры с томичами. О передаче реликвии в Новокузнецк пока речи нет. В планах – отправить икону на реставрацию во Всероссийский художественный центр имени Грабаря. Также с образа Николая Чудотворца должны сделать копию, которая займёт место в одном из новокузнецких музеев. А подлинник, при положительном ответе томской стороны, будет экспонироваться в нашем городе какое-то время в преддверии 400-летнего юбилея Новокузнецка. Городские власти в данном вопросе настроены весьма оптимистично.
В любом случае, интерес горожан к предметам старины – явление обнадёживающее. Независимо от «места рождения» и «будущей прописки» образа св. Николая Можайского, то, что икона сохранилась до наших дней, – уже уникально. Годы советского безверия нанесли колоссальный урон как историческому наследию, так и духовному здоровью общества…
Реликвия с начала прошлого века находится в Томске, в фондах музея археологии и этнографии Сибири Томского госуниверситета.