Последние новости:
О том, какие изменения происходят в работе судебных приставов, разбиралась корреспондент газеты «Кузбасс» Евгения Райнеш.
Развязали руки
– Весь прошлый 2014 год наш закон изменялся наряду с Административным кодексом РФ, – объясняет Дмитрий Ткаченко, и.о. главного судебного пристава Кузбасса. – Прежде всего, были введены новые институты – такие как исполнительный розыск. И самое главное – добавились основания для розыска детей. В Кемеровской области такие дела мы ещё не инициировали и не возбуждали, но на территории России такая практика уже есть. Это те случаи, когда ребятишек незаконно увозят за границу. Процессуально-исполнительный розыск дал право приставу по розыску входить в жилое помещение, осматривать, проводить мероприятия наравне с правоохранительными органами (за исключением оперативно-разыскной работы). Также внесено изменение в законодательство о том, что мы не можем проверять имущественное положение лиц с задолженностью до трех тысяч рублей.
Совсем недавно в законе появилось понятие самостоятельной реализации имущества должников. Приставы констатируют, что раньше было много жалоб по этому вопросу: почему человек сам не может продать арестованное имущество по рыночной цене?
Сегодня эти вопросы сняты. Если стоимость арестованного имущества составляет до 30 тысяч рублей за единицу, судебные приставы предлагают должнику взять эти вещи на самостоятельную реализацию. В течение десяти дней после ходатайства о самостоятельной реализации должник направляет приставам договор о купле-продаже и денежные средства от продажи этого имущества. Сейчас прорабатывается вопрос об увеличении стоимостного порога до 70 тысяч рублей.
Кстати, наша региональная служба судебных приставов сегодня один из лидеров России по самостоятельной реализации. За прошлый год в Кузбассе должниками было продано своего добра на сумму более 70 миллионов рублей (а всего от реализации арестованного имущества в 2014-м получено 467 млн 852 тысячи рублей).
Штрафов – вдвое больше
Также за прошлый год, согласно материалам ведомства, судебными приставами Кемеровской области было произведено 5272 ареста имущества должников (в 2013 году – 7264). Самым крупным стал арест здания торгового дома и земельного участка должника по кредиту в Новокузнецке: стоимость этого имущества составила 18 млн 577 тысяч рублей. В числе других «весомых» случаев – 663 арестованных единицы недвижимости и 826 автомобилей.
– На одного судебного пристава-исполнителя в Кемеровской области в прошлом году приходилось 4,7 исполнительных производства в день при среднероссийском показателе 3,8, – подчеркивает Дмитрий Геннадьевич. – И при такой высокой нагрузке мы занимаем 11-е место в стране. Всего за прошлый год мы перечислили в консолидированный бюджет более двух миллиардов рублей. Это на 16 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Колоссальное увеличение перечислений в бюджет составили административные штрафы: 398 миллионов рублей за 2014 год, это практически в два раза больше в сравнении с 2013-м.
Алиментные страсти
Из 48994 исполнительных производств о взыскании алиментных платежей окончено и прекращено 20388.
– Мы начали сравнивать данные, чтобы посмотреть, какова доля алиментщиков в общей численности жителей нашей области, – рассказывает Дмитрий Ткаченко. – По моим данным, например, в Белове каждый 48-й – алиментщик. Более стабильная ситуация в Гурьевске, там – каждый 150-й. Основные меры воздействия к этой категории граждан мы применяем следующие. За злостное неисполнение решения суда в прошлом году мы привлекли к уголовной ответственности две тысячи должников. Из них реальное лишение свободы приговором было назначено 15 должникам. Также этой категории граждан было вынесено 6308 постановлений об ограничении выезда за пределы РФ. Кстати, после ограничения выезда 73 человека сразу погасили задолженность на общую сумму более чем семь с половиной миллионов рублей.
А еще в прошлом году в нашем регионе впервые было возбуждено девять уголовных дел против представителей предприятий, которые «забыли» про исполнительные листы.
– Раньше в подобных случаях мы привлекали таких сотрудников к административной ответственности, – объясняет Дмитрий Ткаченко, – хотя, по сути, подобные действия должностных лиц препятствуют выполнению решения суда. Поэтому они подпадают под действие статьи Уголовного кодекса. И если административный штраф за подобное нарушение составляет 15 тысяч рублей, то уголовный штраф может достигать двухсот тысяч.
За границу против воли
За 2014 год из Кузбасса судебные приставы принудительно отправили на родину 384 иностранца. Большинство нелегалов приехали в наш регион из Таджикистана – 130 человек, еще 129 непрошенных гостей отправлены назад в Узбекистан. Также статистика учитывает 63 возвращенных на родину киргиза, 27 азербайджанцев, 22 армянина и 11 китайцев. Зафиксирован и один случай выдворения гражданина Грузии.
Тем временем
Минюст России приступил к разработке законопроекта, которым предусматривается выделить судебных приставов в отдельный вид государственной службы – в связи с осуществлением ими правоохранительных функций. Это позволит урегулировать особенности прохождения судебными приставами госслужбы и предоставления им социальных гарантий.
О том, какие изменения происходят в работе судебных приставов, разбиралась корреспондент газеты «Кузбасс» Евгения Райнеш.