Войти на сайт

Экипаж бачатских «сталкеров»

Фото © Беловский вестник

Ашмаринские топи под Новокузнецком (которые гонщики в шутку называют «кошмаринскими») – это первый этап чемпионата Кузбасса 2013 года по трофи-гонкам. Экипаж бачатских джиперов-внедорожников, где водителем Андрей Медведев, а штурманом Виталий Садыков на «Сузуки», прошёл этап с блеском, хоть и в грязи. Среди более чем 20 машин класса ТР-1 (подготовленный стандартный автомобиль 4×4) они взяли первое место. На втором этапе чемпионата, «Мунгатском остроге», бачатские джиперы заняли второе место, уступив только кемеровскому экипажу. Впрочем, по абсолютному годовому зачёту они далеко опередили своих конкурентов. После отмены третьего этапа под Прокопьевском экипаж Андрея Медведева стал чемпионом Кузбасса по трофи-гонкам.

В князи — только из грязи

Экипаж создан на родственных началах. Андрей Медведев и Виталий Садыков – двоюродные братья. Андрей решил поучаствовать в летних гонках по бездорожью на своей «Suzuki Escudo» в 2011 году, и привлёк к штурманской работе своего кузена. Это была обычная проба сил: машина совершенно неподготовленная, никаких доработок.

— Андрей сразу загорелся трофи, — вспоминает Виталий. – А вот я на трассе, признаюсь, засомневался. Мы прошли рейд без поломок, но насмотрелись многого: один джип утонул в грязи по шноркель, и его не могли вытащить. У второго оторвало колесо. Третий экипаж сам ползал на четвереньках в болотной жиже: упустили домкрат. Всё это оптимизма не добавляло!

Но уже на следующий год, как вспоминает Андрей Медведев, удалось сделать многое. И Виталия было легко убедить. Тогда же к команде присоединился помощник, третий член экипажа – Владимир Кириенко.

— Класс ТР-1 больших переделок не допускает, — говорит Андрей. – Это ограниченно переделанный автомобиль, почти стандартной комплектации. Не допускаются электрические лебёдки. Если лебёдка есть, то перед заездом она пломбируется. Под запретом большие колёса. Разрешённый максимум – 31 дюйм. Но сделано было немало. Двигатель у «Suzuki Escudo» остался стандартный SOHC – 1,6-литровый, рядный, 4-цилиндровый. Но колёса были закуплены новые – тот самый максимум в 31 дюйм, «Сильверстоун». В задний мост поставили самоблок, на передний мост – блокировку. Подняли кузов на пять сантиметров. Достали и разрешённую ручную лебёдку – шахтовый «тяни-толкай».

Большую помощь в подготовке джипа к будущим гонкам оказал председатель бачатского клуба экстремального отдыха «Сталкер» Сергей Вьюжанин. С тем же энтузиазмом, с которым «Сталкер» создавал клуб внедорожников, он помогал практическими советами молодым экстремалам.

Не обошлось и без тренировок на местности. Андрей в буквальном смысле слова изучал грязь: где «свалиться» вправо, а где – влево, как идти в подъём по мокрой глине, выруливать не руками, а головой…

Виталий как штурман тренировался с приёмниками GPS, учился прокладывать маршрут от одной точки к другой, выбирая кратчайший путь, работая одновременно с двумя навигаторами.

Было где тренироваться: ежегодно в десятых числах мая бачатские джиперы отправляются на свою традиционную «Разведку боем». Этот трофи-рейд собирает любителей внедорожного экстрима со всей Кемеровской области. «Пройти маршрут и никого не бросить!» — настоящий девиз «Разведки».

Там будущие чемпионы нагляделись на аварии, поняли силу взаимовыручки. Длинная колонна терпеливо простаивала в лесу, пока ребята на «Мицубиси» заваривали треснувший пополам передний мост… Молодой экипаж приучился работать в команде, стал работать, как часы.

«Слив» засчитали, а в болото не полезли

И результаты не замедлили сказаться. Уже в трофи-рейдах 2012 года, по итогам четырёх туров чемпионата, экипаж Медведева-Садыкова-Кириенко занял второе место по Кузбассу. Российская автомобильная федерация присвоила братьям-бачатцам звание кандидатов в мастера автоспорта.

Немало интересных моментов было на трофи 2012 года. На этапе «Кузбасская Ладога», проводившемся в Анжеро-Судженске, «Suzuki Escudo» Медведева чуть не утопило в реке. Мощное течение на переправе протащило джип на 20-30 метров вниз. Но перебраться на другой берег удалось, так что «слив» засчитан…

Безусловным достижение экипажа можно считать, что ему ни разу не понадобился эвакуатор.

Мастерство росло!

— В 2013 году пришлось постараться для победы, — вспоминает Виталий Садыков. – Впервые на моей памяти большинство контрольных точек разместили в болоте или высоко на деревьях. Так было и в «Ашмаринских топях», и в «Мунгатском остроге».

…Нужно кое-что пояснить о трофи-соревнованиях. Зритель видит захватывающую картинку джипов, форсирующих рвы, рвущихся через трясину, и редко задумывается о той работе, которую приходится делать и гонщикам, и организаторам. За день до трофи-рейда оформляются документы участников, в том числе отказ от претензий к организаторам гонок в случае несчастного случая. А такие случаи бывают, в том числе – смертельные.

Машина проходит техкомиссию. Проверяется исправность (закреплён ли аккумулятор, выведена ли в салон дублирующая масса и т.д.), соответствие заявленному классу (ТР-1, ТР-2, и т.д.), каски (достаточно конкуренту на трассе сфотографировать тебя хотя бы с расстёгнутым ремешком каски, и всё – можешь отправляться домой!), ремни безопасности, выдаются наклейки спонсора и бортовые номера. Выдаётся таблица с координатами контрольных точек – временных (на взятие каждой даётся час) и обязательных. Штурман забивает их в навигаторы.

— Работаем с двумя приёмниками, — поясняет Виталий-штурман. – Обычный «Navitel» хорош для дорог, но не всегда точен с координатами точек. Для них лучше «Garmin» — с точностью до последнего столба. Тем более что точки организаторы расставляют по приёмнику «Garmin».

За взятие временной точки начисляются дополнительные баллы. Обязательные точки, понятно, обязательны для всех. Не нашел жёлтую табличку с номером – либо снятие очков, либо дисквалификация. Взятие точки обязательно фотографируется. Член команды должен касаться на фото и машины, и точки, причём в кадре обязателен номер машины. И так – пятьдесят раз, по числу точек.

С точками бачатскому экипажу в нынешнем году везло. Первый этап – найдены все. В «Мунгатском остроге» только одна не взята: Андрей и Виталий не решились лезть в болото на «трапиках». Жалко машину: «трапики» — сварные, а не алюминиевые, можно пропороть колёса, а «Сильверстоун» 31 дюйм – игрушка недешёвая.

Проклятый вопрос: зачем?

Многие джиперы не выдерживают долго такого ритма. Куча новичков бросает после первого трофи-рейда. Иные бьются до «железки», улучшают машину – чтобы однажды продать её по высокой цене. Бачатский клуб внедорожников «Сталкер» то наполняется, то пустеет, хотя клуб – не коммерческое предприятие, без взносов. Это дорого – форсировать джип до нужного класса и держать его в нужной форме.

И вправду: зачем лезть в грязь? Великая ли радость – ложиться под машину прямо в холодном ручье, чтобы ремонтировать её на маршруте? Привода постоянно «летят», радиаторы пробивает, отлетают поворотные кулаки. Колёса, как их ни береги, пробивает. Расходы большие, а награды… Общественные, скажем так. Чем-то спонсоры помогут, где-то сами внедорожники скинутся. Расходы на соревнование списать хватает – и ладно. А ведь сколько потом полезет из джипа «сюрпризов», какая переборка по закрытию сезона предстоит!

Виталий Садыков, если его спросить о причинах, хитро кивает на брата. Мол, куда мне было деться от родни!

— Для меня участие в трофи – жизненная необходимость, — подумав, сообщает Андрей Медведев. – Каждый раз – испытание, которое нужно «дожать» на последнем дыхании. Пока борешься – живёшь. А на выживание деньги тратить не позорно и не глупо.

Андрей вообще не унывает: непрошибаемый оптимист. В следующем сезоне нужно брать новый рубеж: выходить с областного на сибирский уровень. Возможности есть, опыта стало больше. Теперь любой кандальный сибирский тракт ему по плечу!

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/news/sport/54591.html

Ашмаринские топи под Новокузнецком (которые гонщики в шутку называют «кошмаринскими») – это первый этап чемпионата Кузбасса 2013 года по трофи-гонкам.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: