Последние новости:
Из кемеровской городской клинической больницы №11 выписан первый пациент, прооперированный по поводу замены тазобедренного сустава на эндопротез. Операция проходила в рамках квот на бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП).
Напомним: с этого года в масштабах России треть всех видов ВМП «погрузили» в систему обязательного медицинского страхования. Таким образом Минздрав рассчитывал сделать высокие медицинские технологии более доступными для пациентов, сократив путь от постановки диагноза до решения проблемы. Насколько гладко всё происходит на практике?
Не просто быстро, а очень быстро
Кемеровчанин Евгений Н. – сторонник активного образа жизни. В молодости работал на буровой, увлекается рыбалкой, охотой, спортом. Года три назад его начала беспокоить боль в тазобедренном суставе, которая с течением времени усилилась. Появилась хромота. Когда совсем уж прижимало, спасался обезболивающими уколами. А в мае этого года 52-летний мужчина решил, наконец, обратиться в поликлинику по месту жительства.
Там ему предложили пройти обследование и встать в очередь на эндопротезирование. Травматолог-ортопед Алексей Барашов, консультировавший Евгения в диагностическом центре г. Кемерово, оказался врачом горбольницы №11. Он подтвердил необходимость операции и предложил оперироваться у них в медучреждении: с этого года муниципальная ГКБ №11 вошла в число 18 кузбасских больниц, получивших право на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.
«Алексей Юрьевич объяснил мне, как будет проходить операция, какие осложнения возможны и как их избежать, – рассказывал Евгений уже накануне выписки. – Я за всю жизнь на больничный только однажды уходил, и то в далекой юности. Но здесь как-то сразу доверился врачам и на госпитализацию согласился быстро. Не хотел превращаться в инвалида. Завещание у нотариуса больше для проформы написал – на тот случай, если вдруг что не по плану пойдет… Обошлось, медперсонал здесь очень грамотный. Огромное спасибо всем!»
Уточним: по нормативам от постановки в очередь на высокотехнологичное лечение за счет средств ОМС до госпитализации больного в стационар должно пройти не более 30 дней. Евгения прооперировали через две недели. А еще недавно людям приходилось ждать федеральные квоты на подобные операции от нескольких месяцев до нескольких лет…
Взаимное везение
Когда на федеральном уровне только заговорили о погружении высоких медицинских технологий в систему ОМС, скептики предсказывали, что страховые тарифы на «погруженные» виды помощи будут ниже тех, которые ранее финансировались из бюджета. И что из-за этого региональные больницы начнут закупать более дешевые технологии, а больные станут получать помощь невысокого качества…
«Евгению установлен американский эндопротез, расчетный срок службы которого составляет 20-25 лет, – поясняет лечащий врач пациента Алексей Барашов. – Для искусственного тазобедренного сустава это очень неплохо, особенно если учесть, что и «родные» суставы не вечные. Смысл эндопротезирования в том, чтобы устранить болевой синдром, восстановить функции конечности и объем движений и тем самым повысить качество жизни пациента. Но технически грамотно выполнить операцию – еще полдела. Незавершенный процесс реабилитации может скомпрометировать сам метод лечения».
«Вовлекать пациента в реабилитационные мероприятия мы начинаем уже в первые сутки после вмешательства, – уточняет заведующая отделением восстановительного лечения ГКБ №11 Любовь Левина. – На стационарном этапе важно предупредить послеоперационные осложнения и тугоподвижность в оперированном суставе, создать условия для скорейшего заживления травмированных тканей. Мы учим пациентов дозировать нагрузку и соблюдать двигательный режим. Через три месяца после операции человек должен ходить уже с полной опорой на пролеченную ногу. В дальнейшем он сможет вести привычный образ жизни – с учетом некоторых ограничений. Например, лыжи и бассейн после такой операции показаны, а вот бег и занятия тяжелой атлетикой нет. Нельзя будет закидывать нога на ногу – чтобы не расшатать и не вывихнуть эндопротез. Но все это не такая уж высокая плата за качество жизни».
Докторам ГКБ №11 с Евгением тоже повезло: настроенный на скорейшее выздоровление, он неукоснительно соблюдает все их рекомендации.
Оправданный расчет
«Организация потока больных, которые нуждаются в эндопротезировании, – это сегодня едва ли не главная наша проблема, – считает директор ГКБ №11 Александр Самсонов. – Думаю, с ней сталкиваются и другие муниципальные больницы, которые с нынешнего года стали оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь в системе ОМС. В тех медучреждениях Кузбасса, которые работали по квотам ранее, процесс уже отлажен. А мы пока очень зависим от поликлиник, которые только начали во всё вникать. Но я думаю, скоро всё образуется, врачи на местах тоже ведь должны привыкнуть к тому, что дорогостоящая помощь действительно стала доступнее. А пока наши доктора сами выезжают в северные территории области, проводят отбор пациентов в местных больницах. В течение этого года мы должны выполнить в общей сложности 40 эндопротезирований. Задача вполне реальная».
Любопытно, что самое первое эндопротезирование тазобедренного сустава в ГКБ №11 провели еще… в мае 2010 года. И хотя для пациента та операция тоже была бесплатной, больница на ней ничего не заработала. Более того, сама «вложилась» в развитие новой для себя технологии, купив недешевый эндопротез на средства, вырученные от платных услуг. А их в медучреждении со статусом областного центра медико-социальной помощи населению по определению немного…
«Мы сознательно пошли на это, – уточняет директор. – Когда врачи начинают осваивать что-то новое, то и отношение к работе в целом меняется. Повышается самооценка специалистов, растет профессиональный уровень. Начинается здоровое соперничество между отделениями. Их коллеги приходят и говорят: «А давайте мы тоже что-нибудь новое внедрим, не операцию, так лекарственную методику».
К слову сказать, такая позиция ГКБ №11 оправдала себя, когда департамент здравоохранения стал решать, каким больницам доверить оказание высокотехнологичной помощи в системе ОМС. В этом году в перечень, как уже было сказано, вошло 18 учреждений. Заявок было подано больше, но предпочтение отдали тем, кто уже имел лицензию на ВМП и опыт работы. Выполнив план по эндопротезированию, ГКБ №11 дополнительно получит за год около 2,5 млн руб. чистого дохода. Средства пойдут на зарплату коллективу и на развитие самого учреждения.
Чтобы обеспечить взаимозаменяемость врачей в случае отпуска, командировки или болезни, больница проспециализировала по эндопротезированию не одного, а четырех докторов. Травматолог-ортопед Евгений Ещин, например, ездил на стажировки в Германию (где массовое эндопротезирование развивается уже лет 20), в Австрию (где накоплен колоссальный опыт оперирования как обычных граждан, так и спортсменов), в Гонконг (который является учебной базой Азиатско-Тихоокеанского региона по эндопротезированию).
«В Азии врачи более жестко следуют стандартам, не предполагающим каких-либо отклонений в операционных методиках. А в ведущих клиниках Европы хирург может солировать на операции, чем-то дополнить методику, внести что-то свое. Это уже поэзия хирургии», – замечает Евгений Ещин…
Для справки
В текущем году бесплатно с использованием высоких медицинских технологий должно быть пролечено около 14 тыс. кузбассовцев, в том числе около 6 тыс. – за счет ОМС.
К началу августа помощь получили 5055 человек. Из них 1754 – в рамках обязательного медицинского страхования.
Из кемеровской городской клинической больницы №11 выписан первый пациент, прооперированный по поводу замены тазобедренного сустава на эндопротез. Операция проходила в рамках квот на бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП).