Последние новости:
Меня, одиноко стоявшую на автобусной остановке в селе Ур-Бедари, пожалел местный житель: — Автобус только в семь вечера будет. Так что зря на жаре не парьтесь. Если деньги есть, можете такси вызвать. А если нет лишних, лучше зайдите к кому-нибудь, переждите. У нас люди добрые, пустят.
Невыездные поневоле
…И я пошла в двухэтажное здание с российским флагом на крыше. Здесь и администрация УрБедаревской территории, и фельдшерский пункт, и библиотека, и отдел ЖКХ, и почтовое отделение. Именно сотрудники этих служб и подписались под письмом в редакцию.
«Сложная, можно сказать, не просто безвыходная, а еще и безвыездная ситуация сложилась у нас. После ликвидации совхоза люди лишились работы. Кто-то сменил село на город. Ближайший Гурьевск – он же районный центр – находится в 32 км от Ур-Бедарей. А тот, кто не смог купить жилье в городе, все-таки нашел там работу. До осени 2012 года автобус в город ходил четыре раза. Потом стало три рейса. Но люди все равно приспособились.
И вот, прямо как гром среди ясного неба, в конце июня появилось объявление от руководителей пассажирского автопредприятия: отменяется еще один рейс. Тот, который отправлялся с Гурьевского автовокзала в 11 часов. Это вызвало шок у нашего населения. Особенно трудоспособного. Представьте, что человек закончил свою ночную смену в 8 часов утра, а домой попадет только в семь вечера. Где быть ему 10 часов, если нет в городе родственников? Выбор один – вокзал.
А мамы с детьми, которые поедут в районную поликлинику? А больные взрослые? А наши пенсионеры-труженики, которые везут свою продукцию на рынки города? А все мы, выезжающие в город за продуктами и промышленными товарами? В наших-то магазинах цены ого-го какие, да и выбор небогат. В общем, не можем мы быть невыездными. Переживают все. И те, кто работает в городе, боясь потерять место, и их близкие. В селе и сейчас-то с трудом выживают, а без транспортной связи с городом вообще будет жалкое существование».
Конечно, редакция не единственная инстанция, куда написали взволнованные люди. И не только из этого села. Тем более что даже те, кому посчастливилось работать рядом с домом, за зарплатой тоже вынуждены ехать в город. Да, у всех на руках банковские карты, но банкомата ни в Ур-Бедарях, ни в Усть-Канде, ни в Кулебакине (а всё это одна территория) нет. И под каждым обращением сотня фамилий людей, живущих в некогда безбедном селе. А что сейчас? Вот какой факт привела глава Ур-Бедаревской сельской территории Ирина Кульшитская:
— В Ур-Бедарях 170 дворов. А личных машин только 17. Конечно, при большой необходимости соседи, у кого есть «колеса», выручают. Но ведь каждый раз за спасибо везти тоже накладно. А всего на Ур-Бедаревской территории живет около тысячи человек.
Назад от цивилизации
Сама Ирина Сергеевна именно за спасибо только что привезла на своей машине из соседнего села Кулебакино трех женщин. Потому что тем очень уж хотелось рассказать, как отмена 11-часового рейса сказалась на их жизни.
— У меня трое детей. Расходов немало, а доходы невелики. Мой муж получает лишь пенсию по инвалидности. И моя зарплата клубного работника скромная. Вот потому и возила я в город на продажу молоко, творог, сметану. За неделю было примерно две тысячи рублей добавки к семейному бюджету, — говорит Светлана Бровцина. – А теперь с таким расписанием в Гурьевск не наездишься. Ну продам я то, что привезла, а потом буду сидеть на вокзале 10 часов! А ведь у меня и в клубе дела, и дома.
Да, у каждого своя ситуация, особенное положение. Люди всё подходили и подходили в здание администрации, недоумевая вслух, почему их не слышат те сидящие в кабинетах, кто отменил третий рейс. Ведь никто из руководителей автохозяйства не при-ехал в село, не поговорил с народом, не рассказал, почему надо менять расписание.
— Нас тоже перед фактом поставили. Мы сами в недоумении, почему отменили этот рейс и сократили еще несколько по другим маршрутам, — говорит начальник Гурьевского автовокзала Наталья Ластовка. – Пассажиров жаль. Каково им будет зимой ждать последнего вечернего рейса? Жителям других сел района можно доехать до своих остановок на проходящем автобусе, а Ур-Бедари в стороне от трассы. Не пешком же идти 11 километров!
