Последние новости:
С начала года до конца июля в Кузбассе зарегистрировано 1755 автоаварий, в результате которых 239 человек погибло и 2333 травмировано.
Сколько горя и исковерканных судеб за этой статистикой! Да она и наглядна: памятников с венками вдоль дорог не становится меньше. Как и осужденных виновников аварий. Кто-то из них считает себя виноватым, а кто-то пеняет на сложившиеся обстоятельства. Но, как бы то ни было, люди, получившие разные сроки наказания, просят помиловать их.
На недавнем заседании члены областной комиссии по помилованию рассмотрели 35 дел-ходатайств. Из них больше трети касались лиц, осужденных по статье 264 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Заседание было выездным, состоялось оно в колонии-поселении №3. Забегая вперед, скажу, что никто из горе-автомобилистов не был помилован…
…Дело 44-летней Татьяны П. рассматривали первым. В зал она вошла, опираясь на трость. Печальное лицо, грустные глаза. Татьяна – инвалид 2-й группы. Это последствия аварии, виновницей которой она стала.
«Двигаясь по автодороге Новосибирск – Иркутск со стороны города Мариинска, виновница ДТП стала совершать обгон и допустила столкновение с иномаркой, идущей навстречу», — вот так коротко изложен состав преступления. За рулем иномарки тоже была женщина. От полученных травм она умерла в больнице.
Осудили Татьяну П. условно сроком на два года. На столько же она лишена права управлять автомобилем.
Татьяна – одинокая мать, разведена, воспитывает двух сыновей. Старший – студент, младшему семь лет. Всё это, а еще искреннее раскаяние и мнение потерпевшей стороны учел суд, назначая виновнице ДТП минимально условное наказание.
Сочувствуют Татьяне и коллеги. Учитывая ее инвалидность, перевели на сидячую работу. А на одну инвалидскую пенсию было бы не просто трудно жить и платить за обу-чение сына, но и долго-долго пришлось бы погашать сумму иска. Эта сумма и так погашается мизерно. За год наказания-испытания — только десятая часть: чуть более 30 тысяч рублей. Хотя, конечно, никакая сумма не возместит человеческой утраты…
Администрация филиала уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН, характеризуя Татьяну П. положительно, ходатайствовала о применении к ней акта о помиловании. Однако все члены комиссии сказали «нет». Ведь минимальное условное наказание – это уже своего рода помилование за вину в аварии, повлекшую смерть.
— Пригласите следующего! – просит сотрудников колонии председатель комиссии Сергей Моисеенко.
И с этим следующим, как и со всеми другими, будет вовсе не короткий и не формальный разговор. Небезразличные люди работают в комиссии. Читают характеристики, выслушивают начальников отрядов, психологов, медицинских работников. В общем, взвешивают все «за» и «против». Однако вынесенное решение будет не окончательным. Со всеми делами вначале познакомится губернатор Кузбасса, а потом и российский президент. Именно за ним последнее слово.
Об этом напоминают Кириллу В. Парню всего 24 года, холост, ранее не судим, характеристика из колонии-поселения №14 положительная. Но его ходатайство о помиловании администрация и психолог не поддерживают. Уже хотя бы потому, что отбыт незначительный срок наказания: пять месяцев из четырех лет. Четыре смерти на совести этого водителя. Из разговора с ним стало ясно: переживает парень. Всем потерпевшим принес устные извинения. Признает, что виноват, раскаивается, что так все получилось…
За руль Кирилл В. сел трезвым, но утомленным. Именно так сказано в деле. Из Новокузнецка в направлении Ленинска-Кузнецкого ехал со скоростью 148 км/час. Применив маневр влево, выехал на разделительную полосу. Автомобиль занесло, и он выехал обратно на проезжую часть. А там в попутном направлении шла «Газель». Столкнувшись с авто Кирилла В., «Газель» накренилась на правый бок и выехала на встречную полосу. Там эта машина, полная пассажиров, столкнулась с другой. Четверо человек погибли на месте. Еще пятерым причинен тяжкий вред здоровью. У самого виновника перелом позвоночника.
