Последние новости:
Существуют огромные возможности полезного использования побочных продуктов сжигания угля.
Хотя рядовой потребитель топлива даже не задумывается о том, каким образом зола и шлаки могут быть переработаны. Пока только ученые и некоторые производственники вели разговор об этом – на Межрегиональной конференции в Кузбасском технопарке 27 ноября.
Суть разговора обозначил в самом начале гость из Москвы Вячеслав Путилов, профессор, академик Академии промышленной экологии, директор Московского энергетического института. Он отметил рост в Кузбассе количества золоотвалов, загрязняющих воду и воздух. Но при условии переработки отвалов золошлаковые материалы могли бы стать выгодным товаром, который можно использовать при изготовлении стройматериалов, строительстве дорог, для рекультивации нарушенных земель, при тушении природных очагов пожаров. Даже в сельском хозяйстве применимы некоторые виды золы с высоким содержанием калия.
Однако в целом россияне используют продукты переработки золоотвалов на 10%, это катастрофически мало в сравнении с той же Германией, где то же самое используют на все 100%. В чем причина?
Как отметили многие выступающие, наша нормативно-правовая база является серьезным тормозом, так как безнадежно устарела.
А пока только компаниями ТЭК накоплено в золоотвалах 1,3 млрд тонн отходов, но извлекается в оборот ежегодно только 2,5 млн тонн.
Что уже умеем?
Ростки передового опыта в переработке золошлаков надо брать на вооружение тем, кто еще не понял выгоды.
В Сибирской генерирующей компании, в частности, вовлечение золошлаков в хозяйственный оборот практикуют давно и успешно. Как в Красноярском, Барнаульском филиалах компании, так и в Кузбасском. Андрей Николаев, начальник Управления реализации вторичных и возобновляемых ресурсов Кузбасского филиала СГК, отметил, что реализация золошлаковых материалов в последние три года в компании стабильно растет. По общему использованию золошлаков объем реализации в Красноярском филиале компании в 2014 году составляет почти 582 тыс. тонн, в Кузбасском филиале – более 260 тыс. тонн.
Такие показатели достигнуты в основном благодаря крупнотоннажному использованию золошлаковых материалов. В СГК его применили, в частности, при рекультивации земель и капитальном строительстве золоотвала на Назаровской ГРЭС. Здесь ушло на эти цели сразу 556 тыс. тонн. А в Кузбассе крупнотоннажное использование было при строительстве дамбы, перемычки на золоотвалах Беловской и Томь-Усинской ГРЭС. При реконструкции золоотвалов в Кузбассе было израсходовано за два года 330 тыс. тонн золо-шлаковых материалов.
А какой прекрасный стройматериал получается из сухой золы или золошлаковых смесей! Среди кузбасских потребителей такой продукции – «Сибирский цемент», который забирает этот материал у Ново-Кемеровской ТЭЦ и намерен брать еще и у Кемеровской ГРЭС.
Сибирская генерирующая компания выступила с предложением к Федеральному дорожному агентству использовать золошлаковые материалы Кемеровской ГРЭС и Ново-Кемеровской ТЭЦ при строительстве так называемого «Северного обхода» города Кемерово – федеральной трассы М-53 «Байкал», что позволит сэкономить бюджету до 120 млн руб., а энергетикам на 800 тыс. тонн сократить общее накопление золошлаков в Кемерове.
Перспективы
Но есть и еще множество инновационных проектов. Среди реализованных СГК – производство алюмосиликатных микросфер из легкой фракции золы уноса. Этим занято производственное подразделение «Специальные материалы», что на территории Беловской ГРЭС. Продукция предприятия – мелкое, легкое, сыпучее, предельно сухое вещество с уникальными свойствами – востребована в самых разных отраслях промышленности в России и за рубежом.
Есть также предложение ученых по очистке обгоревших газов, получению из них азотных удобрений. А есть даже наработки по извлечению из золы магнеститового и золотосодержащего концентрата, но пока такой проект слишком дорог.
А вот производство стройматериалов уже хорошо изучено и освоено. Изготовление сухих строительных смесей, кирпичей, пенобетона с использованием ЗШМ уже налажено на Алтае, в Красноярском крае, Кузбассе. В Томске уже пробуют изготовление пеностекла.
Андрей Николаев дал понять, что поэтапный переход к товарному использованию всех компонентов золошлаков, к концепции бережливого производства в настоящее время является экономически оправданным и технически возможным.
Существуют огромные возможности полезного использования побочных продуктов сжигания угля.