Последние новости:
Сергей Любимкин с детских лет мечтал вырезать деревянные ложки. Свою мечту он превзошел, став учеником Валерьяна Оргильянова, когда-то работавшего на ДОЗе.
Сергей попал на завод сразу после школы, в августе 1979 года. Его сестра Татьяна, уже заводчанка, подсказала, что в художественном цехе есть классный резчик по дереву.
– Когда я пришел, – вспоминает Сергей Михайлович, – передо мной предстал симпатичный дядечка цыганской внешности, кучерявый, бородатый. Это был Валерьян Оргильянов. Месяц у него отучился, а тут военкомат направил меня учиться на крановщика. Впридачу заболел желтухой, два месяца на карантине.
Когда вернулся на завод, Оргильянов уже уволился, но оставил своему ученику на время инструменты. О чем с благодарностью и сегодня, спустя годы, вспоминает Любимкин. Позже Сергей Михайлович заказал такие же инструменты знакомому кузнецу.
– Начал вырезать – ничего не получается, – делится мастер, – мало времени было на обучение. Пришел к Гусевой, она тогда была начальником производства, и попросил перевести меня в столярку или еще куда-нибудь. Зоя Алексеевна сказала: «Сереж, иди, учись резать». «А у кого учиться-то?»
Она: «Вспоминай, что Валера говорил, пробуй».
Начал вырезать – выходили какие-то уродливые салатницы, неказистые чаши. К счастью, Оргильянов после Нового года вновь вернулся и я с радостью окунулся в его школу. Надо отдать должное Валерьяну Владимировичу, он никогда не отказывал в помощи.
После армии Сергей в Промышленную не вернулся, устроился с другом на военный завод фрезеровщиком по металлу. Ему обещали золотые горы. Потом оказалось: все обещанное – мираж.
Как-то на вокзале встретил директора ДОЗа Геннадия Шульгинова. Тот переманил Любимкина на завод.
Жизнь непредсказуема. Вскоре Шульгинова сняли и все его обещания тоже повисли в воздухе. Ручная работа Любимкина стала оцениваться как токарная. Но если токарь за день на станке мог выточить пять чашек, то Сергей за день – только одну.
– У дирекции завода не было специальных фондов, чтобы ставить меня на особый счет и оплачивать мой труд по высшему разряду, – поясняет Любимкин. – Время было такое. Нужна была массовая продукция. Бился я, бился и ушел с завода.
– К сожалению, такие мастера, как Оргильянов или я, нужны, когда наши работы надо кому-то дарить, – с грустью констатирует Сергей Михайлович. – Тогда звучат восторженные комплименты, похвала. Как только речь заходит о деньгах, люди сразу меняются в лице: «А вы не дорого себя оцениваете?». Но ручная работа не может стоить дешево! За красивым изделием – напряженный труд не одного дня, не одной недели. Как-то я увидел в художественной лавке полуобъемные работы, выполненные на станке с числовым программным управлением. Они красивые, но мертвые, душу не греют. Ручные лебедьработы хоть тысячу лет пролежат, все равно будут излучать энергетику, вложенную мастером.
Сергей Любимкин несмотря ни на что продолжает заниматься любимым делом, вырезает из дерева неповторимые вещи, которые не спутаешь с дешевой заводской штамповкой. Почерк мастера чувствуется с первого взгляда...
Видимо, встреча Оргильянова с Любимкиным была неслучайной, судьбоносной. И то, что два уникальных резчика по дереву встретились именно на ДОЗе, – закономерность. Их имена навсегда вписаны в историю завода.
Сейчас Сергей Михайлович готовится к фестивалю казаков «Братина», который пройдет в середине августа на севере Томской области. Для выставки он готовит две работы: утицу и классическую праздничную братину. Глядишь, найдутся среди томичей истинные ценители прекрасного. Хотя, что уж скромничать: работы Любимкина разлетелись по всему земному шару, осели в Канаде, Японии, Германии, Франции, Монголии, Китае…
А в прошлом году губернатор области Аман Тулеев наградил Любимкина медалью «Бизнес во имя созидания» – за симпатичного йети с шахтерским кайлом.
Сергей Любимкин с детских лет мечтал вырезать деревянные ложки. Свою мечту он превзошел, став учеником Валерьяна Оргильянова, когда-то работавшего на ДОЗе.