Последние новости:
На заседании Рельсовой комиссии металлурги и железнодорожники обсуждали вопросы улучшения качества рельсов. Для Кузбасса это знаковое событие, ведь основным их поставщиком в России является новокузнецкий Евраз ЗСМК.
Наследие графа Витте
Рельсовая комиссия проходила 8-9 октября в Новокузнецке уже второй год подряд. И металлурги южной столицы Кузбасса считают особой честью, что именно им довелось принимать у себя, пожалуй, самый масштабный и к тому же юбилейный форум металлургов и железнодорожников.
Отметим, что межведомственная Рельсовая комиссия проходила уже в 130-й раз. Это наиболее авторитетное мероприятие отрасли путевого хозяйства. Еще в конце XIX века министр граф Сергей Витте и профессор, металлург Владимир Грум-Гржимайло инициировали ее создание: уже тогда назрела необходимость в диалоге железнодорожников и производителей рельсов. Нужно было, чтобы железные дороги России были безопасными и качественными.
Традиция эта имеет продолжение по сей день. Только границы ее, в буквальном смысле слова, расширились. В Новокузнецк приехали не только российские специалисты, эксперты и ученые, но и металлурги из-за рубежа. Причем таких известных компаний, как Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation (NSSMC, Япония) и Voestalpine (Австрия) – это ключевые компании, производящие рельсы. И продукция новокузнечан не уступает им по качеству. Советник президента ОАО РЖД Владимир Воробьев заявил: «Сегодня можно смело сравнивать качество наших рельсов с рельсами лучших железнодорожных аналогов. В последние годы на ЕВРАЗ ЗСМК шла реконструкция. Многое предстоит сделать, но главную задачу, которую ставили российские железнодорожники, новокузнецкие металлурги выполнили».
Еще надежнее!
Хотя вопрос о качестве рельсов для экспертов, что называется, из числа вечных. Потому научные доклады и россиян, и иностранцев касались, в первую очередь, научных разработок и новых технологий. Так, эксперт из Японии Коихиро Матсушита рассказал о новой технологии производства заевтиктоидных рельсов, особо прочных, с высоким содержанием углерода. Как известно, металл меняет свойства при различных температурах плавления. Представители Японии, одной из самых высокотехнологичных стран, используя нанотехнологии, уже могут управлять этим процессом, добиваясь особой прочности рельса. О рельсах из высокопрочной бейнитной стали, имеющих высокое сопротивление к усталостному разрушению поверхности, рассказал и Франк Норберт, главный инженер Voestalpine.
Российские ученые также представили ряд своих собственных разработок.
Новокузнечане в долгу не остались и сообщили о собственных амибициозных планах. Так, директор ЕВРАЗ ЗСМК по операционной деятельности дивизиона «Железнодорожный прокат» Алексей Головатенко заявил о планах освоения производства рельсов низкотемпературной надежности, которые могут эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера. По словам экспертов, такая технология не имеет аналогов в мире.
«Это рельсы, которые могут эксплуатироваться при температуре от минус 50 до плюс 40 градусов. Ни одна страна в мире не проводит испытания при температуре минус 50 на ударную вязкость», — отметил сопредседатель НП «Рельсовая комиссия» Константин Волков.
Работать без брака!
Но речь на форуме шла не только о хорошем. Так, представитель РЖД Максим Штайгер упрекнул металлургов в большом количестве брака. По его словам, с запуском нового производства на ЗСМК число рекламаций от железнодорожников металлургам снизилось. Зато специалисты РЖД отмечают увеличение числа рельсов с поверхностными дефектами, несоответствием длины, отсутствием бортовых отверстий и т.д. «Более 500 тонн рельсов за восемь месяцев этого года было забраковано», — отметил Штайгер.
Здесь у железнодорожников вопросы возникают, в первую очередь, к системе контроля.
«Визуальный осмотр для 25-метровых рельсов осуществляется с высоты человеческого роста, как и в начале ХХ века, – негодовал Максим Штайгер. — Во всем мире по рельсам не ходят! А у нас люди не боятся ходить по подошве рельса, когда они лежат головкой вниз». Он выразил надежду, что когда-нибудь ситуация изменится.
Представители ЗСМК с замечаниями согласились. При этом, комментируя большое количество брака рельсовой продукции, отметили, что связано это, в первую очередь, с тем, что новое производство было запущено только в прошлом году, и все это время производилась «отладка и шлифовка» оборудования и производственного процесса. В будущем все дефекты будут исправлены. Тем более что сейчас мощности ЗСМК позволяют производить рельсы любого вида — от российских железнодорожных и трамвайных до рельсов по евронормам и американскому стандарту. Сейчас новокузнецким металлургам работать с иностранцами позволяют и мощности. Так, российские железнодорожники в будущем году планируют купить у ЗСМК порядка 500 тысяч тонн рельсовой продукции (из них, по словам Владимира Воробьева, порядка 50-60% — стометровых рельсов). А завод способен выпускать почти в два раза больше. Потому металлурги Новокузнецка заинтересованы в заказах. В том числе из-за рубежа.
Дружить без санкций!
Отметим, что взаимные санкции, которыми сейчас обмениваются Россия и ряд западных стран, к счастью, металлургическую отрасль миновали. И сталевары готовы к конструктивному диалогу с заказчиками вне зависимости от прописки. Это Франк Норберт подтвердил корреспонденту «Кузбасса». «В случае, если наши интересы пересекаются, мы готовы сотрудничать», — заявил он.
Собственно, подтверждением тому является и сам факт присутствия ведущих иностранных металлургических компаний на российском форуме.
Ведь, по сути, и сталевары, и железнодорожники заинтересованы в одном: нам всем нужны современные, безопасные и надежные железные дороги.
На заседании Рельсовой комиссии металлурги и железнодорожники обсуждали вопросы улучшения качества рельсов.