Последние новости:
Совещание открыл Председатель Правительства РФ М.Е.Фрадков. Он подчеркнул необходимость обсуждения этой проблемы на уровне кабинета министров с привлечением всех заинтересованных сторон.
Губернатор А.Г.Тулеев выступил с докладом, в котором проанализировал работу угольной отрасли, ее проблемы и перспективы. За последние 7 лет, начиная с 1999 года, собственники угольных компаний вложили в развитие ведущей отрасли Кузбасса 88,7 млрд. рублей, из них 32,5 млрд. рублей было направлено на новое строительство. За счёт благоприятного инвестиционного климата введено в эксплуатацию: 31 новое угледобывающее предприятие общей годовой проектной мощностью 44 млн. тонн угля, 6 обогатительных фабрик, 1 обогатительная установка общей проектной мощностью по переработке 21,7 млн. тонн угля. С 1999 года создано свыше 18 тысяч новых рабочих мест. Производительность труда шахтёров выросла в 1,6 раза и достигла 152 тонн на рабочего в месяц. Заработная плата шахтёров в 2005 году в среднем составила 15 тысяч рублей. В 2,8 раза снизился общий производственный травматизм, в 2 раза — смертельный на миллион тонн добычи. В результате угольная промышленность Кузбасса является одним из наиболее устойчиво работающих угольных комплексов России. В 2005 году шахтёры Кузбасса добыли 167,2 млн. тонн угля. Этого количества угля достаточно как для обеспечения потребителей страны, так и для поддержания высокого экспортного потенциала. На сегодняшний день Кузбасс добывает 55,8% российского угля и 83,3% — наиболее ценных коксующихся марок для металлургов. 39% всей производимой угольной продукции направляется на экспорт. Это — более 80% общероссийского экспорта угля. В результате Россия вышла по экспорту угля на 5 место в мире, а по энергетическим углям — на 3 место. Таким образом, конечная цель структурной перестройки угольной отрасли полностью достигнута: она стала частной, мобильной, самоокупаемой, рентабельной, эффективной. Однако, несмотря на проведенную совместно с Правительством, Министерствами, ведомствами масштабную работу, угледобывающая отрасль продолжает оставаться сложной и для собственников, и для государства. Сегодня добывающие мощности значительно превосходят спрос на продукцию угольщиков. На внутреннем рынке спрос не растет, потому что энергетики продолжают ориентироваться на газ и гидроэнергию. На внешнем рынке спрос на уголь слишком колеблется. Только за последний год цена на него упала более чем на треть. Это усугубляется также удаленностью кузбасского угля от морских портов, ростом железнодорожных тарифов. Поэтому, при благополучном положении в самой угольной отрасли, сохранение её конкурентоспособности выходит на первый план. Прежде всего — на внешних рынках. В целях обеспечения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли на внутреннем и внешнем рынках А.Г.Тулеев предложил: поручить Минпромэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Кемеровской области разработать предложения по комплексу мер государственной поддержки угольной отрасли, направленных на обеспечение её конкурентоспособности и представить их в Правительство РФ; Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Кемеровской области, ОАО "РЖД " разработать предложения по дальнейшему развитию магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в целях устойчивого обеспечения возрастающих объемов перевозок угля на внутренний и внешнеторговые рынки и доложить в Правительство РФ; ФСТ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ОАО "РЖД " рассмотреть вопрос о целесообразности корректировки тарифной политики на железнодорожные перевозки угля с учетом гибкого тарифного регулирования этих перевозок, учитывающего изменение ценовой конъюнктуры на внутреннем и внешнеторговых рынках и направленного на сохранение уровня транспортной составляющей в цене поставляемого угля и доложить предложения в Правительство РФ. Следующая серьёзная проблема — увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе. На протяжении 3-х лет внутреннее потребление энергетического угля в России не растёт. И главным препятствием расширения внутреннего рынка угля является межтопливная конкуренция с природным газом. Правительство, когда принимало (август 2003 г.) Энергетическую стратегию России, чётко декларировало: такая ситуация — ненормальна. Долю газа в топливном балансе страны надо снижать, а долю угля — увеличивать. Однако получилось наоборот. В энергобалансе РАО "ЕЭС " доля угля сократилась с 30 % в 2000 году до 26 % в 2004 году, а доля газа возросла — с 64% до 71%. Такая же ситуация сохранилась и в 2005 году. В то же время во всех экономически развитых странах доля угля в выработке электроэнергии неуклонно растет. На практике доказано, что цены на тепло и электроэнергию стабильны в тех странах, где доля угля в выработке электроэнергии находится на уровне не менее 30-35%. По мнению губернатора, необходимо разработать целевую программу по проектированию и строительству в России и Кузбассе новых электростанций с прогрессивными технологиями сжигания качественного угля. Но строительство таких станций потребует больших инвестиций. Поэтому губернатор обратился с просьбой к Правительству оказать помощь потенциальным инвесторам в получении кредитов, а для их быстрого возврата — разработать механизм хотя бы частичного погашения процентных ставок за пользование этими кредитами за счет средств федерального бюджета. Также необходимо продолжить работы по подземной газификации угля, когда уголь сжигается непосредственно под землей, а полученный газ направляется на выработку тепла и электроэнергии. Губернатор предложил Минпромэнерго России поддержать предложение о создании в Кемеровской области технопарка по разработке и внедрению теплогазификационных станций, совершенствованию и внедрению технологии подземной газификации. Еще одно предложение — из 56 газоугольных электростанций, которые есть сегодня в России, 27 перевести полностью на уголь. На этих станциях сохранилась инфраструктура для приёмки и сжигания угля. Для того, чтобы перевести эти станции на уголь, не нужно много времени. Нужна просто политическая воля. Возврат этих станций на твёрдое топливо потребует около 1 млрд. долларов инвестиций и обеспечит высвобождение свыше 27 млрд. кубометров газа. Его реализация на экспорт может дать прибавку в бюджет "Газпрома " до 5,4 млрд. долларов и увеличить добычу и поставку угля почти на 30 млн. тонн. Очень важным является вопрос расширения энергосетей в другие регионы страны. Транспорт электроэнергии обходится значительно дешевле, чем транспорт угля. Например, тариф на передачу электроэнергии по сетям Федеральной сетевой компании составляет менее 4 копеек за киловатт. А транспортировка тонны угля для производства соответствующего киловатта обходится в 60 рублей. Еще на один вопрос был поднят на совещании — приостановить выдачу лицензий на недропользование для строительства новых угледобывающих предприятий. Как известно, в 2005 году добыча угля доведена до оптимального уровня. Дальше увеличивать объемы становится небезопасно с экологической точки зрения. Не остались без внимания и острейшие социальные проблемы Кузбасса. Одна из них — ликвидация последствий закрытия шахт. За 11-летний период (1994—2005г.г.) на закрытие шахт из федерального бюджета было выделено 10,7 млрд. рублей, из 22,2 млрд. рублей, предусмотренных обязательствами государства, или 48,2 %. Эти средства пошли в основном на выполнение технических работ (засыпка горных выработок, выходящих на поверхность, снос зданий и сооружений, засыпка провалов и т.д.). Остальные 11,5 млрд. рублей Кузбасс до сих пор не получил. Эти деньги должны пойти на проведение рекультивации земель, нарушенных горными работами, приобретение жилья взамен ветхого, реконструкция социальной инфраструктуры (котельные, водоводы, дороги, соцкультобъекты). По-прежнему одной из острейших проблем угольной отрасли остается безопасность шахтерского труда. В Кузбассе немало делается для решения этого вопроса совместно с собственниками угольных предприятий, федеральными структурами, научно-исследовательскими и проектными институтами. В этом году в решение данной проблемы будет вложено более 4,5 млрд. рублей (в 2005 году — 2,5 млрд. рублей). Главный инструмент снижения аварийности — это новая техника и новые технологические решения. В связи с этим представляется целесообразным на уровне Правительства рассмотреть возможность освобождения от импортных пошлин нового зарубежного оборудования, которое идет на угольные предприятия. Также губернатором был затронут вопрос о пенсиях шахтерам. К сожалению, действующее Законодательство по пенсионному обеспечению (с 2002 г.) не учитывает разницы между тяжелым и опасным трудом шахтеров и трудом работников других отраслей. С целью поднятия престижа шахтёрского труда необходимо, чтобы Правительство РФ поддержало проект Федерального Закона об увеличении базовой пенсии шахтёрам, разработанный депутатами Госдумы от Кузбасса и Советом народных депутатов Кемеровской области. Угольная промышленность нуждается в чёткой государственной политике, поэтому А.Г.Тулеев предложил разработать и утвердить в Правительстве национальную Программу развития угольной отрасли до 2020 года. Для подготовки предложений Правительству по разработке Программы создать рабочую группу с участием администраций угледобывающих регионов, собственников угольных предприятий. В обсуждении приняли участие замминистра по промышленности и энергетике А.В.Дементьев, президент ОАО "РЖД " В.И.Якунин, руководители федеральных структур по тарифной политике, по охране труда и техники безопасности, а также генеральный директор ЗАО "УК "Кузбассразрезуголь " М.А.Абызов, руководители угольных компаний региона. Итоги совещания подвел Председатель Правительства М.Е.Фрадков. В результате работы принят протокол.
Совещание открыл Председатель Правительства РФ М.Е.Фрадков. Он подчеркнул необходимость обсуждения этой проблемы на уровне кабинета министров с привлечением всех заинтересованных сторон.
Губернатор А.Г.Тулеев выступил с докладом, в котором проанализировал работу угольной отрасли, ее проблемы и перспективы. За последние 7 лет, начиная с 1999 года, собственники угольных компаний вложили в развитие ведущей отрасли Кузбасса 88,7 млрд. рублей, из них 32,5 млрд. рублей было направлено на новое строительство. За счёт благоприятного инвестиционного климата введено в эксплуатацию: 31 новое угледобывающее предприятие общей годовой проектной мощностью 44 млн. тонн угля, 6 обогатительных фабрик, 1 обогатительная установка общей проектной мощностью по переработке 21,7 млн. тонн угля.
С 1999 года создано свыше 18 тысяч новых рабочих мест. Производительность труда шахтёров выросла в 1,6 раза и достигла 152 тонн на рабочего в месяц. Заработная плата шахтёров в 2005 году в среднем составила 15 тысяч рублей. В 2,8 раза снизился общий производственный травматизм, в 2 раза — смертельный на миллион тонн добычи.
В результате угольная промышленность Кузбасса является одним из наиболее устойчиво работающих угольных комплексов России. В 2005 году шахтёры Кузбасса добыли 167,2 млн. тонн угля. Этого количества угля достаточно как для обеспечения потребителей страны, так и для поддержания высокого экспортного потенциала. На сегодняшний день Кузбасс добывает 55,8% российского угля и 83,3% — наиболее ценных коксующихся марок для металлургов.
39% всей производимой угольной продукции направляется на экспорт. Это — более 80% общероссийского экспорта угля. В результате Россия вышла по экспорту угля на 5 место в мире, а по энергетическим углям — на 3 место.
Таким образом, конечная цель структурной перестройки угольной отрасли полностью достигнута: она стала частной, мобильной, самоокупаемой, рентабельной, эффективной.
Однако, несмотря на проведенную совместно с Правительством, Министерствами, ведомствами масштабную работу, угледобывающая отрасль продолжает оставаться сложной и для собственников, и для государства.
Сегодня добывающие мощности значительно превосходят спрос на продукцию угольщиков. На внутреннем рынке спрос не растет, потому что энергетики продолжают ориентироваться на газ и гидроэнергию. На внешнем рынке спрос на уголь слишком колеблется. Только за последний год цена на него упала более чем на треть. Это усугубляется также удаленностью кузбасского угля от морских портов, ростом железнодорожных тарифов.
Поэтому, при благополучном положении в самой угольной отрасли, сохранение её конкурентоспособности выходит на первый план. Прежде всего — на внешних рынках. В целях обеспечения конкурентоспособности отечественной угольной отрасли на внутреннем и внешнем рынках А.Г.Тулеев предложил: поручить Минпромэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Кемеровской области разработать предложения по комплексу мер государственной поддержки угольной отрасли, направленных на обеспечение её конкурентоспособности и представить их в Правительство РФ;
Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Кемеровской области, ОАО "РЖД " разработать предложения по дальнейшему развитию магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в целях устойчивого обеспечения возрастающих объемов перевозок угля на внутренний и внешнеторговые рынки и доложить в Правительство РФ;
ФСТ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ОАО "РЖД " рассмотреть вопрос о целесообразности корректировки тарифной политики на железнодорожные перевозки угля с учетом гибкого тарифного регулирования этих перевозок, учитывающего изменение ценовой конъюнктуры на внутреннем и внешнеторговых рынках и направленного на сохранение уровня транспортной составляющей в цене поставляемого угля и доложить предложения в Правительство РФ.
Следующая серьёзная проблема — увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе. На протяжении 3-х лет внутреннее потребление энергетического угля в России не растёт. И главным препятствием расширения внутреннего рынка угля является межтопливная конкуренция с природным газом. Правительство, когда принимало (август 2003 г.) Энергетическую стратегию России, чётко декларировало: такая ситуация — ненормальна. Долю газа в топливном балансе страны надо снижать, а долю угля — увеличивать. Однако получилось наоборот. В энергобалансе РАО "ЕЭС " доля угля сократилась с 30 % в 2000 году до 26 % в 2004 году, а доля газа возросла — с 64% до 71%. Такая же ситуация сохранилась и в 2005 году.
В то же время во всех экономически развитых странах доля угля в выработке электроэнергии неуклонно растет. На практике доказано, что цены на тепло и электроэнергию стабильны в тех странах, где доля угля в выработке электроэнергии находится на уровне не менее 30-35%.
По мнению губернатора, необходимо разработать целевую программу по проектированию и строительству в России и Кузбассе новых электростанций с прогрессивными технологиями сжигания качественного угля. Но строительство таких станций потребует больших инвестиций. Поэтому губернатор обратился с просьбой к Правительству оказать помощь потенциальным инвесторам в получении кредитов, а для их быстрого возврата — разработать механизм хотя бы частичного погашения процентных ставок за пользование этими кредитами за счет средств федерального бюджета.
Также необходимо продолжить работы по подземной газификации угля, когда уголь сжигается непосредственно под землей, а полученный газ направляется на выработку тепла и электроэнергии. Губернатор предложил Минпромэнерго России поддержать предложение о создании в Кемеровской области технопарка по разработке и внедрению теплогазификационных станций, совершенствованию и внедрению технологии подземной газификации.
Еще одно предложение — из 56 газоугольных электростанций, которые есть сегодня в России, 27 перевести полностью на уголь. На этих станциях сохранилась инфраструктура для приёмки и сжигания угля. Для того, чтобы перевести эти станции на уголь, не нужно много времени. Нужна просто политическая воля. Возврат этих станций на твёрдое топливо потребует около 1 млрд. долларов инвестиций и обеспечит высвобождение свыше 27 млрд. кубометров газа. Его реализация на экспорт может дать прибавку в бюджет "Газпрома " до 5,4 млрд. долларов и увеличить добычу и поставку угля почти на 30 млн. тонн.
Очень важным является вопрос расширения энергосетей в другие регионы страны. Транспорт электроэнергии обходится значительно дешевле, чем транспорт угля. Например, тариф на передачу электроэнергии по сетям Федеральной сетевой компании составляет менее 4 копеек за киловатт. А транспортировка тонны угля для производства соответствующего киловатта обходится в 60 рублей.
Еще на один вопрос был поднят на совещании — приостановить выдачу лицензий на недропользование для строительства новых угледобывающих предприятий. Как известно, в 2005 году добыча угля доведена до оптимального уровня. Дальше увеличивать объемы становится небезопасно с экологической точки зрения.
Не остались без внимания и острейшие социальные проблемы Кузбасса. Одна из них — ликвидация последствий закрытия шахт. За 11-летний период (1994—2005г.г.) на закрытие шахт из федерального бюджета было выделено 10,7 млрд. рублей, из 22,2 млрд. рублей, предусмотренных обязательствами государства, или 48,2 %. Эти средства пошли в основном на выполнение технических работ (засыпка горных выработок, выходящих на поверхность, снос зданий и сооружений, засыпка провалов и т.д.).
Остальные 11,5 млрд. рублей Кузбасс до сих пор не получил. Эти деньги должны пойти на проведение рекультивации земель, нарушенных горными работами, приобретение жилья взамен ветхого, реконструкция социальной инфраструктуры (котельные, водоводы, дороги, соцкультобъекты).
По-прежнему одной из острейших проблем угольной отрасли остается безопасность шахтерского труда. В Кузбассе немало делается для решения этого вопроса совместно с собственниками угольных предприятий, федеральными структурами, научно-исследовательскими и проектными институтами.
В этом году в решение данной проблемы будет вложено более 4,5 млрд. рублей (в 2005 году — 2,5 млрд. рублей). Главный инструмент снижения аварийности — это новая техника и новые технологические решения. В связи с этим представляется целесообразным на уровне Правительства рассмотреть возможность освобождения от импортных пошлин нового зарубежного оборудования, которое идет на угольные предприятия.
Также губернатором был затронут вопрос о пенсиях шахтерам. К сожалению, действующее Законодательство по пенсионному обеспечению (с 2002 г.) не учитывает разницы между тяжелым и опасным трудом шахтеров и трудом работников других отраслей. С целью поднятия престижа шахтёрского труда необходимо, чтобы Правительство РФ поддержало проект Федерального Закона об увеличении базовой пенсии шахтёрам, разработанный депутатами Госдумы от Кузбасса и Советом народных депутатов Кемеровской области.
Угольная промышленность нуждается в чёткой государственной политике, поэтому А.Г.Тулеев предложил разработать и утвердить в Правительстве национальную Программу развития угольной отрасли до 2020 года. Для подготовки предложений Правительству по разработке Программы создать рабочую группу с участием администраций угледобывающих регионов, собственников угольных предприятий.
В обсуждении приняли участие замминистра по промышленности и энергетике А.В.Дементьев, президент ОАО "РЖД " В.И.Якунин, руководители федеральных структур по тарифной политике, по охране труда и техники безопасности, а также генеральный директор ЗАО "УК "Кузбассразрезуголь " М.А.Абызов, руководители угольных компаний региона.
Итоги совещания подвел Председатель Правительства М.Е.Фрадков. В результате работы принят протокол.