Войти на сайт

Куда с даром?

Фото © Сергей Гавриленко

Министерство образования и науки РФ планирует увеличить число школ для одаренных детей и упорядочить их деятельность.

Уже осенью вступит в силу приказ ведомства, сообщает пресс-служба Минобра, устанавливающий порядок создания и работы таких организаций. Приказ коснется в основном нетиповых школ с углубленным изучением отдельных предметов — лицеев, гимназий на базе ведущих вузов и так далее.

При этом предполагается создание особых условий для обучения одаренных детей. Так, соотношение численности научно-педагогических сотрудников к численности учащихся должно будет составлять один к трем, то есть на одного педагога должно приходиться не более трех детей. Кроме того, подобные инновационные школы смогут сами определять систему оценок при проведении контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Хотя ГИА и ЕГЭ их ученикам сдавать тоже придется.

Ищем одаренных

Вообще-то поиск и развитие талантов в нашем регионе ведется уже давно и кропотливо. Колоссальную поддержку детям оказывают действующие в области программы, организации и центры. Одаренных выявляют, помогают им во всем. Победителей и призеров награждают серьезными премиями и путевками. Во многих других регионах о такой поддержке и не мечтают. Не раз я слышала об этом от педагогов из других регионов. Не беру, конечно, в расчет систему образования в Москве: там детям предоставляется особенно много возможностей для развития интересов, недоступных детям из глубинки.

А вообще талантов у нас много, но учатся эти ребята, как правило, вместе с другими, в тех же школах и классах.

Есть у нас и лицеи, и гимназии, и школы с углубленным изучением отдельных предметов, и городской лицей в Кемерове, где действует даже конкурсный отбор. И один пред-универсарий создан в прошлом году — политехнический лицей при филиале КузГТУ в Прокопьевске. Но там всякие ребята обучаются. Способные, талантливые и не очень. Да и условий таких нет, чтобы один учитель приходился всего на трех учеников, и сомнения возникают, что в будущем эти требования будут выполнимыми.

И неясно пока, до выхода приказа, будут ли «школы для одаренных» создавать в каждом регионе или только в некоторых. И нужно ли это… На этот счет существуют разные мнения.

Нужны ли спецшколы для вундеркиндов?

Например, один из самых успешных выпускников нынешнего года, стобалльник по математике Игнат Скударнов из лицея №57 Прокопьевска, считает, что в каждом городе должно быть учреждение, которое собирает талантливых детей. Потому что когда в классе занимаются ребята с разным уровнем интеллекта, знаний и мотивации, возникают трудности в учебе.

А вот у кемеровского психолога Ольги Богдановой другой взгляд:

— Я против такого разделения. Помню, в Новокузнецке какое-то время назад решили провести эксперимент. «Выдающихся» учеников собрали в одну школу. Закончилось тем, что они превратились в самые обычные классы. Быстро появились свои лидеры, свои изгои, кто-то влюбился и забросил учебу и т. д. То есть все особенности, присущие любому коллективу, не миновали и этих «особых» детей. В итоге они сравнялись с другими, неотборными классами.

Усугубляется дело еще и тем, что как только в городе появляется такая школа, родители стремятся правдами и неправдами отдать туда своего ребенка. Но его особенности, увы, не всегда соответствуют родительским амбициям. А учебное заведение постепенно перестает быть «школой для одаренных».

Я согласна с тем, что учить этих детей надо хорошо. Впрочем, как и всех остальных. И – в самых обычных классах. Там должны быть и двоечники, и троечники, и отличники, и хулиганы, и «ботаники». Таково нормальное соотношение людей в любом сообществе.

Это важно еще и потому, что ребята, обучавшиеся в школьные годы в особых условиях, позднее, в вузе, в общежитиях, попадают в нормальную, непривычную для них среду. И адаптация для них порой бывает очень нелегкой.

Еще один интересный момент: когда-то со мной в классе учился мальчишка-двоечник. Поскольку все знали, что он из неблагополучной семьи, учительница всегда его подкармливала. При этом руки у парня были золотые. Это ведь тоже одаренность. Только в школе такой талант чаще всего не замечается и не отмечается. А во взрослой жизни при благоприятных условиях он расцветает.

Кто в гении…

Что же такое одаренный ребенок? Википедия поясняет: «Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно – чудесное дитя), – дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее».