Сейчас в колонии он работает нарядчиком. Социальные связи поддерживает с матерью, братом и невестой. Они приезжают к нему в колонию на свидание. А близкие погибших приезжают на могилы и обновляют скорбные букеты на месте той страшной аварии…
II
По дороге в колонию-поселение, что находится на севере области, встречались и нам венки вдоль обочин – напоминание о чьем-то горе. И предупреждение водителям. А кроме этих скорбных цветов повсюду баннеры, растяжки, плакаты, опять же адресованные водителям: «Пьяный водитель за рулем уже преступник!».
А вот один из таких преступников – Захар Б., 1989 года рождения. За руль «Тойоты» сел пьяным. Кроме него в салоне было еще три пассажира.
Со скоростью более 100 км/час он ехал по автодороге Анжеро-Судженск – Яя – Ижморский, не справился с управлением, скатился на обочину. Машина опрокинулась. Один из пассажиров скончался на месте аварии. Девушка умерла в больнице через пять дней. Врачи не боги: раны были несовместимы с жизнью.
Две прерванные жизни и подорванное здоровье третьего пассажира. Сам водитель – инвалид 3-й группы. Трудоспособен с ограничениями. В колонии еще не работает: как вновь прибывший, находится в карантинном отделении. Прибыл он в колонию всего 28 дней назад. Осужден на шесть лет и шесть месяцев. Но подать ходатайство о помиловании имел право. Другое дело, на что надеялся?! Убедить членов комиссии, что он не виновен в аварии и что он сам пострадавший?
Не убедил нас в своей невиновности и Николай Е. Ему 32 года, холост, воспитывался в благополучной полной семье. Так скажет о нем начальник отряда. Да и все другие, по чьей вине произошли аварии с трагическими исходами, тоже были из благополучных семей. Во всяком случае, характеристики на всех получились, как под копирку. Уже после заседания члены комиссии даже дискутировали на тему, что значит «благополучная семья». Сейчас, когда сын в колонии, семью Николая уже вряд ли таковой считают.
Хотя родные помогают ему в досрочном погашении иска потерпевшей стороне. Потерпевшая сторона потеряла мужа.
— Меня бес попутал, вот и сел за руль в алкогольном опьянении, — говорил Николай вроде искренне. И сожалел, что из-за него человек погиб.
Себя осужденные тоже жалеют. При том что колония-поселение — это не колония строгого режима и даже не общего. Здесь осужденные работают, что дает им возможность погашать иски, имеют право на более частые свидания с родными, свободно передвигаются по территории колонии в гражданской одежде. Но всё равно это не полная свобода. Вот и Николай Е. подал ходатайство о помиловании через полтора года после прибытия в колонию. По приговору суда отбывать ему наказание еще полтора года.
III
А Дмитрий А. в колонии чуть больше месяца. И тоже подал ходатайство о помиловании. Дома его ждут жена, 7-летний сын и 11-летняя дочь. И его семья считается благополучной во всех отношениях. Дмитрий Анатольевич, имея высшее образование, занимал неплохую руководящую должность. За рулем был трезв. Но правила нарушил, совершив обгон. Хотя на комиссии говорил, что не совершал он этого обгона. Однако случилось то, что случилось: смерть водителя, пытавшегося избежать столкновения с «Тойотой» Дмитрия А.
Трагедии на дороге с человеческими жертвами статья 264 УК трактует как смерть по неосторожности. Да, конечно, все водители, несущие наказание кто в зонах, а кто дома (если приговорены к условной мере), не хотели этих ЧП на дорогах. Но ведь нарушали правила, лихачили и наверняка радовались, когда обгоняли кого-то! Сколько таких довольных лиц горе-удальцов повидала я в поездках по дорогам Кузбасса. И случалось, что это лихо обгонявшее нас авто через несколько километров мы видели уже искореженным. А рядом — уже накрытые тела…
…Нетрезвый Михаил Ж. сбил переходившую дорогу девушку. Ей было всего 24 года. А Михаил — живой, невредимый — уже спустя 33 дня пребывания в колонии (из четырех лет по приговору) попросил о помиловании.
— Я больше не буду надеяться на авось, — так он сказал членам комиссии.
К сожалению, он не единственный, кто на это безалаберное авось и надеялся, и еще будет надеяться. Вот и сотрудники исправительных учреждений отмечают, что количество осужденных по разным частям 264-й статьи не уменьшается. А ведь до аварий все или почти все наказанные водители тоже имели статус благополучных…
С начала года до конца июля в Кузбассе зарегистрировано 1755 автоаварий, в результате которых 239 человек погибло и 2333 травмировано.