Я попробовала провести эксперимент: за сколько дойду от пункта БД (большой дороги) до пункта УБ (Ур-Бедари). Рядом со мной была страховка: редакционная машина. Примерно через полчаса я в нее села. Потому что идти уже не хотелось. Уж очень палило в тот день. Потом я узнала, что несколько женщин, возивших в Гурьевск на продажу свою продукцию, все-таки возвращались домой пешком. Правда, в Кулебакино. До этого села от большой дороги «всего» пять км.
— От цивилизации мы назад отправляемся, — невесело пошутили мужчины, пришедшие на стихийный сход по автобусному вопросу. – Наши отцы с дедами пешком до райцентра добирались, вот и мы тем же путем.
Будет ли корректировка расписания?
В администрации Гурьевского района о проблеме с сокращением автобусных рейсов знают. Я говорила с начальниками отделов, с руководителями районного Совета депутатов. Слуги народа двумя руками «за» просьбы этого самого народа не лишать их общественного транспорта. Конечно, в крайнем случае, из райцентра до тех же Ур-Бедарей можно уехать и на такси. Но проезд туда стоит 650 рублей. Откуда у селянина такие деньги? А билет на автобус стоит 39 рублей. Чувствуете разницу?
Да, не все платят и такую сумму, немало среди пассажиров и льготников. Но они заслужили это право многолетним трудом. Однако те же льготники говорили, что согласны оплачивать проезд, если бы пустили коммерческий рейс. С этим предложением люди тоже обращались. Ответа пока не получено. Зато солидная переписка сложилась между руководителями Гурьевского района и Белов-ского пассажирского автопредприятия. Почему Беловского, если речь идет о Гурьевском районе? Дело в том, что Гурьевское АТП стало с недавних пор филиалом Беловского. Теперь это просто автоколонна. Вот один из последних ответов из Беловского ПАТП на запрос из администрации Гурьевского района:
На сегодняшний день в филиале Беловского ГПАТП, Гурьевской автоколонне, сложилась очень сложная финансовая ситуация. Предприятие является убыточным. В целях исправления сложившегося положения здесь проведена оптимизация выполняемой транспортной работы. Были сокращены непроизводительные рейсы (с низкой наполняемостью пассажирами). Данная оптимизация была сделана после проведения обсчета пассажиропотока на маршрутах, по которым производилось сокращение количества рейсов. Сокращение рейсов подтверждается материалами обсчета пассажиропотока, проводившегося 20 и 24 июня 2014 года. С 10 июля 2014 года транспортная работа на территории Гурьевского района будет осуществляться на основании государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона.
Информация о работе маршрутных автобусов размещена в печатных СМИ. На остановочных павильонах маршрутные расписания были размещены по моему распоряжению, так как согласно правилам пассажирских перевозок информация по изменению отправления рейсов доводится до пассажиров за 10 дней. Несмотря на все вышесказанное, после введения в действие сокращенной программы перевозок 11 и 15 июля 2014 года будет проведено обследование пассажиропотока и наполняемости автобусов на всех рейсах с последующей корректировкой расписания».
И подпись: «С уважением директор Беловского автопредприятия А.Г. Богданович».
Пока неизвестно, в чью пользу будет корректировка расписания. Но анализ пассажиропотока действительно был проведен. Это подтвердили сотрудники Гурьевского автовокзала. Наполняемость рейсов по маршруту Гурьевск – Ур-Бедари была в те дни до 23 человек при количестве сидячих мест от 24 до 30. Так что не воздух везут водители, а пассажиров, озабоченных своими делами.
Кому-то потребовалось получить в городе справку. Полчаса – и вот она, необходимая бумага в руках. Человеку бы радоваться, что быстро управился, а он вздыхает: домой-то попадет нескоро. Хорошо, если удастся нанять такси в складчину с односельчанами-попутчиками.
Во время учебного года сотрудники школ и детских садов могут воспользоваться школьным автобусом, везущим детей в среднюю школу в село Малая Салаирка. Отсюда до Гурьевска всего три километра, и автобусы ходят чаще. Но сейчас каникулы. И случается, что приходится тратить весь световой день, с 7 утра до 7 вечера, чтобы поставить, к примеру, свою подпись на каком-то документе…
В общем, вот такая незавидная действительность селян Гурьевского района.
— Совхозы ликвидировали, нас порассчитали, без работы оставили. А теперь нас и за людей не считают, — послышалась реплика под конец схода. Автор ее пожелал остаться бесфамильным. Переубеждать его я не стала.
Меня, одиноко стоявшую на автобусной остановке в селе Ур-Бедари, пожалел местный житель