Последние новости:
Чтобы купить правильный продукт, нужно включать… мозг. Корреспондент газеты «Кузбасс» выяснял, что нужно делать, чтобы не попасться на удочку недобросовестных продавцов.
«Союз пчелы и орала» – под таким заголовком в «Кузбассе» был опубликован материал о «войне», объявленной местными пчеловодами заезжим «медовым» мошенникам. По мнению Союза пчеловодов Кузбасса, гастролируя по стране, «медовые ярмарки» обманывают покупателей, в том числе выдавая за натуральный мёд медовый продукт.
Вместе с Алексеем Матюшкиным, председателем Союза пчеловодов Кузбасса, попытаемся понять схему мошенничества.
В 2010 году в Кемерово приехал «Фестиваль мёда» – четыре десятка торговых палаток с мёдом из самых известных медовых уголков России.
— Уже тогда мы поняли, — вспоминает Матюшкин, — что там далеко не все были пчеловодами, а по большей части предпринимателями. На прилавках мы впервые увидели странный мёд: он был очень нежный, взбитый. Позднее оказалось, что это «крем-мёд»…
Как получают «крем-мёд»? Дешевые сорта меда – крупнозернистого, часто недозрелого, не соответствующего
ГОСТу и поэтому пригодного только в переработку, – греют, взбивают в специальных машинах, вмешивают для закваски мёд мелкой кристаллизации, перетирают. Добавляют ароматизаторы, красители, усилители вкуса, стабилизаторы – и те, кто попробует готовый продукт, потом ищут его, словно медовые наркоманы: «А у вас есть мёд с маточным молочком? А мёд сосновый?» На самом деле это медовый продукт с добавлением живицы сосны. Продукт переработки, а не натуральный продукт, полученный от пчелы и не подвергшийся какому-либо воздействию.
Несколько лет такие ярмарки наезжали в область периодически, но не в сезон, когда на рынок массово выходил местный мёд. А в этом году дело было поставлено на поток, и они зачастили к нам с весны, сменяя друг друга.
Местный производитель оказался неконкурентоспособным перед лицом такого массового обмана. Тем более что гастролеры не брезгуют ничем — от обещаний вылечить мёдом любые заболевания до второго килограмма в подарок. «Экономика» такого предложения проста: «левый» мёд «от всех болезней» за тысячу рублей плюс подсолнечниковый мед, красная цена которому 150 рублей, в среднем обходятся покупателю в 575 рублей за кило. В это время цена кузбасского натурального меда на губернаторских ярмарках – 240 рублей за килограмм…
Сколько на самом деле стоит завозной продукт?
В любой завозной партии есть мёд настоящий и медовые продукты. Отпускная цена на вторые с завода по производству и купажированию мёда, расположенного в г. Россошь Воронежской области (ООО «Русский мёд»), – 140 рублей. Цена медового сырья для «крем-мёда» – 50-60 рублей. Максимальная цена завозного «мёда», зафиксированная нами на ярмарке в Кемерове около «Лапландии», – 2500 рублей.
Ярмарки мобильны и готовы реагировать на любой спрос. Так, после сюжета, показанного по центральному телевидению о лечебных свойствах мёда расторопши (похожее на чертополох растение, которое в больших количествах не растет), буквально через день заезжие продавцы стали предлагать и его…
— На предыдущей ярмарке мы встретили, например, «мёд кандыковый», какого в природе не существует, и «мёд боярышниковый», — рассказывает Матюшкин. – А цветы боярышника пахнут тухлым мясом и опыляются жуками-падальщиками. Спрашиваю: «А как вы получили такой мёд?» – но они не пчеловоды, а предприниматели, они таких тонкостей не знают, отвечают: «Не знаем, но всё точно!» Пробуем – ярко выраженный гречишный вкус, это ясно даже без анализа, он нам знаком: мы пробуем мёд друг у друга, можем определить яркие сорта – липа, гречиха, подсолнечник… Считается, что плоды боярышника полезны при сердечных заболеваниях – и цена вместо 200 рублей за гречишный вырастает до 800! Конечно, человек купит его, будет есть по ложечке и верить в улучшение. Но это не натуральный мёд, а продукт переработки…
Попытки Союза пчеловодов Кузбасса обращаться в контролирующие органы оказались малопродуктивными: как только у очередной «ярмарки» брались пробы продукции для анализа – она снималась и съезжала в неизвестном направлении. А на смену ей приезжала новая «ярмарка» с чистой репутацией.
— Когда встала такая проблема, — объясняет Матюшкин, — мы поняли, что нам надо обращаться к людям и решать эту проблему только сообща. У нас у всех пасеки, мы не можем на неделю или две всё бросить и воевать. Поэтому составили график дежурств, приезжаем к таким ярмаркам по двое, один – с мегафоном, объясняем людям, чем отличается мёд натуральный от медового продукта… Рядом ставим специальный столик, на котором представлены образцы кузбасского мёда – не для продажи, а для пробы и ознакомления с продукцией местных пчеловодов. Озвучиваем цену, места продаж, даем контактные телефоны. Мы здесь, мы не сбежим, мы готовы отвечать за наш мёд…
Так что если вдруг вы увидите на улице фермерский фургон с яркой надписью: «ВНИМАНИЕ! Вас ДУРАЧАТ! Здесь продается не мёд, а медовый продукт…», если вдруг услышите усиленное мегафоном: «Это не настоящий мёд!», то перед вами очередной патруль активистов Союза пчеловодов Кузбасса. И рядом с ними – завозной медовый продукт, который вам продадут в несколько раз дороже его настоящей цены как натуральный.
За руку вас держать никто не будет, не терпится – покупайте. Но, если включить мозг, то можно не совершить не очень умный поступок…
Чтобы купить правильный продукт, нужно включать… мозг. Корреспондент газеты «Кузбасс» выяснял, что нужно делать, чтобы не попасться на удочку недобросовестных продавцов.