Войти на сайт

Цейлонский калейдоскоп

Фото © Анна Антипенко

Наш корреспондент поехал на о. Цейлон и нашел там следы Чехова, Гагарина и... чая.

«Цейлон — место, где был рай. Здесь в раю я сделал больше 100 верст по железной дороге и по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами», — писал Антон Павлович Чехов после своей поездки в 1890 году на остров, который называют слезой Индии.

Юрий Алексеевич Гагарин восторженных воспоминаний не оставил, но в сентябре 1961 года посадил желтую сараку на мемориальной аллее в городе Канди, что зафиксировано на памятной табличке, прикрепленной к небольшому деревцу.

«А почему бы и нам не полюбоваться природой, восхищавшей живших в разные эпохи людей?», — подумала я, просматривая предложения авиакомпаний в направлении Юго-Восточной Азии.

Итак, билеты Новосибирск — Коломбо куплены, страховки оформлены, карты закачаны в навигатор, отель на первую ночь забронирован. Едем за впечатлениями!

Ок, Гугл

В первый же день нашего пребывания на Цейлоне мы с мужем столкнулись с «валютной проблемой». На Шри-Ланке доллары, а уж тем более рубли, не в ходу, а получить на руки шриланкийские рупии удобнее и выгоднее в банке. Выйдя на улицу, которая обозначена как финансовый центр Коломбо (столица Шри-Ланки) мы направились  к ближайшему банку. И наткнулись на надпись CLOSED (закрыто). На календаре пятница, банки должны работать. Может быть, случайность? Однако следующая дверь встретила нас такой же табличкой. И еще десяток последующих банков, расположенных буквально через каждые два здания, тоже оказались закрытыми.

C 1972 года Доминион Цейлон был переименован, и сегодня это Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Реклама по ТВ учит в таких случаях произносить волшебную фразу «Ок, Google». Всезнающий Интернет-подсказчик нам и объяснил, что 15 января этого года на Шри-Ланке отмечается Тай Понгал (праздник урожая).

В этот день не работают государственные учреждения, банки, мелкие магазины. Фермеры возносят благодарность природе, солнцу и домашним животным за помощь в получении богатого урожая. Остальные люди благодарят фермеров за то, что они обеспечивают их пищей.

По традиции жители всех городов и деревень встают рано утром, моются, надевают чистую одежду и в обязательном порядке идут в храм.

Сари и кокошники

Поняв, что происходит, мы с любопытством стали рассматривать принаряженных в сари женщин, направлявшихся в храм. Засмотревшись на такой наряд, я чуть не наступила в ритуальный рисунок, выложенный из риса, карри и зелени на полу супермаркета.

— Смотри, как сильны у них культурные традиции, — делаю вывод из увиденного. – Почти у каждой женщины есть дома сари, которое она надевает по праздникам.

— Ну а что такого, может, это у них нормально? — не понял моего удивления муж.

— А ты представь, у каждой русской женщины дома лежат сарафан и кокошник, которые она надевает по праздникам, чтобы сходить в церковь.

Посмеявшись, мы решили, что лучше побродим по улицам и поглазеем, а деньги поменяем завтра.

Булочная на колесах на центральной улице Коломбо Автостанция

Кстати, муж оказался прав – сари есть у любой ланкийской женщины, и многие носят его в качестве повседневного наряда. А в любом магазине одежды обязательно будет отдел с сари.

— Мадам, посмотрите новинки! — это я, значит, мадам, и именно ко мне обращается молоденький продавец.

С любопытством разглядываю быстро разворачиваемые сари — отрезы ткани с дивными бордюрами.

— Пять с половиной метров за 1000 рублей, — подсчитываю про себя стоимость метра серого, отливающего перламутром шелка.

Вдохновленные моим вниманием продавцы достают белые, богато расшитые бисером и бусинами наряды — свадебные сари.

— Дорого, — улыбаюсь я, лихорадочно соображая, возможно ли смастерить платье из этой красоты.

А меня уже ведут к прилавку с надписью «Офисные сари». Цена – всего 250 рублей (да-да, за 5,5 метра).

Поняв, что меня сейчас начнут заворачивать в какой-нибудь отрез, чтобы я все-таки что-то купила, объясняю, что в моей стране сейчас ходят в шубах и меховых сапогах, а за такой диковинный наряд меня даже летом обзовут «крейзи». Поняв мое первоначальное замешательство, весь коллектив начинает дружно хохотать.

Но еще больше Шри-Ланка удивила нас транспортной системой. Да, мы успели почитать на форумах, что такси в стране – удовольствие дорогое. Но чтоб настолько… За 130 километров в экскурсионном бюро отеля с нас запросили 150 долларов (даже по курсу 75 рублей за одну американскую единицу это уже 11250 руб.). Нет, они готовы были торговаться и увезти нас «всего» за 100. Но и эта «небольшая сумма» показалась нам неприличной.

Тук-туки

Более экономный по цене вариант – это тук-тук. Но белому, незагорелому туристу водители «туков» всегда называют две цены (проверено на себе). К тому же трястись в открытой коляске почти три часа (для туков действует ограничение скорости в 40 км/час) показалось нам малопривлекательной идеей. Поэтому тукера мы просим отвезти нас на автобусную станцию. Рейсовый автобус – это практически единственная альтернатива такси, чтобы добраться из пункта А в пункт Б. Автобусы отправляются каждые 15-20 минут, они относительно новые, почти все – с телевизорами, проезд стоит примерно 100 рублей за 100 км. Искать нужный автобус не придется — кондуктор-зазывала во весь голос кричит станцию назначения.

Благодаря стараниям тукера, мы уже через пять минут оказываемся в автобусе с кондиционером и еще через десять отправляемся в путь. Наш кондуктор, в буквальном смысле вися на подножке, очень быстро кричит «голь-голь-голь» (название города назначения – Galle). Завидев потенциального пассажира, он дает команду водителю автобуса притормозить. Пассажир в этот момент разбегается и запрыгивает в автобус, где его подхватывает кондуктор. Кстати, высадка происходит по той же схеме: водитель притормаживает, и кондуктор выталкивает пассажира, который по инерции еще бежит какое-то время за автобусом. Навыками посадки и высадки владеют практически все мужчины. Полностью автобус останавливается только для женщин, стариков и туристов.

Все бы ничего – весело, с ветерком… да только на Шри-Ланке отсутствует разделение на городские и междугородные автобусы. И даже условно-междугородный автобус будет останавливаться через каждые 300-500 метров. При такой системе 130 километров до Галле автобус преодолевает часа за четыре. Но нам попался водитель-лихач, и мы домчались «всего» за три.

Крейзи бас

Водители автобусов всегда останавливаются на выезде из города возле маленьких буддийских «часовен» и сбрасывают несколько купюр в ящик для подношений. Зачем – стало понятно уже через пару минут первой же поездки.

Тук-тук Шриланкийскую манеру вождения иначе как гиперагрессивной не назовешь. Водитель то резко ускоряется, то неожиданно жмет на тормоз, сигналит, требуя освободить дорогу, резко крутит руль и идет на рискованные обгоны, периодически «подрезает» кого-то… Сами местные с улыбкой говорят: «Crazy bus» (сумасшедший автобус). Видимо избежать серьезных автокатастроф помогает малая скорость движение потока и благословение Будды.

Вообще, когда передвигаешься по стране, создается ощущение, что преимущество на дороге напрямую зависит от скорости. Поясню. Если ты двигаешься со скорость 70 км/ч, а впереди тук-тук, который едет 30 км/ч, то ты можешь активно жать на клаксон, требуя уступить дорогу. В 9 из 10 случаев тебе уступят. Причем чем громче сигнал, тем больше шансов «подвинуть» тихохода. Водители автобусов стараются перещеголять друг друга и ставят сигналы на несколько звуков, чтобы звучать позаливестей.

Тем же способом водители предупреждают пешеходов, которые идут по обочинам (тротуары есть только в крупных городах), чтобы не меняли направление движения или потеснились. Я первое время буквально подпрыгивала от неожиданности. Потом привыкла, как и все местные.

Мечты о чае

Природа Цейлона разнообразна и поразительно красива. Недаром же Антон Павлович назвал остров раем. Обрамляют остров бескрайние пляжи и бирюзовые воды Индийского океана. В сердце Шри-Ланки – горы, покрытые чайными плантациями. Тот самый цейлонский чай в горных районах растет везде, его высаживают и в сельскохозяйственных, и в декоративных целях – украсить дорогу или сформировать живую изгородь. Казалось бы – рай для любителей этого напитка, можно испробовать все сорта. Однако не все так просто. Хороший, качественный чай можно купить только на фабриках чая, в сувенирных лавках и в «Дьюти фри» в аэропорту, причем по весьма «кусучим» ценам: 200 граммов черного чая с добавлением фруктов «потянут» примерно на 1000 рублей. Весь остальной урожай идет на экспорт. В супермаркетах же продаются только дешевые сорта и чай в пакетиках. Впрочем, знакомая ситуация: в Белове почти два десятка шахт и разрезов, а население топит печки штыбой.

Строгости и послабления

Но если ситуацию с чаем можно объяснить жаждой прибыли, то введение сухого закона было неожиданностью и для самих ланкийцев. С приходом нового президента (а это было год назад), вдвое подорожал алкоголь и …бензин. Цена топлива сейчас — примерно 70 Очередь в винный магазинрублей за литр. Поэтому подавляющее большинство транспорта – малолитражки и тук-туки, которые чаще используются как семейный транспорт, хотя по местному телевидению их активно рекламируют как возможность заработать.

С алкоголем еще интереснее. Понятно, что так или иначе с ним борются во многих странах, в том числе и у нас. Я сама помню длинные очереди перед винным магазином во времена Горбачева. Да и сейчас все строго – после 23-00 продавать алкоголь не смей! На Шри-Ланке идут почти советским путем – алкогольные напитки можно купить только в специализированных магазинах, причем расположены они неприметно, иногда чуть ли не в подворотнях. Да и торгуют через решетку.

Бутылка обычного светлого пива местной марки Lion стоит в таком магазине 120 рублей. Если тот же Lion заказывать в кафе, баре или в отеле – цена будет уже 250 рублей. За более крепкие напитки местного производства в магазине просят от 500 рублей. А стоимость бутылки кузбасской «Белуги» мариинского завода в меню не самого дорогого бара — 11500 руб.

В то же время к легким наркотикам в стране относятся относительно спокойно. Например, бетель – смесь, вызывающую эйфорию, — жуют большинство водителей автобусов и тук-туков. «Балуются» этим и военные. Это абсолютно легально и не запрещено законом. Определить любителя бетеля легко – наркотик окрашивает в кроваво-красный цвет слюну, въедается в губы, от него становятся ярко-красными белки глаз. Жуткое зрелище. Разобравшись, из-за чего у некоторых оппонентов взгляд вампира, стали обращать пристальное внимание на глаза наших водителей. От греха подальше.

Еще более показательный случай произошел в кафе. Заказываем ужин.

— А что будете пить? — интересуется официант.

— Мне сок, а мужу пепси, — прошу я.

Официант обходит стол и по-русски шепчет мужу:

— Друг, я смотрю, ты не бухаешь, значит куришь. Гашиш будешь?

Такая вот мужская солидарность, игнорирующая реальные тюремные сроки за хранение, распространение и употребление наркотиков.

Меры безопасности

Застали мы и еще один грандиозный праздник – 4 февраля Шри-Ланка отмечала 68-й День независимости (от Великобритании). Празднование проводится на набережной столицы, всякое движение по которой, в том числе и пешеходное, перекрывается за сутки до события.

Попасть в гущу событий нам опять же помог тукер (куда без них). Он подвез нас к оцеплению, переговорил с охраной и выяснил, что нужно сесть в автобус, который отходит от какого-то специального пункта с другой стороны оцепления. Через 10 минут благожелательная охрана отказала нам в желании пройти пешком и утрамбовала нас в автобус с местным населением, китайцами и парочкой европейцев.

Два километра в объезд и автобус подвез нас к хвосту длинной очереди – девочки направо, мальчики – налево, — на обыск. Иным словом эту процедуру назвать нельзя. Никаких металлоискателей и деликатных заглядываний в сумку. Девушка-боец досконально обшарила меня, заставила вывернуть карманы и отправила на «экспертизу» фотокамеры. Следующий военный специалист попросил снять объектив, заглянул внутрь камеры, посмотрел последний снимок и попросил сделать еще один.

Подозрений я не внушила, и мне разрешили пройти на территорию празднования. Мужская очередь была гораздо длиннее, поэтому мне хватило времени заскучать. Но, вспомнив, что сменный объектив у мужа, и он может не пройти «экспертизы» без переводчика (то бишь меня) и камеры, скучать я передумала. И взялась волноваться. Мало ли, объектив большой, подозрительный, наверное. А вдруг…

К безопасности на Шри-Ланке относятся очень скрупулезно. Даже в аэропорту, несмотря на то, что там есть и металлоискатели, и рентгеновские аппараты для просвечивания багажа, «ручной» досмотр обязателен. Причем не единожды до посадки в самолет. На железнодорожный вокзал или на станцию невозможно войти без билета. Выйти, впрочем, тоже — билет требуют и на выходе. Но в свете последних мировых событий все это скорее успокаивает, чем доставляет неудобства.

Причина повышенной бдительности – многолетняя гражданская война правительства с террористической группировкой ТОТИ (Тигры освобождения Тамил Илама).

…У хозяйки нашего гестхауса в гостиной портрет во всю стену красивого молодого человека в военной форме и краповом берете. Рядом на полу в рамках стоят несколько портретов поменьше, на стене висят грамоты.

— Ваш сын? — спрашиваю я.

— Да, он погиб.

Я теряюсь от неловкости, а женщина продолжает:

— В бою с тамилами, 10 лет назад…

По-английски она говорит очень мало, поэтому вопрос о войне задаю всезнающей Википедии.

После обретения независимости одна этническая группа (сингалы, примерно 2/3 населения острова) получила больше привилегий и власти, чем другая (тамилы). В середине 70-х годов образовалась группировка ТОТИ, которую во многих странах была признана террористической. Вплоть до 2009 года Шри-Ланка регулярно подвергалась террористическим атакам, часто совершаемым в туристических зонах и в большие праздники. На счету террористов – тысячи жизней мирных граждан и десятки убийств политических оппонентов.

Чтобы помнили

Памятники погибшим солдатам есть практически в каждом городе Шри-Ланки. Их портреты висят на остановках автобусов. И минутой молчания был начат военный парад, традиционно проводимый в День независимости.

В параде участвуют все виды войск – сухопутные, авиация морфлот.

Открывают парад национальный оркестр и речь президента. Мы привыкли, что наши первые лица говорят кратко и емко. Поэтому затянувшиеся почти на полтора часа наставления показались слишком длительной прелюдией к событию. Муж даже взялся подбивать меня покинуть мероприятие, однако любопытство победило.

И вот перед нами проходят гвардейцы в исторических костюмах – в коротких саронгах и абсолютно босые, асфальт, кстати, уже порядком нагрелся.

Перед каждым подразделением проходит свой оркестр. И если военные в экипировке довольно сдержаны, то оркестр украшен с большой фантазией: тут и килты (шотландские мужские юбки) всех расцветок, волынки, меховые шапки, разноцветные перья и султаны, золотые украшения. Смотрится презабавно.

Сразу оговорюсь – в военных знаках отличия я разбираюсь, мягко говоря, неважно. А следить за комментариями ведущего возможности не было – зрителей, несмотря на все предосторожности, допустили только в самый «хвост» события. И объявленные подразделения проходили перед нами минут через 5-7. Поэтому о принадлежности марширующих можно только догадками: над этими войсками пролетели самолеты – значит ВВС, с бойцами во всем черном показался крейсер – значит точно морпехи. Краповые береты и четкий шаг достоверно указали на спецсназ. У следующего подразделения муж углядел ржавчину на автоматах, а эти вертели головой и сбили строй. Потом еще до вечера он нелицеприятно высказывался о нерадивых вояках и их командирах, вспоминая свои армейские годы.

Для страны, которая размером на треть меньше Кузбасса, парад выглядел впечатляюще. Над площадью даже пролетели три истребителя, заставив вздрогнуть зрителей. Одного очень сильно не хватало во время прохождения военных – громогласного, раскатистого «УРРРРРРА!».

Во всех туристически развитых странах местное население безошибочно определяет русских, даже если они молчат или говорят по-английски. На Цейлоне наш турист пока что в диковинку, за исключением прибрежных курортов, где русские и украинцы зимуют, а персонал уже лопочет по-русски.

Мы интересны ланкийцам, это бросается в глаза. В гостинице, где ночевал Чехов, висят бронзовые доски с барельефом писателя, рядом с отелем — скульптура. Табличку Юрия Гагарина обновили в 2011 году. Узнавая, что мы из России, нам обязательно выражали одобрение Президенту Путину, просили научить говорить несколько простейших фраз и предлагали русской водки. Вроде бы, все это мелочи, но они приятно вписались в общий калейдоскоп впечатлений от Шри-Ланки, дополняя живописные пейзажи, гостеприимство ланкийцев и неповторимый цейлонский колорит.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/79329.html

Наш корреспондент поехал на о. Цейлон и нашел там следы Чехова, Гагарина и... чая.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: