Войти на сайт

Кто ответит по долгам?

Фото © kuzbass85.ru

Неплатежи клиентов – головная боль для любого бизнеса, будь то мелкий или крупный. Но в случае, когда существенный рост дебиторской задолженности наблюдает гарантирующий поставщик электроэнергии в регионе, проблема приобретает особые масштабы.

Ситуация с долгами потребителей вызывает сегодня тревогу у руководства ОАО «Кузбассэнергосбыт». Особняком стоит вопрос «мертвого груза» — роста дебиторской задолженности тех предприятий Кузбасса, которые находятся на стадии ликвидации или уже официально ликвидированы. Дело в том, что такие «призрачные» долги получить крайне тяжело даже после взыскания долга в судебном порядке. Как правило, ликвидируемые предприятия опутаны сетью различных обязательств, и выплата долгов за электроэнергию стоит у собственников не первым пунктом на очереди к выполнению и даже, увы, не вторым. А тем временем недополученные энергосбытовой компанией средства накапливаются. Последствия этого могут быть крайне неблагоприятными для региона в целом, вот почему так важно найти решение проблемы как можно скорее.

Без права отказа

Электроэнергия – товар специфический. Потребители сначала используют его и только потом расплачиваются. Причем временной разрыв между двумя этими событиями зачастую оказывается очень большим. Конечно, поставщик энергии не может ждать столько, ведь он обязан расплатиться за приобретенный на оптовом рынке ресурс и услуги по передаче энергии сетевыми компаниями как можно быстрее, чтобы в свою очередь не оказаться в числе должников и не утратить доверие партнеров. Дело в том, что на оптовом рынке сегодня действует система финансовых гарантий: нарушение сроков оплаты хотя бы раз за три месяца ведет к необходимости подобную гарантию предоставить. Нет гарантии – ставится вопрос о лишении компании статуса субъекта оптового рынка и гарантирующего поставщика. Потерять статус гарантирующего поставщика в ближайшем будущем можно будет и за долги перед сетями – сейчас сетевые компании инициируют ужесточение законодательства в этом направлении.

Приходится изыскивать средства в любом случае. Особенно сложно в этом отношении гарантирующим поставщикам — а именно к ним относится ОАО «Кузбассэнергосбыт». Напомним, в отличие от независимых сбытовых компаний гарантирующий поставщик не имеет права отказать в заключении договора ни одному потребителю, даже если тот явно неплатежеспособен. В результате «Кузбасс-энергосбыт» вынужден принимать на обслуживание самых крупных неплательщиков региона – выступать в роли «поставщика последней надежды». Рост дебиторской задолженности в этих обстоятельствах неминуем. Чтобы это компенсировать, «Кузбасс-энергосбыт» использует кредитные средства, но в связи с нынешним непростым положением дел в экономике привлечение кредитов тоже представляет определенную сложность.

С ростом долгов – а на 1 июня 2015 года дебиторская задолженность потребителей перед компанией «Кузбассэнергосбыт» составляет 2 миллиарда 674 миллиона рублей — привлекать кредитные ресурсы приходится все в большем объеме. Здоровой такую ситуацию назвать нельзя.

Заимствованных средств тоже оказывается недостаточно. Как итог – с недавнего времени у компании появились долги перед сетями, а чем это чревато в перспективе для гарантирующего поставщика, уже упоминалось выше.

Особая сложность

Угрозы остаться без «поставщика последней надежды» в Кузбассе пока нет. «Кузбассэнергосбыт» справляется со своими обязательствами на оптовом рынке и бесперебойно снабжает регион электроэнергией. Но энергетики понимают, насколько неразумно жить одним днем. Они смотрят в будущее, которое в связи с темпами роста дебиторской задолженности потребителей внушает беспокойство. Только с начала 2015 года она увеличилась на 349 миллионов рублей.

Значительную часть в структуре общего долга занимают средства, взыскание которых представляет особую сложность. Это уже упомянутые долги ликвидированных и находящихся в стадии ликвидации предприятий. Так, весь долг предприятий ЖКХ, занимающихся поставкой потребителям коммунальных ресурсов – тепло- и водоснабжением и водоотведением — составлял на 1 июня 2015 года 789 миллионов рублей. 15% этой суммы, 115 миллионов, приходится на задолженность уже ликвидированных предприятий, 10% (76 млн рублей) — на тех, кто находится в процессе ликвидации. В основном речь идет о бывших арендаторах объектов тепло- и водоснабжения, особенно в сельских территориях. Сами объекты находятся в собственности муниципалитета. То или иное предприятие изъявляет желание заниматься обслуживанием потребителей, накапливает долги и закрывается… Причем на его место быстро приходит новый арендатор, и история повторяется. Особенно типичен приведенный алгоритм для предприятий ЖКХ Промышленновского и Мариинского районов, и конца этому круговороту пока не видно. Из числа предприятий, которые только готовятся к ликвидации, самый крупный долг у коммунальщиков поселка Яшкино (40 млн рублей в общей сложности) и Чебулинского района (16 млн).

Ситуация с угольными предприятиями также стоит очень остро. 89% всего долга, который составляет 163 млн рублей, – это задолженность шахт, находящихся в стадии консервации или подготовки к закрытию. Закрытие шахты – процесс, который может занять годы. И все это время на объекте продолжают работать аварийное освещение, вентиляция и водоотлив – то есть продолжает потребляться энергоресурс, за который никто не платит…

Самым крупным должником является ОАО «Ш/У Анжерское» (сумма неплатежей на 1 июня составляла 109 млн рублей), и хотя это предприятие оплачивает текущее потребление энергии, огромный долг говорит сам за себя. Чуть лучше обстоят дела со вторым по масштабам долга потребителем данной категории: ООО «Шахта Коксовая-2» в марте подписало график погашения задолженности и начало избавляться от накопленных неплатежей. Но, к сожалению, и в этом случае стимулом для должника при подписании данного графика было полученное гарантирующим поставщиком судебное решение о понуждении должника к исполнению принятых на себя обязательств по оплате.

Что взять с «призрака»?

Компания «Кузбассэнергосбыт» постоянно держит на контроле ситуацию с потребителями, имеющими задолженность, следит за их попаданием в списки ликвидируемых предприятий и ведет работу по погашению долгов в рамках ликвидации. Даже в самых сложных случаях юристы компании делают все возможное.

Однако процесс возвращения «долгов-призраков» остается очень медленным. И само наличие этих долгов отнюдь не идет на благо бизнес-процессам внутри сбытовой компании – гарантирующего поставщика, а значит, влияет на состояние энергетики региона в целом. Самая эффективная мера борьбы с неплатежами – ограничение поставок электроэнергии — оказывается абсолютно бессмысленной, когда речь идет о возврате долга несуществующим предприятием. Остается верить, что решением станет эффективное взаимодействие бизнеса и власти и принятие мер по совершенствованию механизмов урегулирования финансовых взаимоотношений между поставщиками и потребителями электроэнергии в Кузбассе.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/71023.html

Неплатежи клиентов – головная боль для любого бизнеса, будь то мелкий или крупный. Но в случае, когда существенный рост дебиторской задолженности наблюдает гарантирующий поставщик электроэнергии в регионе, проблема приобретает особые масштабы.

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: