Войти на сайт

Владыка Никанор

Фото © В. Светличный

Как сын шахтера — мальчишка из Грамотеина — стал архимандритом Владыкой Никанором. Епископ Енисейский и Лесосибирский дал корреспондентам «БВ» эксклюзивное интервью.

Богатство беловской земли не только в ее недрах, наш город — родина многих именитых людей. Александр Панкратов-Черный – популярный артист театра и кино, Евгений и Анатолий Рыбаковы – мастера спорта международного класса, и это только из Грамотеина. Совсем недавно в редакции газеты состоялась встреча с еще одним уроженцем Грамотеина — епископом Енисейским и Лесосибирским.

— Владыка, ваше детство и юность прошли здесь. Что запомнилось?

— Я рос обычным ребенком, учился в школе №23, занимался с удовольствием, в аттестате среди отличных оценок было всего четыре «четверки», очень любил историю, обществознание, у меня была тяга к механике, ходил в кино, играл в футбол. Не скажу, что наша семья была неверующей, но мои родители редко ходили в церковь. Папа — Николай Фотиевич Анфилатов – был шахтером, работал в Грамотеинском шахтоуправлении, мама – Тамара Андреевна — работала заведующей магазином. К церкви меня приобщила наша любимая бабушка Тася. Она была простым человеком, даже школу не закончила, но удивительно светлым, всю свою любовь вложила в нас — своих внуков. Мой брат — Александр Николаевич Анфилатов — в настоящее время работает тренером по хоккею в СК «Грамотеинский».

— Как вы пришли на духовный путь?

— Знаете, в обществе издавна сложился стереотип, что в Церковь ходят из-за несчастной любви или из-за каких-то проблем. Меня — Господь привел. Мы жили в советское время, тогда отношение к Церкви было совсем другое, но на моем жизненном пути встретились замечательные люди. В Белове в Вознесенском Храме служили отец Михаил Кизюн, отец Григорий Тарасов и отец Петр Гутович. Я часто бывал на службах, и на меня обратили внимание, позже отец Михаил стал моим духовником. После окончания школы, в 1987 году, поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт, стал учиться и по-прежнему посещал службы. Познакомился с интересными, образованными людьми. Пропаганда в те годы твердила, что в церквях собираются отсталые мракобесы, а оказалось, все наоборот.

— Как реагировали окружающие?

— По разному, кто-то подсмеивался, кто-то не понимал, но я твердо стоял на своем.

— А в армии проблем не было?

— В армии служил рядовым, хотя в институте была военная кафедра. После «учебки» назначили командиром танка, получил звание -гвардии младший сержант. Оружие в руки взял уверенно, конфликта в душе не было. Любой православный человек вам скажет: «Кто душу положит за други своя, тот спасет ее». А как ее не положить за свою землю, за родителей? Православная Церковь знает святых воинов – это Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Родион Ослябя, недавно был канонизирован в лике святых Федор Ушаков – адмирал флота. Они положили души, защищая Отечество.

В армии я встретил православных ребят, и хотя открыто не говорил, что верующий, но у меня был крестик и от руки написанная молитва. Офицер нашел листочек, посмотрел и отдал. Сказал: «Убери, нельзя». Я переложил ее в другой кармашек.

— Когда наступил переломный момент и вы точно решили, что духовная стезя – это ваше?

— Переломного момента, когда я стоял на перепутье и думал: «По духовному пути мне пойти или по мирскому?», не было. Меня Господь ведет по жизни. Серьезный конфликт был дома: в советское время ребенок учится в институте и ходит в церковь. Для родителей это была проблема, но не для меня! Почти 25 лет, как я избрал свой путь, и ближе и роднее ничего нет. Я ни разу не пожалел и не раскаялся. К окончанию учебы светская стезя меня не привлекала. У меня появился духовник — отец Серафим, сейчас, когда я бываю в Москве, навещаю его. В сан диакона меня рукоположил епископ Палладий (Шиман), это было в Ижевске в апреле 1992 года, в сан священника архиепископ Николай (Шкрумко).

— С тех пор прошло 23 года. За это время вы служили диаконом в Удмуртии, вторым священником в Южно-Сахалинске, настоятелем храма в Красноярской епархии (с. Сизая), наместником мужского монастыря в Енисейске, окончили Московскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В мае 2014 года вас избрали епископом Енисейским и Лесосибирским. Вы уже год – епископ. Какие впечатления?

— Енисейская епархия охватывает 980 тыс. кв. км площади, на ней действуют 52 прихода, а проживает всего 167 тыс. населения. Численность очень низкая, но, вопреки убеждению, что в церковь ходят одни старушки, радует то, что в церкви много детей и молодежи.

Помимо административных задач передо мной стоят и духовные — это строительство храмов, молодежное движение и социальная работа. Епархия по численности небольшая, но у нас работает антикризисный центр «Спиридоновский», где люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и, не имея возможности обратиться в госструктуры, получают крышу над головой, одежду, еду. Всего в центре — 50 человек, 10 из них — лежачие. Подумайте только: каково каждый день ухаживать за лежачим больным? Но самоотверженные люди есть – это наши прихожане и сестры милосердия. У нас есть реабилитационный центр по борьбе с пьянством и наркоманией, реконструируется богадельня на 15 человек. В Енисейской епархии действует единственный Музей современного христианского искусства, а также музей Истории и традиций Русской армии. Больше 20 лет работают 2 православных гимназии в г. Енисейске и в г. Лесосибирске. Это полноценные лицензированные учебные заведения. Уже есть выпускники, которые окончили гимназию, получили высшее образование и пришли к нам работать учителями!

— На какие средства живет епархия?

— На пожертвования прихожан. Наши социальные инициативы основаны на взаимопомощи и поддержке друг друга в большинстве приходов есть материальный склад, куда люди могут отнести вещи, которые им больше не нужны. Вещи хорошие, чистые, и те, кто нуждается, — берут. А Спиридоновский центр нам помогают содержать предприниматели, которые жертвуют продукты, стройматериалы, лекарственные средства и предметы гигиены и оказывают помощь в хозяйственных работах.

— В беловской семье был случай: бабушка учила внучку: если согрешишь, а потом покаешься, то все будет хорошо, и грехи будут отпущены. Девочка убила человека…

— Печально. Эти наставления бабушки никакого отношения к православию не имеют. Первая заповедь Божия гласит: не убий! Жаль, что люди редко ходят в храмы! Не бабушка, а священник должен был объяснить девочке, что истина и что зло. Особенно много выдуманных традиций связано с погребением. На кладбище в Родительский день такое впечатление, что на языческую тризну попал, а не на православное поминовение: все пьянствуют! А усопшим нужна молитва.

— Как складываются отношения со светской властью?

—  Церковь отделена от государства, поэтому мы можем только просить власти посодействовать в каких-то делах. Слава Богу, все понимают, что противостояние не приносит пользу ни обществу, ни государству. Мы очень рады, что Президент России подписал Указ о праздновании 400-летия Енисейска, что начала работать специальная программа по сохранению памятников истории, в том числе православных храмов!

Вообще, у нас много общих задач. Не секрет, что молодые семьи часто распадаются. И Церковь, и государство ратуют за сохранение нравственных основ, свойственных нашему народу, стремятся к тому, чтобы они стали фундаментом общества.

— Енисейску почти 400 лет. В храмах сохранились старинные иконы?

— Город основан в 1619 году, Спасский монастырь — еще раньше: в 1593. К сожалению, многие святыни были уничтожены, но сохранилась святыня Спасского монастыря икона Спаса Нерукотворенного 17 века, когда-то висевшая над входом в монастырь, а так же святыня нашей епархии — плачущая икона Казанской Божией Матери. Икона старинная, мироточивая, почитаема прихожанами. На окладе висят колечки, сережки. Люди не просто так отдают — это благодарность. Знаю пару, которая 12 лет ждала ребенка, и вымолили, потом крестили у нас ребенка. Это чудо. Чудо происходит каждый день, просто мы этого не видим, заняты хлебом насущным.

— Владыка, не могу не спросить: ваше отношение к событиям на Украине?

— Каждую службу во всех храмах епархии читается молитва за Украину. Гибнут наши братья, нас это не может не волновать. Также Украину «раздирают» различные религиозные расколы, уния, секты. Самая страшная вражда – религиозная!

— Это наказание Господа?

— Нет. Это проверка на духовную зрелость украинского народа.

— Вы лично знакомы с Патриархом Кириллом. Расскажите о нем.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию арзимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского— Патриарх — добрый, отзывчивый и внимательный человек. Ему небезразлична судьба русского народа, он несет на плечах огромную ответственность. Мудрость Патриарха позволяет ему сохранять ровные отношения с властями зарубежных стран, ведь наши епархии разбросаны по всему миру — это и Западная Европа, и Австралия, и Америка. Огромная заслуга Святейшего Патриарха и в том, что Церковь объединяет людей. В православных приходах многих стран молятся не только выходцы из России, но и иностранцы открывают свои души и воспринимают красоту Православия!

— Что вы думаете о новых религиозных объединениях?

— Господь сказал: «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют Ее». Церковь одна, а все остальное от лукавого. Очень часто чтобы оправдать свою бездуховность люди принимаются толковать Евангелие так как они его понимают и тем самым многих вводят в заблуждение. Православная Церковь на протяжении своего существования постоянно сталкивалась со лжеучителями, по разному себя именовавшими, но мы твердо знаем, что Церковь создал Господь наш Иисус Христос призвав Апостолов, а они в свою очередь через возложение рук поставили епископов, священников и диаконов для сохранения в чистоте веры Христовой. Эту истину Церковь и хранит на протяжении уже двух тысяч лет. Да, в наше время мы видим множество течений именующих себя христианскими и каждый из них претендует на истину. А истина в словах Христа: «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее», и эта Церковь — Православная.

— Как вы поддерживаете физическую форму?

— Соблюдаю монашеское правило, а оно включает в себя множество поклонов.

— Любимая светская книга?

— «Повесть о настоящем человеке».

— Как проводите свободное время?

— Езжу по строительным магазинам! У нас идет стройка. Все внимание ей.

— Кто ваши друзья?

— Самых близких – два, в том числе мой духовник.

— Ваше хобби?

— Книги, редкие издания.

— Владыка, ваши пожелания беловчанам.

— Любви Христовой. Чтобы человек строил жизнь не только для себя, но и для своих родных, близких, детей, тогда все встанет на свои места.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Следующей по значимости ступенью церковная иерархия называет высших чинов, которые управляют епархиями (территориально-административными церковными округами). Они носят объединяющее название — архиерей. К ним относятся: митрополиты, архиепископы и епископы.

Вы можете оставить комментарий к этому материалуhttps://mediakuzbass.ru/newspapers/71907.html

Как сын шахтера — мальчишка из Грамотеина — стал архимандритом Владыкой Никанором. Епископ Енисейский и Лесосибирский дал корреспондентам «БВ» эксклюзивное интервью.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: