Войти на сайт

Акциз в пользу контрафакта?

Фото © kuzbass85.ru

Рост акцизов, инициированный федеральными властями, получил обратный от ожидаемого эффект — потребитель стал покупать контрафакт.

Антиалкогольная политика федеральной власти, в первую очередь рост акцизов и ужесточение законодательства о рекламе, вместо благой цели – пропаганды здорового образа жизни и пополнения региональных бюджетов — возымела эффект обратный: отчисления в областную казну снижаются, а население перешло с подорожавшей качественной водки на суррогаты, самогон и контрафакт.

Не конкуренты, а партнеры

В Кузбассе четыре предприятия занимаются производством сорокаградусного напитка. Казалось бы, жесткая конкуренция идет только на пользу потребителю. И еще несколько лет назад так оно и было. Но сейчас ситуация поменялась: легальные производители вынуждены признать, что конкурировать на кузбасском рынке им приходится не друг с другом, а с производителями контрафакта, самогонщиками, продавцами разбавленного спирта — одним словом, с теми, кто готов продавать водку населению без уплаты акциза и без гарантии качества напитка. По оценке Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФФРА», объем теневого рынка крепкого алкоголя в России в этом году составил порядка 65 процентов. По оценкам компании «Синергия Маркет Восток», эта цифра чуть меньше – около 50%.

Но, в любом случае, все эксперты сходятся в одном: рост акцизов сыграл злую шутку с региональными производителями и создал предпосылки для того, чтобы население начало употреблять «водку из-под полы». Даже таким титулованным игрокам алкогольного рынка, как, например, снискавший мировую известность Мариинский ликеро-водочный завод, сейчас выживать непросто. По словам заместителя директора департамента маркетинга по производственному маркетингу и спецпроектам ООО «Синергия Маркет Восток» Татьяны Лугодиной, в этом году объем производства на предприятии сократился на 13%.

Это при том, что здесь предприняли все шаги, чтобы не сбавлять темпов производства. Так, если в прошлом году доля экспорта МЛВЗ составляла 17%, в 2014-м – уже 22%. Плюс добавились рынки сбыта в других регионах. Качество продукции мариинцев никто не оспаривает. Но вот парадокс: в Кемеровской области объем продаж предприятия в этом году сократился на четверть! Соответственно на 25% меньше налогов поступит в местный бюджет. «Это происходит потому, что мы вынуждены конкурировать не с коллегами, а с производителями контрафакта», – уверена Татьяна Лугодина. Арифметика простая: если сейчас, с учетом августовского повышения акцизов, минимальная цена бутылки водки в розничной сети должна составлять 220 рублей, из которых 118 рублей – только акциз и НДС, прибыль у предприятия остается минимальной. Часто это даже не покрывает производственных затрат. А если посчитать прибыль оптовика, отчисления торговым сетям, затраты на упаковку, колпачок, этикетку и марку, приходится увеличивать и стоимость бутылки сорокаградусной жидкости. «Акцизы растут несопоставимо ни с уровнем зарплат, ни с ростом инфляции. И мы понимаем, что потребитель не готов сегодня покупать водку за 300 рублей, когда покупателю, которого знают в лицо, скажем, в небольшом магазине, всегда могут предложить бутылку водки за 100 рублей», — продолжает Татьяна Лугодина.

Чем меньше, тем проблем больше

На других предприятиях ситуация еще сложнее. Как рассказала генеральный директор ООО «Сибирская водочная компания» Мария Климчук, несмотря на модернизацию оборудования, открытие собственных представительств в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Москве и увеличение доли экспортных поставок с 7% до 10%, «возможности работать нет» — продажи резко упали. Мощности предприятия в первом квартале этого года были задействованы всего на 7%, во втором – на 22%. «Если раньше мы планировали, что в этом году больше 1 млрд акциза заплатим, то сейчас выходит — порядка 680 млн, — говорит Мария Климчук. — Наши люди вынуждены уходить в отпуска, что создает напряженную социальную атмосферу в Мариинске». Еще хуже приходится новичкам. Как рассказала генеральный директор ООО «Ликеро-водочный завод «Кузбасс» Анна Николаиди, объем продаж по сравнению с годом прошлым уменьшился минимум в два раза. «Мы не можем найти общего языка даже с местными оптовыми базами и сетями. Объемы производства у нас невелики, а следовательно, и затраты больше. Самая минимальная цена бутылки водки, по которой мы можем отдать ее оптовикам, — 176 рублей за бутылку. И даже мне, директору завода, клиенты говорят: а вот мне предложили водку по 130 рублей! Конечно, речь идёт о контрафакте», — говорит она.

Надеясь на сознательность

Пока федеральный законодатель не очень-то прислушивается к региональным игрокам. Несмотря на то, что в 2015 году рост акцизов на алкоголь решено оставить на прежнем уровне, по мнению участников рынка, было бы действеннее снижать акцизные ставки, а также ужесточить ответственность за продажу контрафакта. Как рассказала председатель некоммерческой организации «Кузбасский алкогольный союз» (КАС) Анастасия Танасюк, производители решили заручиться поддержкой в этом вопросе и со стороны областной власти. Так, в начале сентября в адрес председателя кузбасского облсовета Евгения Косяненко было направлено письмо с просьбой объединить усилия общественности, производителей и полиции. В рамках проекта «Народный контроль» представители КАС предлагают организовать рейды в те торговые точки, которые уже были уличены в продаже контрафакта, но, получив минимальные штрафы, вновь вернулись к прибыльному нелегальному бизнесу. Также депутатам предложено воспользоваться опытом Красноярского края. «Там разработаны механизмы поступления дополнительных доходов от деятельности оптовых компаний-трейдеров алкогольного рынка с помощью метки качества. Данный опыт необходимо перенять и Кемеровской области», — сообщила Анастасия Танасюк. По ее словам, данная инициатива уже получила одобрение депутатского корпуса и не исключено, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативные акты.

Тем не менее основная надежда производителей – на сознательность кузбассовцев, которые не будут рисковать собственным здоровьем, покупая «разливной Хенесси» или дешевую «паленку» из-под полы. И это уже вопрос больше этический. Когда российский человек поймет, что лучше не пить вовсе, чем употреблять продукт сомнительного качества, могут пройти годы. Доживет ли до этого времени региональный производитель? Вопрос риторический.

 

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/62202.html

Рост акцизов, инициированный федеральными властями, получил обратный от ожидаемого эффект — потребитель стал покупать контрафакт.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: