Войти на сайт

Вы слыхали, как поют дрозды?

Фото © static.ngs.ru

Я живу в Междуреченске шестьдесят лет. Исходил всю окрестную тайгу вдоль и поперек, но песен дрозда так ни разу и не услышал. А вот его панический крик, не просто неблагозвучный, а отвратительный, приходилось слышать часто.

Дрозды селятся на низменных берегах рек и речушек, заросших ракитником, черемушником, бузиной. В полусгнившем, но стоячем стволе ракиты дрозды выдалбливают небольшие углубления и вьют гнезда. Если кто-либо из рыбаков пойдет в чащу, чтобы срезать подходящие рогульки для поддержки удочки, то обязательно спугнет двух-трех дроздов. Те поднимут такой гвалт, хоть уши затыкай. Их крик похож на сорочий, с той разницей, что сорока стрекочет, а дрозд орет, пока не минует опасность, пока чужой не покинем место его обитания. В общем, наши дрозды не потешат душу меломана. Поэт, на чьи слова написана песня, вопрошал о пении других дроздов, ведь их в природе обитает около трехсот видов. Да, дрозды относятся к певчим птицам, очень жаль, что таковых видов в Сибири нет. У нас водятся дрозды-рябинники, чей крик похож на тот звук, что возникает, когда два куска ржавой жести трут друг

о друга.

Так что мы убедились: поэт, говоря о «певчих избранниках России», не соврал. Но иногда поэты ради свежей рифмы, необычного образа приписывают диким птицам такие качества, которых у птиц этих никогда не было. Вспомним стихотворение Сергея Есенина:

«Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло…».

Спросите любого таежника, охотника, лесника, егеря, слышали ли они когда-нибудь глухариный плач “со звонами”? Глухаря можно назвать немой птицей. Только весной, когда на глухой таежный ток слетаются эти пернатые гиганты, чтобы до восхода солнца начать сражение за обладание подругой жизни, можно услышать глухариные звуки, похожие на «чу-фы» и «тэ-кэ».

Иволга тоже не плачет. Она дает о себе знать длинным, приятным свистом, но главное, иволга не живет в дупле. Она вьет висячее гнездо где-нибудь в зарослях под кроной дерева. В таком гнезде и потомство иволги, и она сама надежно укрываются от хищников.

Поэт старался с помощью аллегорий передать картинку затухающего дня. И первая строка «Выткался на озере алый свет зари…» — безусловно, большая удача этого великого мастера слова. Что же касается аллегорий относительно глухаря и иволги, то у знатоков природы они вызывают ироническую улыбку.

Наша Сибирь не щедра на птичье разнообразие. Тем не менее, с наступлением весны видовое представительство пернатых резко увеличивается. У птиц начинается брачный период, который сопровождается непрерывным гомоном. Сидишь на берегу с удочкой и вслушиваешься в разноголосье. Вот нежными, жалобными голосами выдают себя галки. А вот почти над самой водой на сухую талину уселся скворчик. И начал песню с высокой ноты, потом перешел на колоратурное пение, потом — на ржание жеребенка, потом — на свист и щелканье, потом — на мяуканье котенка. Скворчика можно слушать бесконечно, он продолжает свой концерт без повторов. Что замысливала природа, наделив этого черно-фиолетового вокалиста таким талантом? Есть птицы, чьи голоса не соответствуют ни их размеру, ни характеру. Вот высоко-высоко раздается нежный, высокий голос, похожий даже на писк. Поднимаешь голову и видишь над собой огромного ястреба с какой-то добычей в когтях. Это он оповещает своих малышей, живущих где-то на вершине осокоря, что их ждет вкусный обед.

Опытные таежники, настоящие любители природы, натуралисты различают птиц по голосам. И это так интересно!

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/culture/45928.html

Я живу в Междуреченске шестьдесят лет. Исходил всю окрестную тайгу вдоль и поперек, но песен дрозда так ни разу и не услышал. А вот его панический крик, не просто неблагозвучный, а отвратительный

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: