Последние новости:
Кузбассовцев, решивших отказаться от сигарет, становится больше, сообщает областная массовая газета «Кузбасс».
Лед тронулся
Уже квартал минул с тех пор, как вступил в силу последний «пакет» антитабачных норм, установленных знаменитым федеральным законом. Напомним: большинство его положений начали действовать еще в июне 2013 года. Тогда многие полагали, что если закон и не окажется «мертворожденным», строгость его все равно будет «скомпенсирована» необязательностью исполнения (что для России не редкость). Но этого не случилось.
«Говорить о том, что за год мы добились кардинального снижения потребления табака среди кузбассовцев, рано, – честно признает Ирина Полянская, главный специалист департамента здравоохранения по профилактической медицине. – Данные ежегодной диспансеризации взрослого населения свидетельствуют, что курящих у нас по-прежнему около 40%. А вот среди подростков динамика хорошая. Отдел медицинской профилактики Кемеровского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины уже много лет проводит мониторинг распространения курения в подростковой среде. В 2001—2002 учебном году в Кузбассе ежедневно курили 22,4% ребят (33,6% мальчиков и 11,2% девочек). В 2011—2012 году средний показатель понизился до 16,5%. Цифры минувшего учебного года пока обрабатываются, но уже ясно, что они будут ниже».
Ирина Полянская отметила, что порядки и стандарты оказания медицинской помощи желающим отказаться от курения, разработанные Мин-здравом еще год назад, до сих пор не утверждены. Когда ситуация поменяется, кабинеты отказа от курения появятся во всех территориальных поликлиниках. Пока же эту работу проводят только наркологические медучреждения области (в Кузбассе их, напомним, 9. – Ред.) и центры здоровья, где организованы «школы отказа от курения».
Нарастающий итог
«У нас есть оборудование, которое буквально воочию демонстрирует курильщикам, насколько их легкие загрязнены никотином. Это производит впечатление, – комментирует руководитель центра здоровья в Междуреченске Галина Иванова. – В отличие от «школы гипертоников», например, где одновременно могут заниматься до 15 человек, курильщики требуют индивидуального подхода, врач работает с двумя-тремя максимум. В целом за месяц через нашу «школу» проходят до 20 человек. А за весь 2013 год прошел 261. В итоге 13% отказались от вредной привычки, в том числе и курильщик с 40-летним стажем, который в последнее время выкуривал до 40 сигарет в день».
Евгения Динова, руководитель Кемеровского центра здоровья, отмечает, что в прошлом году к ним обратились 166 желающих бросить курить. Курс заместительной терапии (работа с психологом плюс таблетки, снижающие тягу к сигаретам, плюс физиопроцедуры) согласились пройти лишь 27%. А достичь желаемого смогли единицы. В этом году цифры оптимистичнее: за 8 месяцев за помощью обратились 104 курильщика, 35% были переведены на заместительную терапию, 5% уже отказались от сигарет.
У врачей Кемеровского наркодиспансера, изначально ориентированных на лечение химических зависимостей, результаты более впечатляющие: за весь прошлый год к ним обратились 164 человека, 15 из которых затем прервали лечение, а 149 (почти 91%) до сих пор пребывают в ремиссии. За 6 месяцев текущего года к наркологам пришли уже 132 курильщика. «В качестве мотива отказа от курения начал звучать и такой, как… удорожание сигарет», – уточняет главврач КОКНД Андрей Лопатин.
Между едой и сигаретой
Накануне введения запрета на курение в общепите (норма, напомним, действует с 1.07.2014 г.) многие эксперты прочили, что посещаемость и выручка в этом сегменте бизнеса резко упадут. Насколько драматична ситуация в Кузбассе?
Этот вопрос я задала представителям разных «едальных» заведений Кемерова, от фаст-фудовских до премиум-класса. Большинство ограничились общими словами о том, что запрет на курение они стараются компенсировать повышением качества обслуживания…
Асия Кирилишина, директор ресторана «Авиатор», была искренней: «Падение выручки (20-30%) я связываю еще и с общей экономической ситуацией в стране. Хотя дискомфорт некоторые гости, несомненно, испытывают (соотношение курящих и нет у нас 50 на 50), а «зимний» дискомфорт будет гораздо более ощутимым. Но в результате потребление табака, видимо, действительно уменьшится, взрослые люди, не привыкшие «прятаться по кустам», скорее всего, придут к решению бросить эту привычку. До сих пор серьезных проблем с гостями нашего ресторана по поводу запрета на курение не было. На моей памяти – лишь два незначительных случая…»
С медиков – особый спрос
Запрет на курение в больницах был введен еще год назад. Однако выполняется он отнюдь не повсеместно. Поэтому Росздравнадзор России уже предупредил о грядущих широкомасштабных проверках учреждений здравоохранения, специально подчеркнув, что наказывать штрафами будут не только пациентов-нарушителей, но и медиков тоже. А поскольку с 1 июня 2014 года все «курилки» в России, даже оснащенные мощнейшими вытяжками, объявлены вне закона, врачам, желающим организовать себе перекур, придется выйти не просто из здания – за территорию больницы.
Руководитель территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области Галина Чеберякова уточнила, что в этом году проверок не будет, а график на 2015 год уже составляется и согласовывается с прокуратурой. В плановый список попадут десятка полтора медучреждений. (Тогда как государственный сектор здравоохранения Кузбасса объединяет около 200. – Ред.). Но по жалобам граждан проверяющие могут прийти и внепланово. Сотрудники Рос-здравнадзора, кстати, наделены полномочиями выписывать штрафы за административные правонарушения. Курильщика они смогут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. Должностное лицо за отсутствие специальных запрещающих знаков – на сумму от 10 до 20 тыс. руб. А «вилка» штрафа для юрлица составит от 30 до 60 тыс. руб…
Впрочем, ряд главврачей Кузбасса еще до принятия антитабачного закона объявили свои учреждения зоной, свободной от курения. В их числе и Михаил Малин, руководитель клинической поликлиники №5 г. Кемерово. «Дым из «курилок» тянуло в кабинеты. И года три-четыре назад мы ввели полный запрет на курение в стенах поликлиники, постепенно ужесточая его, – рассказывает главврач. – Сначала предложили медперсоналу снимать халаты, когда выходят покурить на улицу, все-таки медики должны подавать пример здорового образа жизни. И они стали ходить в гражданской одежде. Но табачный запах сохранялся, и эту меру сочли половинчатой, запретив курение вообще. Курильщикам было объявлено, что заявления на матпомощь в связи с болезнью могут не писать. Почему коллектив должен заботиться о них, если сами они не хотят подумать о своем здоровье?»
Кстати, сегодня уже на уровне департамента здравоохранения обсуждается вопрос о том, чтобы внести в шаблон трудового договора пункт, в соответствии с которым за курение на рабочем месте на сотрудника мед-учреждения будет налагаться взыскание.
Кузбассовцев, решивших отказаться от сигарет, становится больше, сообщает областная массовая газета «Кузбасс».