Войти на сайт

«Когда мы поступали в университеты, папа резал барашков»

Фото © Тайгинский рабочий

Они не задумываются, как себя называть. Диаспора? Клан? Община? Скорее это большая дружная семья, состоящая из нескольких армянских семей, проживающих в Тайге.

В далеком 1993-м году по совету своего друга Багдасаряна Сергея из солнечной Армении в далекую заснеженную Тайгу приехал на заработки с женой и двумя детьми Овсепян Камо. Думали, на 2 месяца, как говорит его старшая дочь Овсанна, а оказалось на 20 лет. И по сей день живут они в Тайге.

Не сразу семья обустроила свой быт. Вначале они поселились в ветхом бараке. Комнаты в нем было не натопить — такие сильные морозы стояли в первую зиму. Пришлось надеть невиданные до сей поры валенки. Через год перебрались в «малосемейку» по пр. Кирова. Тесновато было, но зато и вода горячая, и канализация. А теснота дружному семейству не была помехой.

Сейчас Камо Овсепян смог позволить приобрести для своей семьи большой дом в центре города. Но длинным был путь к благополучию.

Тогда уже в Тайге проживало немало семей армян, которые и протянули руку помощи Камо. Он трудился сапожником в обувном цехе земляка Сетрак и Сергея Багдасаряна, потом занимался строительством, в настоящее время он – владелец частного торгового предприятия.

Но самым главным для Камо всегда была семья. Надо видеть и слышать, с какой теплотой отзывается Овсанна об отце.

— Папа много работал, и все его заботы были о семье, о доме. Папа всегда находил время пообщаться с нами, возил нас в цирк в Кемерово, у нас было прекрасное детство. Папа всегда уважительно относился к нам и к маме. Бабушки и дедушки наши остались в Армении, но отец нам заменил и восполнил все, — рассказывает Овсанна.

Ну, а тыл был за мамой, Алиной Мирзанян. Она вела домашнее хозяйство, готовила вкусные армянские блюда. Особенно любят в этой семье долму. Ни один праздник не обходится без нее. Армянская женщина должна уметь готовить национальные блюда. Девочек с малых лет учат этому.

Вместе с мамой Овсанна готовит праздничный стол. Несмотря на то, что дочь уже взрослая и может сделать все сама, мама помогает ей советом, а спорить с родителями, значит проявить неуважение к старшим.

Сохраняя домашний очаг, Алина всегда и во всем помогает мужу. Кроме материального благополучия, Камо стремился дать детям путевку в жизнь. Овсанна заочно учится в Анжеро-Судженском филиале Кемеровского государственного университета, она – будущий экономист, одновременно работает в администрации города специалистом по работе с молодежью. Брат – студент Кузбасского политехнического университета. «Спортсмен и активист», — с гордостью говорит Овсанна.

На момент приезда Овсепян и до 2000 года в Тайге проживало порядка 30-40 армянских семей. Собирались, так сказать, «кучками», но если, не дай Бог, у кого-то случалось горе, оно объединяло всех. Помогали и морально, и финансово. Все стали друг другу более, чем родственники.

В настоящее время в Тайге проживает не более 8 армянских семей. Многие, встав на ноги, разъехались по другим городам Сибири. Ну, а те, кто остался, живут одной большой семьей, соблюдают все свои традиции, вместе отмечают праздники, свадьбы, дни рождения.

Армяне исповедуют христианскую веру. Семья Овсепян, как и другие армянские семьи, посещают православные храмы, ставят свечи и молятся за здоровье родных. Но есть у армянского народа и свои религиозные праздники. Например, очень большой праздник – МАТАХ. У него нет специальной даты. Его отмечают в ожидании чегото важного в жизни, либо когда случается беда, для того, чтобы она ушла. Для этого закупают барашка, причем о цене торговаться нельзя. Собирают всех родных, если их нет, то своих земляков. Барашка за рога любое нечетное количество раз, 13 лучше исключить, обводят вокруг храма. Затем барашка режут, как бы принося его в жертву Богу. После из него варят вкусный суп и раздают либо родственникам, либо бедным. Чаще всего бедным.

«Когда мы с братом поступали в свои университеты, папа тоже резал барашков», — говорит Овсанна.

День памяти о геноциде армянского народа проходит в г. Кемерово, там находится армянская община, туда съезжаются армяне со всего Кузбасса. Эта печальная дата отмечается каждый год.

Сибирь стала второй родиной для многих семей армян, в том числе и для семьи Овсепян. Практически все живут материально благополучно, выросли и успешно устраивают свою жизнь дети, подрастают внуки. Они хорошо говорят по-русски. Есть у них русские друзья и подруги. И сейчас у Овсанны лучшая подруга – русская девушка.

Но несмотря на то, что семья Овсепян пустила свои корни в Сибири, они чтут свои национальные традиции. Папа дает наставления в том, что главное в жизни – это семья. Сын должен стать достойным главой семьи. Дочка – настоящей хозяйкой и хорошей женой.

И хотя семья Овсепян свое будущее связывает с Сибирью, корни их исторической родины всегда будут с ними.

Вы можете открыть галерею или оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/obshhestvo/54291.html

Они не задумываются, как себя называть. Диаспора? Клан? Община?

 
Рейтинг@Mail.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: