Последние новости:
Во Всероссийский день посадки леса, 18 мая, в нашем регионе массово укореняли молодые деревья. В основном – на землях населенных пунктов. Как эти акции влияют на общее состояние кузбасского леса и каким может быть его углеродный вклад в свете утверждения российской климатической повестки, выяснял наш корреспондент.
В Кемерове в этом году в разных районах города посадили пенсильванские ясени, снежноягодники, сосны и другие деревья. Более 20000 саженцев – только во Всероссийский день посадки леса. А накануне его в поселке Пионер существующий лес волонтеры «Зелёной дружины СГК» и студенты полнили 16000 молодыми соснами – в будущем эти деревья образуют мощный хвойный массив.
Значение подобных акций – в основном идеологическое: привлечь внимание общественности к необходимости сберегать и приумножать лес, отмечают в курирующем такие мероприятия областном департаменте лесного комплекса. Но и практическая сторона здесь, безусловно, тоже присутствует.
«Деревья фильтруют воздух, которым мы дышим, очищая его от пыли и других загрязнителей, таких, как монооксид углерода и диоксид серы, – поясняет начальник департамента Геннадий Липатов. – Вот почему посадкой новых деревьев в крупных городах мы можем сократить городской парниковый эффект. Ведь охлаждающее воздействие всего лишь одного молодого здорового дерева равняется эффекту от десяти климатических установок, работающих по 20 часов в сутки».
На посадки в лес волонтеров вывозят очень редко, отмечают в департаменте: там клещи, бездорожье, и это работа на целый день, причем тяжелая физически. У ведомства свои планы лесовосстановления, и к акционным посадкам они отношения не имеют.
Париж – лесом
Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов», или так называемый закон о компенсационных лесах. В случае его принятия в нашей стране будет впервые зафиксирован непреложный принцип: на один гектар вырубок – один гектар лесовосстановления.
«В этом случае работы по лесовосстановлению, лесоразведению, озеленению территорий потребуют профессионального подхода, увеличения объемов выращивания качественного посадочного материала, – комментируют законопроект в департаменте. – Очевидно, что внимание государства к вопросам повышения лесистости территории, озеленению территорий населенных пунктов будет возрастать всё больше, что в свою очередь требует от региональных и муниципальных властей новых подходов и особого отношения к работе в этом направлении».
С лесами связаны планы России по исполнению обязательств Парижского соглашения по климату, которое страна собирается ратифицировать в 2019 году. Как известно, деревья поглощают СО2 или, наоборот, выделяют его при определенных условиях (вырубка, чрезмерная эксплуатация, старение, разложение, сложные погодные условия, пожары, поражение вредителями). Напрямую на баланс углерода в лесах влияет хозяйственная деятельность человека. По данным департамента лесного комплекса, в Кузбассе максимальные объемы заготовки древесины зафиксированы в 1975 году – 4,8 млн метров кубических. К 2000-м объемы лесозаготовки снизились до критического минимума, а за последние годы возросли незначительно – до 700 тысяч кубометров в год. На 35% покрытых лесом земель Кузбасса (особо охраняемые природные территории (ООПТ), защитные леса) сплошные вырубки запрещены. На остальной территории лесного фонда лес рубят в масштабах, не превышающих 15% от установленной ежегодной расчетной лесосеки.
«Сведение лесов для угледобычи намного сильнее влияет на углеродный баланс нашего региона, чем вырубка лесов, поскольку по масштабам изменения природной среды два этих процесса не сопоставимы», – отмечают в департаменте.
Как ни парадоксально звучит, но сокращение вырубки леса также плохо сказывается на его углеродном балансе. У старых, перестойных деревьев поглотительная способность снижается. По данным официальной статистики, в лесном фонде региона преобладают спелые и перестойные (37,1%) и средневозрастные (30,9%) насаждения. То есть деревья возрастом от 80 лет и старше составляют почти половину лесов области.
Молодые, интенсивно растущие деревья активнее накапливают СО2. Максимальная поглотительная способность – у вторичных лесов со значительной долей мягколиственных пород (таких, как береза и осина), которые растут гораздо быстрее хвойных. Основную часть земель лесного фонда Кузбасса занимают деревья хвойных пород – 56,4%.
Несчетные запасы
Учет углеродного бюджета лесов на территории нашей области не ведется и пока не планируется, пояснили в департаменте лесного комплекса: это не входит в официальную оценку эффективности лесного хозяйства. Между тем летом прошлого года Минприроды утвердило как национальный подход систему региональной оценки бюджета углерода лесов (РОБУЛ), которая отталкивается от данных государственного лесного реестра. Некоторые эксперты подвергли ее критике как занижающую поглотительную способность лесов. Существуют и альтернативные методы учета стоков (накопления) СО2 лесами и эмиссии (выделения).
Общую эмиссию парниковых газов регионом, которую уже провели более десятка субъектов федерации, в Кузбассе пока также не оценили.
«Инвентаризация парниковых газов, всех выбросов в регионе, по закону – добровольная, сроков для нее не обозначено, – объясняет начальник отдела окружающей среды и экологической экспертизы департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Оксана Миняева. – Сегодня мы над этим работаем. Инвентаризация стоит определенных денег, и мы прорабатываем возможность внесения в программу бюджета этих средств. Что же касается оценки углеродного баланса лесов, – пока не определен орган, который будет этим заниматься».
Специалист предполагает, что бореальные леса Сибири обладают большой поглотительной способностью, и ими компенсируется эмиссия СО2.
Заметный вклад в накопление и хранение углерода могут внести леса, восстанавливающиеся на брошенных землях сельскохозяйственного назначения. Однако их не учитывает РОБУЛ. Более того, они могут стать эмитентами парникового газа, если земли вновь войдут в сельскохозяйственный оборот или на них начнется другая деятельность. В департаменте лесного комплекса приводят в пример историю с посадками кедра на землях сельхозназначения в Юргинском районе, которые по решению суда отчуждены в пользу частного лица. Сейчас, по словам собеседника газеты, эти деревья выкапывают и вывозят на продажу в другие регионы.
Пока по-прежнему не ясно, каким именно образом Россия будет выполнять взятые на себя климатические обязательства, но роль леса в них, по-видимому, останется очень важной. Чтобы увеличить поглощение углерода зелеными легкими, нужно усиливать охрану леса от пожара, менять технологию рубок и подходы к лесовосстановлению. Избежать накопления перестойных лиственных деревьев может развитая технология глубокой переработки древесины.
Цифры
Кемеровская область покрыта лесом на 60,4%. Площадь лесного фонда – 6308034 гектара. Из них резервные леса – 77,4 тыс. га, защитные – 1862929 га, эксплуатационные – 4367718 га.Между тем
Федеральный закон о зеленом щите (от 03.07.2016 г. № 353-ФЗ) позволяет создавать в городах лесопарковые зеленые пояса по инициативе общественности. С идеей опоясать Кемерово защитными борами в Общественную палату в прошлом году обратились общественная экологическая организация «Ирбис» и ОНФ. Они предложили наделить защитным статусом не только насаждения, расположенные в границах города, но и прилегающие к ним пригородные массивы. По мысли авторов инициативы, в зеленый пояс необходимо включить шесть боров, расположенных на территории Кемеровского муниципального района: вместе с городскими борами они образуют единую естественную экологическую систему реликтовых сосновых лесов. В итоге в зелёный щит предложили включить ООПТ «Рудничный бор», Красный бор, долину реки Камушка, Серебряный бор, Зеленую горку, Ключевой бор, Пригородный бор, Комиссаровский бор, Пионерский бор, Ишановский бор, Мартемьяновский бор, Промышленновский бор, Тропу здоровья, парк Кузбасский, Березовую рощу (Кировский район), Федоровский сквер, а также прилегающие к границам города территории Журавлевского, Елыкаевского, Верхотомского, Старочервовского, Мозжухинского, Мазуровского боров, расположенные в Кемеровском районе.В конце лета инициатива прошла общественные слушания, протокол направили в областной Совет народных депутатов. В октябре тот принял постановление о создании зеленого щита. Однако, как сообщили «Кузбассу» в региональном отделении ОНФ в Кемеровской области, идея до сих пор не оформилась в закон:
«Мы планируем вернуться к этому вопросу, нам нужно собраться с департаментом лесного комплекса, чтобы понять, как они это видят, что они оценили. Есть спорные земельные участки, по которым есть вопросы, чтобы их сохранить, есть предложение увеличить площадь».
В свою очередь активист ОНФ Денис Застрелов рассказал, что пока вышеозначенные лесные земли ждут охранного статуса, их продолжают нарезать под застройку и вырубать.
Во Всероссийский день посадки леса, 18 мая, в нашем регионе массово укореняли молодые деревья. В основном – на землях населенных пунктов. Как эти акции влияют на общее состояние кузбасского леса и каким может быть его углеродный вклад в свете утверждения российской климатической повестки, выяснял наш корреспондент.