У психологов, педагогов, медиков есть свои методики определения одаренности. Специалисты видят дар божий иногда еще в то время, когда дитя и говорить-то толком не умеет. И уверяют, что таких детей совсем немного. Например, несколько лет назад кемеровский невролог с сорокалетним тогда стажем Альбина Минина рассказала, что за свою многолетнюю практику видела только трех «врожденно» одаренных ребятишек.

Педагоги находят «гениев», конечно, иначе. Ориентиры – успехи в учебе, в конкурсах, в олимпиадах, в том же ЕГЭ. Но опыт подсказывает, что всё не так просто, что не все таланты в детстве имеют шанс быть найденными.

ЕГЭ и таланты

В прошлом году, чтобы пройти на филологический факультет Кемеровского государственного университета, достаточно было набрать на ЕГЭ всего 138 баллов за три экзамена: историю, литературу и русский язык. Один из абитуриентов с такими очень невысокими результатами и стал студентом. В этом году он не прошел бы – нынче проходной выше на 60 баллов.

Однако, по словам декана факультета Лидии Ким, преподавателям не пришлось пожалеть о том, что взяли этого паренька из сельской школы. Он оказался умницей. Прекрасно учится, очень много читает. И вообще оказался в своей среде. А на вопрос, почему так слабенько справился с экзаменами, парень объясняет: что-то недоучил, где-то не повезло.

По словам Лидии Густавовны, если бы приемные экзамены проводились устно, то экзаменаторы сразу бы увидели, что это «их человек», с явной склонностью и способностями к филологии. Декан соглашается: оценки на ЕГЭ, конечно, могут служить некоторым ориентиром в определении мотивации, талантов школьника. Но подходить к этому надо, по мнению Лидии Ким, диалектически.

О том, насколько связаны успехи на экзаменах и талантливость ученика, задумываются многие. Например, председатель областной предметной комиссии по математике Владимир Рагулин вспомнил такой случай из своей практики:

— Я вел спецкурс у ребят одиннадцатого класса. И там оказалась девочка со стабильной тройкой по математике. При этом именно она решала самые сложные задачи, те, которые ее одноклассники никак не могли решить. Тройка у нее была, очевидно, потому, что она не учила алгоритмов. В математике ведь всё связано с алгоритмами. А что такое алгоритмы? Это чужие знания, воплощенные в цепочку решения. Человек решает по алгоритму, и ему кажется, что это его решение. Но это не так! А ей от бога было дано решать сложные геометрические задачи. Там каждая задача подразумевает использование собственных мыслей. Ученица любила геометрию, и ее интерес нужно было вовремя поддержать, не упустить, но в 11-м классе было уже поздно… Хотя девочка сдала экзамены неплохо и поступила в КемТИПП. А вот «врожденный» математик в ней не развился. Во всяком случае, в школьные годы.

Так что не всё легко можно «продиагностировать» экзаменами.

К таланту – с осторожностью

Конечно, для нас, родителей, наш ребенок всегда самый-самый. Однако психолог Ольга Богданова убеждена, что не нужно форсировать события, не нужно отдавать пяти-шестилетнего ребенка в школу или тем более в лицей с усложненной программой только потому, что показалось, что он развит не по годам. Читать и писать он, может, и умеет лучше, чем другие, но если психологически окажется не готов, ничего хорошего из этого не выйдет. Так таланты не развивают, а губят. Родителям Ольга Анатольевна советует просто верить в ребенка, и тогда у него всё получится.

А по поводу открытия «школ для одаренных» — подождем сентября, тогда и поговорим.

Справка

С 2009 года в Кемеровской области действует совет по поддержке талантливой молодежи. С 2010-го реализуется программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи на 2010—2015 годы.

Сегодня почти четверть молодых людей Кузбасса (22%, 85 тысяч человек) участвуют в более чем двухстах проектах, конкурсах и программах по поддержке талантов.

У нас действуют четыре региональных центра поддержки талантливой молодежи: центр по работе с интеллектуально одаренными детьми при КемГУ «Интеллект»; центр в сфере дополнительного образования; губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса»; Областной центр молодежи и студентов.

(По данным департамента образования и науки Кемеровской области).

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/61466.html

Министерство образования и науки РФ планирует увеличить число школ для одаренных детей и упорядочить их деятельность.

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: