Войти на сайт

Основной инстинкт Дамира Салимзянова

Фото © ljplus.ru

Театр теней, театр кукол, яркие фокусы и трансформации проиллюстрируют сказку о сотворении мира под названием «Просто игра». Премьера состоится 8 ноября в Прокопьевском драмтеатре.

Её автор – известный российский режиссёр Дамир Салимзянов. Спектакль будет создан по уникальной методике, позволяющей простроить идею произведения с учётом возрастной психологии. О восприятии театрального пространства зрителями, которым не исполнилось ещё и двух лет, об инстинктах, влияющих на структуру перфомансов, практиках позитивного сознания и многом другом – в беседе с режиссёром Дамиром Салимзяновым.

– Вы приехали в прокопьевский театр, чтобы поставить сказку для необычного и взыскательного зрителя. У него очень маленький жизненный опыт, он страдает от неусидчивости, ему от трёх до пяти лет. Сложная задача, не так ли?

– Наверное… Но именно этим я занимаюсь последние четыре года. Пришлось серьёзно углубиться в детскую психологию. Меня интересовали приоритеты, которые закладываются в том или ином возрасте. Собственно, здесь я и нашёл объяснение самым очевидным, казалось бы, вещам. Ведь почему взрослые с таким удовольствием смотрят сюжетные истории? Им важно увидеть всё с самого начала, затем перейти к развитию, кульминации и финалу. Почему именно эта, а не иная форма общепринята для людей на разных континентах и никогда не выходит из моды? Ответ до пошлого прост. По жизни человеком руководят два базовых инстинкта: продолжения рода, плюс инстинкт самосохранения. У взрослых зрителей, хорошо воспринимающих законченные истории, это связано именно с инстинктом продолжения рода, вмонтированным в наше подсознание. А в природе, как известно, есть единственный, законченный по своей структуре акт. Не цикличный, а именно законченный. В нём есть экспозиция, развитие действия, кульминация, ну, а потом покурить и в душ….(смеётся).

– А как же это воспринимают дети до периода полового развития?

– В том-то и дело, что у детей до периода полового развития этот инстинкт не педалируется. Им важно другое – цикличность: поел, сходил в туалет, поспал. У них нет законченных историй, повествование может начаться с любого момента. А вот дети после шести лет уже выбирают логичные истории, потому что их предпочитают взрослые. А это уже в чистом виде инстинкт самосохранения: потому что мама и папа, в отличие от меня, уже знают, как правильно жить.

– Чем ещё отличается маленький зритель от зрителя взрослого? и с какого возраста вообще есть смысл приводить ребёнка в театр?

– Полуторагодовалого малыша уже есть смысл приводить. Правда, само представление для такого зрителя должно занимать не больше 30 минут. При этом не стоит забывать о том, что они по природе своей не в состоянии разделять пространство на зрительскую часть и сцену. Для них всё пространство вокруг – игровое. Внимание ребёнка переключается резко и моментально, поэтому за время представления на долю каждого из актёров приходится буквально по несколько секунд. После трёх лет дети уже способны разделять пространство. В это самое время у них закладывается способ общения с будущим миром, способ его познания. А их всего два: путь разрушения и путь созидания. Помните сказку про кошку, которая гуляла сама по себе? Собаку можно палкой прогнать, а можно приручить. Незнакомый мир можно сделать частью своего мира, а можно его сломать, чтобы освободить место для чего-то своего. В три года сознание малышей ещё свободно от стереотипов и внушить какую-то мысль проще.

– И если мышление детей, исходя из такой логики, можно как-то скорректировать, то взрослые, сформировавшиеся зрители, по-вашему, совсем безнадёжны?

– Да. Их нельзя изменить. Взрослые могут кивать, соглашаться, но потом, после спектакля, когда они выходят на улицу, приоритет общения со всем для них незнакомым снова становится тем, к которому они привыкли. Они берут палку и прогоняют незнакомую им собаку.

– То есть спектакль «Просто игра», который вы планируете поставить в прокопьевском театре в самое ближайшее время, будет выстраиваться с учётом описанной вами схемы?

– Безусловно. Идея перфоманса направлена на формирование позитивного приоритета. Мы не читаем маленькому зрителю мораль, не рассказываем историю, мы выстраиваем действо. И делаем это таким образом, чтобы заложить в подсознании ребёнка установку: строить интереснее, чем ломать. Сюжет этой истории я придумал вместе со своими друзьями. Этап за этапом мы воссоздавали фантастический мир, в котором куклы живут особенной жизнью, фокусы происходят сами по себе, люди превращаются в тени, а тени – в людей. Главный герой сказки – такой же нестандартный персонаж, как и его история. Это маленький мальчик – творец, который затевает игру, невольно превращающуюся в священнодейство. Здесь, словно по волшебству, на свет Божий один за другим начинают появляться моря и океаны, деревья и дома, звери и люди, вступая между собой во взаимодействие и даже забавные конфликты. Несмотря на по-взрослому серьёзные ценности, заложенные идеей спектакля, по сути своей, это будет забавное, смешное и восхитительное шоу, приобщиться к которому сможет каждый пришедший сюда малыш. Впервые этот спектакль я поставил в 2009 году, на сцене глазовского театра. Я, в общем-то, и не собирался ставить его где-то ещё, но постановку увидела Марина Дмитриевская (критик, редактор «Петербургского театрального журнала») и переубедила меня. По её мнению, именно с такой, божественной, истории должно начинаться первое знакомство маленького человека с театром.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/culture/54114.html

Театр теней, театр кукол, яркие фокусы и трансформации проиллюстрируют сказку о сотворении мира под названием «Просто игра».

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: