Последние новости:
Не успел снежный человек «прописаться» в Горной Шории, как вокруг этого неоднозначного персонажа стало образовываться народное мифотворчество. Связано оно было как с самим легендарным героем – жителем кабырзинских пещер (как говорят учёные, реликтовым гоминоидом), так и с его одержимыми искателями.
В Усть-Кабырзе на полном серьёзе, хотя и с лукавинкой в глазах, рассказывают, «откуда есть пошло» само название «йети». Отправился, дескать, местный охотник в тайгу. Забрёл в самую чащу… И вдруг навстречу ему напролом через валежник идёт обросший рыжей шерстью «Большой Человек», как зовут его шорцы, или «эзи», «хозяин тайги». Шорец бы промолчал и уважительно, не глядя встречному «хозяину тайги» в глаза, отошёл в сторону. «Значит, охота будет удачной!» – вспомнив ритуальное действо по этому поводу (обычно перед охотой здесь по традиции на всякий случай задабривают огонь), подумал бы он. Однако очевидец по национальности был русским, и разного рода поверья об «эзи» ему были неизвестны. Ошарашенный видом лесного чудища, охотник остановился, как вкопанный, и только и мог от страха и удивления произнести, воскликнув, неизменное, а потому сакраментальное: «Йетить твою мать!..» Так и повелось. «Встретил наш Иван на своём пути не кого-нибудь, а самого йети… Во, повезло человеку!» – не без смешливости в голосе говорили в деревне. Это – одна легенда.
Другой забавный случай основан уже на реальных событиях, свидетелем и очевидцем которого была не только я…
Три года назад, в начале октября в Горной Шории была проведена первая Международная научно-практическая конференция по гоминологии, в которой участвовали учёные и исследователи, в том числе несколько докторов и кандидатов наук, из России, США, Канады, Швеции и Эстонии. Проходила она под руководством известного Игоря Бурцева, кандидата исторических наук, директора Международного центра гоминологии, президента Фонда содействия научным исследованиям и поискам «Криптосфера». Поначалу доктора и кандидаты собрались в Таштаголе, чтобы затем всей дружной компанией проехать в Усть-Кабырзу, к Азасской пещере, где якобы не однажды видели снежного человека. Так в рамках конференции и были проведены две мини-экспедиции – в район Азасской пещеры и на гору Каратаг. Там ученые-исследователи, по словам Игоря Бурцева, обнаружили следы, волосы и лёжку, предположительно принадлежащие гоминоидам, а также несколько древесных строений – так называемых маркеров, тоже якобы выполненных мощными руками «снежных людей». Расположены они были на подступах к пещере и на склонах горы Каратаг.
Конференция подобного, почти интригующего свойства, – событие само по себе уже неординарное. И на слёт гоминологов тотчас слетелись и журналисты из всех волостей: как из Москвы, так и из-за рубежа. Самым последним, с опозданием почти на день, на конференцию прибыл чилийский журналист, которого звали как-то типа Санчо. Небольшого роста, плотный, кучерявый и добродушный, он и сам напоминал одноимённого испанского литературного героя – Санчо Пансо. Общался с соратниками по поиску и перу чилиец только с помощью миловидной переводчицы из Москвы. Сам же лично из русских слов Санчо знал только два, которым его научили российские коллеги-журналюги: «Наливай, выпьем!»
И вот когда вся экспедиция, под необычно жарким для октября солнцем, с трудом, истекая потом, забралась на четырёхкилометровую высоту Каратага… Когда полюбовалась с его высоты раскинувшимися у подножия видами и осмотрела предположительные следы присутствия гоминоида, решила спускаться вниз… Неожиданно обнаружилось, что Санчо, приняв Каратаг за Анды, решил спуститься с вершины самостоятельно. Причём сократив путь по заросшим таёжным расщелинам, в которых успешно и заблудился. Не зная ни русского, ни сибирского, ни йетиного языка, чилиец продирался сквозь густые таёжные заросли и, в надежде хоть кем-нибудь быть услышанным призывая на помощь, кричал: «Наливай, выпьем!!!» А внизу в это время уже отправились на его поиски несколько товарищей, и вовсю дудела в гудок вахтовка, на которой в эту таёжную тьму-таракань добрались участники экспедиции. Однако громкие звуки гудка Санчо поначалу не слышал…
Лишь после часа блужданий по незнакомой тайге он всё-таки вышел на крики и гудки к месту стоянки. Вылезая из-под куста, чилиец счастливо улыбался и устало, едва шевеля губами, предлагал тоже уставшим и неимоверно проголодавшимся от долгой беготни по свежему воздуху участникам экспедиции: «Наливай, выпьем!» Внизу, на базе отдыха, ему, конечно, потом за общим столом налили. Но здесь после часовых поисков журналиста тайком, можно сказать, по-дружески, уже без досады в душе, слегка попинали по пухлым бокам.
Однажды, рассказывают кабырзинцы, довольно оригинально городские рыбаки и охотники вспугнули ещё одних участников вольной экспедиции по поиску снежного человека. Они заметили, что их насиженное на одиноком островке рыбное место облюбовала некая компания молодёжи. Выкурить молодняк с этого богатого на рыбу места, где, по мнению очередных исследователей, также мог обитать снежный человек, рыбакам не представлялось возможным. Всем было очевидно: новые изыскатели неведомого и таинственного засели тут в засаде, ожидая всем своим дружным шалманом появления йети, надолго. Но и уступать это «место под солнцем», где, по словам шорцев, рыба была такая, и её было столько, что рыбакам без трусов в эту речную заводь лучше бы было не заходить, – любителям рыбной ловли очень не хотелось.
Однако решение вскоре пришло в рыбацкие головы. Ночью, когда недремлющая молодежь сидела на берегу у костра и травила байки, в том числе и о йети, рыбаки под покровом темноты подплыли на лодке к берегу и высадили «десант». В лице одинокого выдумщика Юры. Молодой и довольно волосатый мужик разделся догола и натянул на голову пышный женский парик…
По углам рта он вставил белые патроны сигарет, напоминающие острые клыки. В таком виде голый и волосатый Юра зашёл с тыловой части – со стороны таёжного массива – на освещённую костром полосу и, косолапя кривыми, заросшими густой порослью ногами, наивно спросил: «Ребята, а вы не видели пробегавшую здесь вот такую маленькую девочку?» – и также тихо удалился. От такого неожиданного, можно сказать, «из ниоткуда», таёжного явления с «ребятами», в полном смысле слова, случился шок.
Вскоре рыбаки, сидевшие на лодке и ожидавшие результатов вылазки своего друга, увидели мечущиеся у костра тени, а затем услышали и быстрый плеск вёсел. Моментально сорвавшаяся с места «экспедиция» старалась как можно скорее и как можно дальше удалиться от подозрительного места… О таком – говорящем – йети они и помыслить не могли!
Не успел снежный человек «прописаться» в Горной Шории, как вокруг этого неоднозначного персонажа стало образовываться народное мифотворчество.