Последние новости:
Хоть над Россией и пронеслись четверть века рыночной экономики, наш народ все еще настороженно относится к бизнесу и бизнесменам. К сожалению, это действительно так. И к еще большему сожалению, многие бизнесмены сами всеми силами укрепляют недоверие общества к себе. В том числе в Кузбассе.
Речь, конечно же, об «оптимизации» налогов, которая стала для предпринимателей такой заманчивой и желанной в эпоху экономического кризиса. В последние пару лет Кемеровская область переживает настоящий расцвет налогоуклонения. Давайте познакомимся чуть ближе с этим зоопарком финансовых чудес.
Убыль организаций
Налог на прибыль организаций — основной источник дохода кузбасского бюджета. Оно неудивительно: промышленный регион, крупные предприятия, десятки тысяч людей копают уголь, льют металл, крутят гайки. В 2011 году бизнес-гиганты обеспечили Кузбассу 48% бюджета. А в прошлом — только 28%. Соответственно, тем людям, чьими руками крупный бизнес сколачивает свои миллиардные состояния, осталось заметно меньше средств на дороги и больницы, детские сады и дома престарелых, уборку улиц и благоустройство городов.
Почти полторы сотни больших компаний, работающих в Кузбассе, уже несколько лет заявляют только об убытках: дохода нет, налоги платить не с чего. Между тем известно, что они просто выводят прибыли из региона через аффилированные коммерческие структуры.
Например, предприятия холдинга с замечательно патриотичным названием «Русский уголь» (руководитель Билан Ужахов) занимаются тем, что перепродают добытый уголь друг другу за бесценок. По документам выходит, что каждая из взаимосвязанных компаний торгует себе в убыток.
И только на конце цепочки московская контора «Русского угля» показывает прибыль почти в два миллиарда рублей. В Кузбассе же у компании за последние три года одни убытки — около полутора миллиардов! Какие с убытков налоги?
Холдинг «Новотранс» берет в лизинг вагоны и тут же сдает их в аренду под перевозку угля. При этом цена аренды на 30% ниже лизинговых платежей. Схема работает годами, убытков за три года — 3,4 миллиарда рублей. Налог на прибыль не платится. Но столичные лизинговые компании процветают. Да и «Новотранс», заметим, почему-то не разоряется. По той же схеме АО «Логистик» в убытках на 600 миллионов рублей и продолжает работать.
Если разомкнуть цепочки уклонения от налогов и заплатить их здесь, в Кузбассе, как положено — никто из воротил бизнеса по миру не пойдет. Но пара процентов прибыли для них важнее благополучия кузбассовцев.
Какой такой НДФЛ?
Налог на доходы физических лиц — едва ли не единственный крупный источник доходов местных бюджетов. В городской казне Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска и других муниципалитетов поступления от НДФЛ составляют почти 70%. Это именно те деньги, которые тратятся непосредственно на комфорт и безопасность горожан. Более того, это те деньги, которые горожане же и заработали!
Кузбасские работодатели высчитывают из зарплат работников положенные 13%… и оставляют себе.
И ладно бы так поступали какие-нибудь мелкие сомнительные фирмочки. Нет. Крупнейшее предприятие ООО «Энерго-уголь», имеющее филиалы по югу Кузбасса, задолжало по налогу на доходы физических лиц 30 миллионов рублей.
То есть директор предприятия Игорь Данилко решил, что ему деньги нужнее, чем бюджету. А Новокузнецк в это время с трудом выбивает себе банковские кредиты для затыкания дыр в казне…
Кстати, «Энергоуголь» все же заставили заплатить — после проверки соответствующих органов и угрозы серьезных проблем с законом для руководства компании. Увы, урок пошел не впрок: формируются новые долги.
Раз банкрот, два банкрот
В этом году правоохранительные органы в Кузбассе возбудили уже 20 дел по фактам намеренного банкротства коммерческих организаций. В чем выгода разорять собственную компанию? Да в деньгах, конечно. В больших деньгах.
Жила-была, к примеру, в Кузбассе компания «Сибойл». Продавала кузбассовцам бензин, хорошо зарабатывала. А потом ее руководитель Андрей Петров решил, что называется, «выйти в кэш» и провел серию заведомо убыточных сделок с целью довести фирму до банкротства.
Деньги, больше полумиллиарда рублей, выводились в кипрскую компанию LCA Holdings Limited. Хорошо, что суд признал перечисление средств на благодатный средиземноморский курорт незаконным и сделку отменил.
Другой известный в Кемерове предприниматель, Игорь Лысенко, решил избавиться от некогда с помпой открытого им ООО «Пятнадцать дюймов». Для чего заключил договор купли-продажи векселей по цене в 23 раза ниже рыночной! Контору, конечно, признали банкротом, а против Лысенко возбудили уголовное дело. Может, конечно, ловкий бизнесмен из него выкрутится без денежных потерь, но вот репутацию уже не исправить.
Когда-то хорошая птицефабрика «Колмогоровский бройлер» (учредители Халидя Калимуллина и Александр Марышев) стала жертвой намеренного банкротства. Директорат просто-напросто продал все ресурсы предприятия, на которых держалось производство. В результате птицефабрика обанкрочена, кузбассовцы лишились работы и поставщика продуктов, бюджет не получил миллионы налоговых рублей.
Уйдем через аптеку!
Самый простой и первым приходящий на ум способ уклониться от уплаты налогов — спрятать деньги. Сделать так, чтобы счета фирмы оказались пусты. Потом налоговики хоть в лепешку расшибись — с пустого счета ничего не получат.
Уводить деньги со счетов лучше в «нал» — это известно многим кузбасским дельцам. Правоохранительные органы подчас поражаются изобретательности коммерсантов, раскапывая дела о банальной «обналичке».
Собственно, «обналичка» — это заключение договоров на платные услуги со специально созданными фирмами-однодневками. Как бы платишь деньги сам себе, а потом, при проверке, показываешь пустые карманы и жалуешься на кризис.
Чтоб было еще понятнее — пример из решения суда по сотням миллионов рублей, утаенных от государства крупным кузбасским строительным предприятием: «В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено создание фиктивного документооборота, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, отсутствие у контрагентов необходимого управленческого и технического персонала, складских помещений, что свидетельствует об отсутствии факта совершения реальных хозяйственных сделок ООО «Ремстройторг» (руководитель Сергей Чечко).
Руководство «Ремстройторга» попыталось обжаловать решение в Омском арбитражном суде, а когда стало ясно, что платить всё равно придется, предприятие было решено попросту ликвидировать.
Ещё недавно прогрессивной схемой «обналички» считалось привлечение к этому делу простых граждан вместо фиктивных фирм. Люди получают «заработанные» деньги со счетов компании, а потом отдают руководителю. Уличить трудно: нужно буквально ловить за руку. Теперь это считается вчерашним днем в деле сокрытия денежных средств от налоговой. На днях вскрылся факт «обналички» денег на юге Кузбасса через сеть самых обычных аптек. Выяснилось, что за три года через аптеки отмыли 600 миллионов рублей! Хозяин сети вроде как занимал деньги у разных компаний, а потом просто доставал наличность из кассы и возвращал тем же людям, у кого занял. Он получал процент с каждой сделки, а бюджет не получал десятки миллионов налогов. Аптеки — дело прибыльное.
Даже перспектива реальных сроков не останавливает дельцов, почуявших наживу. Некая гражданка Василицина из Кемерова получила три года колонии общего режима за то, что создала сеть из 16 «бумажных» фирм и отмыла через них 650 миллионов рублей. Стоит ли такая сумма трех лет жизни и измазанного грязью имени? Для Василициной, может, и стоит.
Кстати, правоохранители напоминают, что заказчики «обналички» несут ответственность перед законом в той же степени, что и непосредственные махинаторы.
На похожих схемах попался директор Кузнецкого цементного завода Александр Юрин, решивший спрятать от налоговой 12 миллионов рублей и обанкротивший предприятие. Налоговики и правоохранители оценили смекалку директора ООО «Пром-углесбыт-Сервис» Антона Цыганкова, который спрятал от налогообложения 39 миллионов рублей. А узнав, что счета фирмы уже арестованы, Цыганков разослал партнерам просьбу перечислять деньги на счета контрагентов. Перед судом готовится предстать Елена Белова, возглавляющая фирму с хорошим названием «Доверие-Н». От денежных закромов Родины Елена уберегла почти 6 миллионов рублей.
Был осужден на солидный штраф директор ООО «ПО «Химпром» Игорь Казанцев. Накопив налоговых долгов на десятки миллионов рублей, 55-летний эффективный менеджер начал выводить деньги со счетов предприятия — чтобы государству не достались.
Наконец, Станислав Стародубов из ОАО «Новокузнецкая автобаза» сэкономил на НДФЛ больше 14 миллионов рублей и приберег на черный день почти два миллиона. Получил год условно. До автобазы, кстати, этот персонаж руководил ОАО «Железобетон-4» и там, не поверите, занимался тем же самым…
Все эти схемы и способы поиметь сотню-другую миллионов — вовсе не секрет, хотя и могут показаться сложными обывателю. Про них знают бизнесмены, стражи порядка, налоговая служба. И когда встает вопрос: затянуть ли народу потуже пояса или вывести на чистую воду зарвавшегося комбинатора — ответ все чаще будет очевиден.
А главное, что невозможно понять в поведении всех вышеупомянутых граждан и им подобных: почему они между благополучием своих же близких и жадностью — выбирают жадность? В конце концов, ты же здесь работаешь, здесь живут твои друзья, дети, родители. Почему ты у них на глазах ведешь себя как скотина? Когда твой ребенок спросит у тебя про яму на дороге — ты объяснишь, что на ремонт не хватило денег, потому что именно ты не заплатил налоги? Или будешь врать своим детям, как врал налоговой? Когда старушка-мать поскользнется на обледенелом тротуаре — ты признаешься ей, почему в городской казне нет денег и на какой курортный офшор ты их перевел? Есть вещи, которые нельзя купить на ворованные деньги: например, совесть и подлинное уважение земляков.
Хоть над Россией и пронеслись четверть века рыночной экономики, наш народ все еще настороженно относится к бизнесу и бизнесменам. К сожалению, это действительно так.